AЛ.СЕРЕБРЯКОВ•'•'"• •"•ТТГП||1111||11111ГГ~ТРАНСПОРТ ЗАЛЕТго этого Советская республика в 1918 г. обладала автопарком, состоявшим из 10 тысяч автомашин. В последующие годы за счет выявления скрытых владельцами автомобилей и частичного восстановления поломанных, автопарк медленно пополнялся, достигнув: в 1919 г. — 12 тыс. машин, в 1920 г. — 30 тыс., в 1921 г. — 14 тыс., в 1922 г. — 15 тыс., в 1923 г. — 13 тыс. и в 1924 г. — 17 тыс. По окончании гражданской войны Страна советов, залечивая огромные раны, нанесенные войнами всему народному хозяйству, была лишена возможности вложить в автодорожное хозяйство средства, необходимые для его достаточного развития. Наряду с восстановительной работой во всех отраслях народного хозяйства, с огромной работой по восстановлению железнодорожного транспорта, проводилась работа по ремонту безрельсовых дорог. Медленно пополнялся автопарк, но это попол-' некие было настолько незначительным, что едва, покрывало естественную убыль изнашивавшегося автопарка. Этим объясняется то обстоятельство, что автопарк, достигнув в 1925 г. 18 тыс. автомашин, сохранил это количество до 1929 г. По окончании восстановительного периода, когда Советский союз приступил к созданию крупной социалистической индустрии и социалистическому переустройству сельского хозяйства, к подведению новейшей технической базы под все отрасли народного хозяйства, — во всю ширъ встал вопрос о ликвидации нашей автодорожной отсталости. До этого периода автодорожного хозяйства, как такового, по существу и .не было. Совершенно отсутствовала автопромышленность. Дорожное хозяйство не имело механического оборудования. Производство дорожных вдашин в нашей промышленности не было налажено. По вопросу о дорожных машинах т. Ленин писал в 1921 г. в письме к М. П. Горбунову, «Два инженера говорили мне, что в Америке делают дороги машиной, которая превращает проселок в шоссе только силою своего давления; как бы это важно было для нашей бездорожной полудикой страны». Дорожное строительство на селе с трудучастием населения (дер. Н. - Ликеево, Горьковск. край) Фотр БерезинаНаибол'ее ярмими показателями технической и культурной отсталости царской России могут служить исключительная отсталость местного транспорта и бездорожье, сковавшее огромную территорию России. Бездорожье, Tipeштстзовавшее проникновению в деревню культ туры и революционной мысли, являлось верным союзником царского правительства в проведении политики угнетения и порабощения многомиллионных крестьянских масс. Небольшая сеть дорог, обслуживавших интересы торгового капитала, « специальных дорог в-оенйо-тратегичеокого значения в Польше, Литве, на Кавказе (Военно-Грузинакая доporaj и т. п. строилась путем применения .каторжного труда крестьян, между тем «эк дороги, которые могли бы обслуживать внеочередные хозяйственные и бытовые нужды крестьянства, не строились. Вот почему Россия по насыщенности территории дорогами занимала 33-е место в - мире, отстав по сравнению с Японией в 90 раз и опередив лишь такие страны, как Алжир, Тунис и Марокко. Вот почему Англия обогнала царскую Россию в1 170 раз по наличию дорог с каменными покрытиями. Значительная часть дорог была проезжей только в сухую пагоду, превращаясь во время дождей в непролазную грязь. В условиях царской России ее могло быть и речи об организованной эксплуатации дорожной сети и потому огромная часть этой сети, быстро раз-.. рушаясь, приходила в непроезжее состояние. Вот краткая характеристика того дорожного «хозяйства», которое после дополнительного разрушения в период мировой и гражданской войны получено Советским союзом в наследство от царской России. Техническая отсталость, дореволюционной России не в меньшей степени оказалась ив чрезвычайно медленном насыщении 'Страны автотранспортом. То лысо во время мировой войны Россия стала усиленно импортировать автомобили ив Америки. К моменту Октябрьской революции в России насчитывалось около 30 тысяч автомашин. Из этого количества автомашин огрс иная часть осталась в руках белых, часть была скрыта владельцами машин и немало машин искалечено. В результате все... j*<~-Ш?