24
25
26
Ремонт в гаражных условияхИспытание слабины подшипничов приспособлением с индикатором Производить подтяжку стучащего подшипника без разборки двигателя в гаражах, не имеющих приспособления, указанного на рис. 1, не (рекомендуется. Возможная чрезмерная натяжка одно-го подшипника приводит к »&6zлавсированному сопротивлению и напряжению на соседние подшипники, вызывая в них стук. •Приспособление состоит из намагниченной дуги и прикрепленного к ней индикатора I (рис. 1). Циферблат калибра разделен на 100 делений, из которых каждые 10 отделений занумерованы, причем каждое из них соответствует одной тысячной дюйма. около поршня так, чтобы острие стержня индикатора стояло на поршне, а стрелка на ну-. ле. Резиновым присосом 2 схватыв-ается поршень, поднимается вверх и опускается вниз. Стрелка индикатора с чувствительностью до 0,010" наказывает на циферблате размер слабины шатунного подшипника-. Подшипник, показывающий по поршню ипру в 0,004" и более, 'необходимо подтянуть. Таким способам должны быть проверены и отрегулированы все подшипники. Из подшипников, показывающих слабину более нормальной, следует из'ять прокладку толщиной, равной излишкам. Измерение толщины прокладки производится тем же приспособлением (ом. рис. 2). Если после удаления соответствующей прокладки между половинками подшипника -показатели слабины по поршню окажутся более нормальных размеров, эту слабину надо отнести к поршневому Пальцу. Распределение Часто после пробега! автомобиля сверх 40 тыс. км в распределительной коробке двигателя появляются шумы сносившихся зубцов распределительных шестеренок. Поэтому при реманте двигателя шестеренки должны быть промерены зубомерам. Нормальный зазор междуРИВ. 1. Посредством набора шестеренок внутри индикатора малейшее поднятие стержня вверх заставляет 'стрелку двигаться по циферблату, и, чтобы соответствовать укрупненным делениям на циферблате, каждая тысячная часть дюйма увеличивается в соответствующее количество раз. Испытание производится так: намагниченная дуга ставится на блок (после снятия головки)Рис. 3. зубьями шестеренок считается 0,002". При выработке зубьев, доходящей до 0,010" Зазора в распределительных шестеренках происходят шумы, а в газораспределении —- неювоевременное открытие и закрытие клапанов. Для избежания этого следует заменить обе или в крайнем 'случае (временно) одну р-аспределител'ыную шестеренку новой. Если обе шестеренки изготовлены из разнокачественногоРис. 2.24 материала, предпочтительнее произвести замену шестеренки, стоящей на коленчатом ф-алу, так как в этом случае она изнашивается скорее уже по одному тому, что имеет вдвое большее вращение по qpaBH-ению с шестеренкой, посаженной на распределительном валике. Для быстроты и удобства снимания распределительной шестеренки, в .каком бы положении мотор ни находился, необходимо для избежания повреждений шестеренки или вала иметь с'емник. показанным на рис. 3. ТакойПоршень. Кольца и валик Для того чтобы добиться максимальной работоспособности двигателя, необходимо обратить особое внимание на качество поршневых колец. Независимо от прочих качеств и расстановки замков поршневых колец, каждое кольцо должно иметь давление на стенки цилиндра в размере 4 кг. Проверка этого давления производится специальным индикатором. При отсутствии индикатора он может быть с успехами заменен гирей весом в4 ш. Ислытакие -под тяжестью лири производится следующим путем. Тяжесть в4 Kir подвешивается- на шнурке к верхней части исрипмееого кольца так, чтобы к шнурку, проходящему через .центр', радиус, идущий от 'замка кольца, стоял перпендикулярно, а .