26
27
ЯРОСЛАВСКИЙШИИКЫЙ ГИГАНТрезиновой промышленности, в том числе и автошинной. Основной помехой являлось недостаточное снабжение промышленности исход ны-м сырьем — каучуком, до настоящего времени ввозимого из-за границы. Ставшая ныне реальной возможность получения советского натурального каучука позволит резиновой промышленности постепенно освободиться от иностранной зависимости и строить широкое развитие своего произвол ства на отечественной сырьевой базе. Нижеследующая таблица дает наглядную картину роста продукции Ярославского шинного по годам.Наименов. продукции Автопокрышки в тыс. шт. Автокамеры в тыс. шт. . на сумму руб. (в млн.) . . Мотоцикл, шины в тыс. шт. на сумму руб. (в млн.) . . . Велошины в тыс. шт.; на сумму руб. (в млн.) . . Аэрошины в млн. руб. . Грузошины в млн. руб. .и СОВЕТСКИЙ КАУЧУКНа берегу Волги, в Ярославле в 1929 г. было .заложено основание гигантскому комбинату резиновой и асбестообрабатывающей промышленности. Эта колоссальная новостройка с теплоэлектроцентралью мощностью в 72 тыс. киловатт, ныне близящаяся к своему пусковому периоду, насчитывает в своем составе ряд -самостоятельных заводов: шинный, кордный, автовентильный, подошвенный -(уже вступивший в строй работающих предприятий с 15 сентябри с. г.), асбестовый и несколько подсобных: регенератный, сажевый, механический. ' Близкий постепенный ввод в эксплоатацию этого комбината представляет собой ценнейший вклад в наше народное хозяйство. Отличительные физические свойства резины—эластичность, упругость, непроницаемость для газа и воздуха и почти полное сопротивление электропроводности привели к широкому употреблению резиновых изделий в нашей промышленности во всех областях техники. В настоящее время нет производства, которое не являлось бы потребителем тех или .иных изделий резиновой промышленности. «Наибольшее количество резины идет на элеiKTpo-автопромышленность и на автотранспорт. Находящиеся в эксплоатации по Нашему Союзу в 1932 г. около 70 тыс- автомобилей, шлюс выпуск новых машин ВАТО требуют •свыше миллиона шин нормального размера и до 700 тыс. шин гигантов. Пока единственный выпускающий автошины завод «Красный Треугольник» Ь Ленингра_де в состоянии дать всего около 440 тыс. шин нормального размера и около 200 тыс. шин -гигантов. Таким образом, налицо громадней.ший разрыв между потребностью и удовлетворением спроса на шины. Новый шинный гигант при полной проектной мощности будет давать ежегодно 11 млн. условных автошин. После пуска, в конце этого года, Ярославский шинный завод полностью удовлетворит потребность страны в шинах. Входящий в систему Ярославского комбината завод автовентилей (для камер) даст к концу пятилетки продукцию на 10 млн. рублей, полностью удовлетворит потребность и сохранит нам миллионы 'золотых рублей, которые до сего времени приходится затрачивать на импорт вентилей. Стоимость продукции всех заводов Ярославского комбината к концу второй пятилетки выразится в сумме не меньшей, чем продукция всех ныне действующих заводов "резиновой промышленности. Не только ограниченные до сего времени .возможности производственного характера, но и. ряд других факторов тормозили развитие1933 г. 1934 г. 1935 г. 1936 г.О)1 545 2 400 3 600 4 300 4 300 1 545 2 400 3 600 4 300 4300 29165450 245 8,5670 49514800 50017800 500172,2 550 3,3 6,012,01 350 1 75082 11,0 17,0 10,6 21,0 23,02 100 2 50012,8 25,0 15,2'29,0250 ' 35,0На с'езде хозяйственников т. Сталин сказал: «У нас имеется все, кроме разве каучука. Но через год, через два и каучук мы будем иметь в своем распоряжении». Эти .