МSK.rt;ee,„.6 Дорожное строительство в городах развернулось широким фронтом. Вековечный булыжник уступает меСТО асф^ЛЬТу И Орусчаткв Фото А. Ш айхета Автрдорожные кадры в этом периоде насчитывались единицами, специальных учебных заведений по подготовке их не было. Отсутствие механизации и кадров не только тормозило развитие нового дорожного строительства, но и не обеспечивало нормальной эксплоатации существовавшего автодорожного хозяйства, не обеспечивало сохранность основного автодорожного капитала. Организационная структура управления автодорожного хозяйства не обеспечивала должного развития этого отсталого участка социалистического строительства. Между тем огромные темпы социалистического строительства во всех отраслях народного хозяйства настоятельно требовали более быстрого развития автотранспорта, требовали ликвидации векового бездорожья. На помощь автодорожному хозяйству приходит советская общественность, которая об'единяется в добровольном обществе Автодор, •ставящем своей основной задачей практическое содействие автомобилизации страны и борьбу за хорошие дороги. При помощи автодоровской общественности были преодолены исключительные трудности, стоявшие на первых шагах развития автодорожного хозяйства. Огромны заслуги общества в разрешении вопроса о создании советской автопромышленности. 1-й всесоюзный дорожный с'езд, созванный по инициативе о-ва Автодора, определив основные пути развития автодорожного хозяй•ства, сыграл огромную роль в деле организации широкой общественной помощи разрешению. автодорожной проблемы. Начиная с 1929 г. прогрессивно растет автопарк. Его рост характеризуется следующи-' ми цифрами: в 1928 г.—'18 тыс. автомашин; в 1929 г. —20 тыс.; в 1930 г. — 2 5 тыс.; в 1931 г. — 40 тыс. и в 1932 г.— 64 тыс. За эти годы вошли в строй следующие действующие заводы: завод им. Сталина в Москве и Ярославский завод, производящие грузовые автомашины; автогигант им. Молотова в гор'. Горький. Эти заводы обеспечивают рост автопарка во второй пятилетке. Огромные требования; предъявляемые страной к автотранспорту, попутно с расширением производства на существующих зат оцах, требуют строительства новых автозаводов, а также и мотоциклетного завода. Создается сеть авторемонтных заводов и баз, предстоит огромная работа по гаражестроению. Исключительное значение приобретает разрешение проблемы перевода части автотранспорта на твердое топливо. Уже сейчас автотранспорт в Советском союзе достиг того предела, когда он из подсобного "вида транспорта превратился в транспарт, имеющий самостоятельные хозяйственные функции. Особенно велика роль автотранспорта в перевозке с.-х. продуктов и обслуживании грузооборота на небольших расстояниях. В отдельных районах Советского союза автотранспорт является единственным видом транспорта, осуществляющего огромную работу по перевозкам. Несмотря на огромную роль автотранспорта в общей системе народного хозяйства и зйа-7 читальные сдвиги в практическом разрешении проблемы автомобилизации страны, состояние эксплоатации автохозяйства оставляет желать лучшего. С большими трудностями, без достаточного кадра квалифицированных сил, при отсутствия дорожной механизации и опыта, Страна советов приступает к новому строительству дорог и улучшению существующем дорожной сети. По мере механизации, выращивания новых кадров и накопления опыта, темпы дорожного строительства из года в год усиливаются. Значительно увеличиваются вложения в дорожное хозяйство. В 1929 г. Советский союз вкладывает в дорожное хозяйство 81 млн. долларов, в то время, как Италия в том же году вложила 18 789 тыс., Франция — 89 900 тыс., Англия —96 279 тыс. и Германия — 168 9S0 тыс. В последующие годы вложения Советского союза в дорожное хозяйство растут, доГрунтовые дороги В 1931 141 158 Отремонтировано . . . 