стянутое кольцо получило в замке зазор, равный 0,0-06". При подгонке поршневых колец по цилиндру, бывшему is работе, кольца следует примерять в месте цилиндра ближе к пятке, так как цилиндры у камеры сжатия изнашиваются больше. При правильном диаметре цилиндра в верхних кольцах устанавливается зазор в 0,010", -а в нижнем кольце—-0,006". Это производится -вследствие того, что верхняя часть поршня -с кольцами сильнее нагревается и, следовательно, больше расширяется. Поэтому я каружный диаметр верхней части поршня должен быть газ 0,015" 'меньше нижней части поршня, к ж это видно из рис. 5. Для сборки шатуна с поршнем, при посадке поршневого пальца, употребляется прибор «Вильсона» с электр-оп-одогрсвателем, нагреваемый двумя 500-ватными элементами. Для того чтобы можно было вставить палец без особых усилий, поршень подогревается в течение 4&пой минуты.:1JL, Itl 1IIIЖ•нрс 4и\)--ЩШ few с'емикк может оыть сделан средствами каждого гаража, с утилизацией для этой цеди старых болтов и |гаск, которыми изобилуют даже незначительные автохозяйства-; конус с'емника можно запилить в тисках, так 'как точности от него не требуется. Пользуясь случаем, не лишне познакомить читателей с одним «универсальным» с'-емяиком, изображенным на рис. 4. Он -может быть использован для снимания разных шестеренок, подшипников всевозможных размеров и пр. Зацепы 1 должны быть откованы из стали. Все прочее для с'емника может сделать слесарь пятого разряда. Возвращаясь к стукам в распределительной коробке, надо сказать, что иногда, стуки, появляющиеся в двигателе, трудно распознаются даже опытным механиком. Нередки -случаи, когда стуки получившего долевое хождение кулачкового валика о крышку распределительной, коробки принимались за стуки в первом цилиндре двигателя. В. таких случаях обычно доходят до того, что снимают головку цилиндров и отнимают нижнюю часть картера. Только после того как эта разборка двигателя приводит к убеждению, что в подшипниках и поршнях все обстоит благополучно, дальнейшие поиски приводят к распределительной коробке, и стук обнаруживается в выработанном кольцевом утолщений, имеющемся на шестеренке кулачкового валика, которым она упирается в переднюю крышку распределительной коробки. При «работке этого утолщения распределительный валик получает долевое хождение и периодически стучит о крышку распределительной коробки. Для устранения этого явления на конец распределительного валика, под гайку, затягивающую шестерню, ставится шайба соответствующей толщины с тем, чтобы долевое хождение валика было не более 0,05 мм.Но этот импортный прибор с успехом может быть заменен следующим простым способом: надо опустить поршень в кипящую воду. Здесь от нагрева он расширится вместе ,с отверстиями для пальца. В эти отверстия после протирки их вталкивается рукой поршневой палец ео стопорным кольцом, смазанные маслом.25 mm mmgsss S|s?ff&Рис. 6. Окончательная сбэрка двигателя . Перед оборкой двигателя должна быть строго 'р-ызе^ена правильность шатуна и точность оборки шатуна с поршнем и подшипниками (См. статькз «Ремонт в гаражных условиях», «За Рулем», № 12). - Оборка без такой проверки может привести к неправильному положению поршня в -цилищре, как указано на рис. 6. Это уменьшает мощность двигателя, увеличивает -расход горючего, .пропуская газы в картер', отражается на качестве масла, нарушает уравновешенность работы двигателя ив некоторых случаях грозит проломом стенки цилиндра у камеоы сжатия «б» {рис. 6). Для продуктивности и удобства работы при сборке двигателя надо иметь передвижкой металлический стэнд, как указано на рис. 7. Изготовление такого стэнда м-ожет быть произведено средствами любого гаража из обрезков углового ж-елеза и водопров-одн-ых труб. Имея очень маленький габарит, этот -стэнд кроме того дает возможность подхода к двигателю в процессе монтаже со всех шести сторон. После окончательной обарки двигателя, присоединения к нему сцепления и коробки передач, на том же самом •стэнде' -©дин рабочий перекатывает весь двигатель к месту установки его на раму. P*J. 7.Рис. 8 На рис. .8 приведен еще более простой и доступный в изготовлении пере.твижной стэнд для монтажа двигателя «Форд» вместе со сцеплением и коробкой передач. Инж. С. НотовВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛА „ЗА РУЛЕМ"Ограничение тиражей заставляет нас значительно сокращать отпуск журнала для розницы и удовлетворять в первую очередь подписчиков.Чтобы обеспечить себя журналом, подпишитесь или возобновите подписку на 1933 г. забл говременно на местной почте. Долгосрочная подписка обеспечиваетнаиболее аккуратную доставку.26