слова нашего вождя^ стали реальным, совершившимся фактом. Несколько лет тому назад было обращено внимание на дикое растение «хандриллу», произрастающее в значительно больших количествах в песках Казак-стана, Средней Азии, Закавказья и др. местах. Почти одновременно с этим было открыто другое каучуконосное растение «тау-сагыз», произрастающее также дико в 'Казакетане и содержащее в своих корнях каучук высокого качества, притом в очень больших количествах (около 30—35%). Исследования последнего времени показали, что кроме «хандриллы» и «тау-сагыза» драгоценный каучук содержится в целом ряде других произрастающих в нашей стране растений: гваюле, кендыре, ваточнике и др. К нромышленому использованию приняты пока вышепоименованные пять видов растений.26 В Д930 г., впервые за четверть века научноисследовательской работы с каучуконосами (из них уже 8 лет в советских условиях) был получен Наш собственный внутрисоюзный каучук в количестве 25 т. В текущем году наши- заготовки, натурального каучука должны дать 5 тыс. т, а с переходом на эксплоатацию плантационных насаждений добыча этого продукта будет составлять в первые годы до 20 тыс. т, а затем 50 тыс. т ежегодно, соответственно возрастающей потребности. Вместе с тем, открытие способа добычи синтетического каучука (искусственного) в производственном масштабе еще больше увеличивает отечественные сырьевые ресурсы резиновой промышленности. Те сорта сивтетичеакого каучука, которые пока получаются у нас, уступают по своим качествам .природному 'главным образом потому, что изготовленная .из них резина менее прочна —• легче разрывается. Вследствие этого для резиновой промышленности возникла целая проблема для освоения в производстве нашего синтетического каучука. Резиновые изделия почти никогда не 'изготовляются из чистого каучука. В зависимости от предназначения изделий каучук смешивают с различными веществами, например: сажей, каолином, глетом, равными смолами и т. д. Смотря по тому, какие вещества ив каком количестве вошли в смесь, изготовленные из них предметы обладают тем или иным качеством—• прочностью, сопротивлением стираемости (шины), растяжимостью, упругостью и т. д. . Неограниченные возможности составлять резиновые смеси путем подбора разнообразнейших рецептов дает резиновой промышленности средство вое -время и неустанно повышать качество .своей продукции. Ныне, когда предстала необходимость иметь дело с синтетическим каучуком, добываемым из спирта, оказалось необходимым изучить действие на качество резины из синтетического каучука вводимых в смесь ингредиентов. Результаты исследований показали, что синтетический каучук требует для увеличенияФ ото Н. Aji,:,wi>.iHtпрочности изделий введение в смесь, помимо ряда других веществ, значительных количеств газовой сажи, получаемой на нефтяных .промыслах. В настоящее время работа по освоению производства синтетического каучука настолько ушла вперед, что он вполне может быть принят для производства резиновых изделий. Нет сомнений, что получаемый нами ныне опиртовый синтетический каучук, по качеству стоящий пока несколько ниже натурального, в недалеком будущем не только не уступит, но даже превзойдет по качеству природный. Д. ГаленекН ЕРВЫ ! ВСЕСОЮЗНЫЙ С'ЕЗДИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МЕСТНОГО ТРАНСПОРТАПервый всесоюзный с'езд НИТО авто-гужетранспорта и дорожного хозяйства- состоялся в последнем числах октябри. В повестке работ с'езда был ряд научно-технических и производственных вопросов': о второй автодорожной пятилетке (доклад Цудортранса и содоклад бригад оргбюро ВНИТО); о состоянии и перспективах легкого дизелестроения на •местном транспорте.(доклад директора дизельного института проф. Гиттис); грунт как дорожная одежда (доклад директора ГИАТ т. Азатова); автотранспорт в сельском хозяйстве (доклад инж. Гольберг). К с'езду была организована обширная выставка по разделам: освобождение от импорта, авто, гуж, дорога в разрезах: что имеем и чего нам нужно добиваться. После с'езда выстав•ка будет пересылаться в областные центры в качестве передвижной для обмена опытом.27