69 000 1932 18288 173 251Огромное значение в разрешение дорожной' проблемы играет мобилизация* внутренних ресурсов населения. Удельный вес трудового участия населения в дорожном строительстве из года в год увеличивается, являясь почти единственным источником строительства ире монта низовой сети дорог. И если в 1929 г. (первый год применения трудучастия) вложения населения дали в дорожном строительстве ничтожный эффект ив 1930 г. около 30 млн. руб., то в 1931 г. трудовые вложония населения достигли '160 млн. руб., а в 1932 г. (за 9 месяцев) эффект превысил размеры 1931 г. Эти сдвиги являются следствием осознания широчайшими массами трудящимся деревни важности разрешения дорожной проблемы, а также следствием усиления помощи различных звеньев советской общественности дорожному строительству. Искусствен, сооружен. в пог. метрах 1931 222 710 163 000 1932 228 824 240 308 % 103 143Дороти с кам. покрыт кило метр ях % 129 251 1931 721 1500 1932 1058 1275°о /147 85гоняя размеры вложении передовых в техническом отношении капиталистических стран. Растет, улучшается и совершенствуется сеть дорог союзного значения. Этот рост характеризуется следующими цифрами: В 1929 г. В 1932 г.Помещаемая выше таблица, содержащая сравните льные данные о произведенных с трудучастатей населения работах за 1931 г. и неполные сведения о работах за 9 месяцев 1932 г. дает яркую картину этих сдвигов. В этих успехах имеется заслуга автодоровской организации, которая принимала руко42 029 км водящее участие в проведении опытных ра Грунтовые дороги (улучш.) 32 616 км бот на этом участке и установления на осно6 215 , Гравийные 6 677 „ ве этого опыта основных принципов органиС каменным покрытием ( 15 242- , 12 509 зации и проведения дорожных работ с трудоУсовершенствованные . I вым участием населения. В результате этих успехов мы имеем вСо В сего . . .51802км 63 507км ветском союзе отдельные районы., преобраУвеличивается и улучшается общая сеть учзившие лицо своих дорог. К таким районам тенных дорог по Советскому союзу: надо отнести Чувашскую национальную республику, покрывшую свою территорию густой В 1931 г. В 1932 г. сетью проезжих дорог улучшенного типа. К 1 369 692 числу передовых районов надо отнести МаГрунтовые дороги . . , . 1 129106 66 339 рийскую область, Горьковский край, Среднюю 46 421 Улучшенные грунтовые . . 12157 Волгу и другие районы, добившихся исключи10 852 Гравийные • Дороги с каменным покрытельных успехов благодаря энтузиазму насетием и усовершенствоваления и применению социалистических мето35 428 дов труда. В этих районах 29 672 нней . на дорожном 32 строительстве наиболее ярко проявляется но23 Высшего типа вое отношение колхозников и единоличников к труду, который стал з условиях социалистиВ сего . . . 1216 074 1483 648 ческого строительства «делом чести, делом Дорожное хозяйство получает за последние- славы, делом доблести и геройства». годы от советской промышленности первые На помощь населению в его борьбе с без•артии дорожных машин. Было получено: дорожьем идут новые кадры. Низовой техниЗа первое ческий дорожный персонал и организаторы За За полугодие трудучастия тысячами вырастают из актива 1930 г. 1931г. 1932 г. колхозников, комсомольцев и автодоровцев села. Готовятся кадры во вновь созданных Дорожных машин с средних и высших дорожных учебных заве1399 3 573 мех in. двига елями 1284 дениях. До 1930 г. специальных автодорожных Машин с конским учебных заведений не было. Незиачительный 646 1 166 3817 приводом кадр специалистов готовился Московским, Ле350 1 100 Прицепных вагонов . нинградским и Киевским транспортными инетм107 Ручных машин . . .8 тутами, где были организованы автодорожные отделения. Низовой технический персонал до революции готовился «между прочим» в железнодорожных технических училищах. С г930 г. организуется сеть автодорожных институтов. .техникумов, дорстройучей и школ фабзавуча, • увеличивающая из года в год контингент уча1 щихся. В 10 автодорожных институтах и2 автодорожных отделениях транспортных институтов на 1/1—1931 г. обучалось 3 972 чел., на 1/11932 г. — 7 468 чел., и на 1/1—1933 г. конггин гент учащихся с новым приемом достигнет 10 284 чел. Выпуск 1931 г. дал 286 чел., 1932 г.— 400 чел. В 59 автодорожных техникумах, организованных в 1930 г., на 1/1—1932 г. имелось 22 тыс. учащихся. Выпуская в 1932 г. 3 тыс. чел. и проводя новый прием на 12 тыс., техникумы на 1/1—1933 г. увеличивают свой контингент до 31 тыс. учащихся. Кроме этой сети организованы 56 дорстройучей и 28 школ ФЗУ, обучающие 20 тыс. чел. Выпуская в этом году 2 500 чел., эта сеть новым приемом в 1932 г. увеличивает контингент учащихся до 31500 чел. Огромная сеть курсов готовит десятки тысяч шоферов. В этой работе огромную долю взяли на себя организации Автодора. Если в количественном отношении мы в подготовке кадров достигли огромных успехов. то в деле качественного повышения учебы и поднятия квалификации существующих кадров предстоит огромная работа. Октябрьская революция создала условия, в которых создавались новые отрасли хозяйства, в которых отдельные отрасли народного хозяйства получили свое быстрое развитие. Октябрьская революция дала жизнь автопромышленности, обеспечила рост и развитие дорожному хозяйству. Эти успехи могли иметь место только благодаря неуклонному проведению генеральной линии 'партии, борьбе с правыми и «левыми» оппортунистами в отношении социалистического переустройства всего народного хозяйства ив частности разрешения автодорожной проблемы. . Если до революции бездорожье являлось союзником царского правительства, а небольшая сеть существующих дорог обслуживала инте. реоы торгового капитала — в наших условиях бездорожье является врагом социалистического строительства, и дорожное хозяйство получает свое наибольшее развитие в низовой сети, обслуживающей интересы широчайших масс крестьянского населения. Создается новая дорожная культура. Разрешение дорожной проблемы отнюдь не является узкой хозяйственной задачей. Благоустроенная низовая сеть дорог, способствуя организационно-хозяйственному укреплению1тШШтТ7ГК11*1*ВтмиШЮКМ1ШЫШЯт1 '"новоизданная в период первой пятилетки автотракторная промышленность потребовала громадных кадров подготовленных людей. На снимкеучебный комбинат Ярославского автозавода Фото Со ' ю зфото колхозов и ликвидации противоположности между городом и деревней, становится мощным условием поднятия культурно-бытового уровня деревни. За эти годы создана новая производственнотехническая база для быстрого развития автодорожного хозяйства. Ростут новые автодорожные кадры. Дорожное и автомобильное хозяйство обрастает огромным общественным активам. В передовых рядах этого актива должен стать каждый автодоровец. Создав новое автодорожное хозяйство, Советский союз под руководством коммунистической партии и при активной помощи советской общественности ликвидирует отставание автодорожного хозяйства от общих темпов социалистического строительства. Эта задача и впредь должна разрешаться при активном действенном участии и помощи миллионной армии автодоровцев."••Преодолеем пережитки капитализма в экономике и сознании людей, одержим решительную победу над косностью, рутиной, бюрократизмом, мелкособственническими навыками. Превратим все трудящееся население нашей, страны в активных строителей социализма. .9