10
11
12
А. Б П ^ В ЯСмягчение уклона на тракте Ядрин-Вурнары произведено с трудучастием населения Фото Чувашдортраясо Сейчас подводятся итоги пятилетней работы Автодора. Немного отступив от юбилейных правил, попытаемся рассказать о работе Автодора в области дорожного строительства, показав результаты этой работы на борьбе сотен тысяч грудящихся Чувашской республики — за хорошую, культурную дорогу. Территория этой республики занимает одну тысячную часть территории Советского союза, а население составляет только одну двухсотую часть населения СССР,— тем не менее борьба Чувашии за хорошую дорогу наиболее полно и ярко отражает работу Автодора, дает живую оценку принципиальным установкам, выдвинутым Автодором в области дорожного строительства. В недрах Центрального совета о-ва были впервые разработаны основные принципы и методика организации и проведения дорожных работ, осуществляемых с трудучастием населения. Эти принципы и установки нуждались в практической проверке в одном из районов Союза. Нужен был такой район, где задачи борьбы с бездорожьем были бы достаточно осознаны Автодоровской общественностью и где была бы обеспечена поддержка со стороны местных руководящих органов. Одним из таких районов оказалась Чувашская Автономная республика, где в конце 1930 г. был проведен при руководящем участии Автодоровской общественности первый опыт массового привлечения населения к дорожным работам. Имея на своей территории 11.934 км дорог, Чувашия обладала только 33 км хорошо проезжих дорог и 72 км дорог с каменным покрытием, требовавшими капитального ремонта. Во время распутицы ряд районов был на протяжении нескольких недель, а кое-где в течение 1 Уг—2-х месяцев, отрезан от железнодорожных станций, пристаней и своего республиканского центра. Состояние дорог исключало возможность аптосообшения и при отсутствии внутри республики железнодорожной сети отдаляло районы от центра, требуя нескольких дней для связи между собой. •Под руководством местной организации Автодора в августе 1930 года была проведена «неделя дороги», положившая начало массовому участию населения в дорожных работах. К концу 1930 года Чувашия увеличила сеть ДОРОГ до 12 632 км, и в том числе уже были 322 км улучшенных грунтовых дорог, 94 км дорог с каменным покрытием и 823 км долог, улучшенных ремонтом. Пчоезжая сеть дорог увеличилась -с 33 км до 1 244 км. Годовой план работ 1930 года был выполнен на 364%. Это дало повод пересмотреть пятилетку дорстроительства по республике, увеличив ее почти в3 раза. Сотни километров новых про-"\£#~• •• . " ' • -• • . : • : ,• ' ' • • • • ' • • • " . " " ••/' • " . ./ Л - ''•:>':«3*. . ' • . - • • • ' - • . ' • ' : : . "Заканчича,!>тся рабпты по строительству важнейшей дпя Чувашии дооагишоссе Чебоксары—Ка'./аш ст столицы республики к станции железной дороги. На снимке один из законченных учястков шоссе. Спз а—спрофилированный об'езд Фото Чувашдортраноа;10 ''жтжптжтрш.WW.Сравнительная диаграмма роста дорожного строительства в Чувашииезжих дорог и мостов оказались непревзойденными агитаторами среди населения за массовый поход на дорожное строительство. Этим обеспечивается успех работ в последующие годы. Об этих успехах ярко свидетельствуют следующие цифры:CJi»,?U>> в > 4^2S-,х о ' о °1=1 е{ .9^-СОа2° _,СО«2я с '8сч *соОбщая сеть дорог . Из них: улучшенных грунтодорог, улучшенных ремонтом . . . . Всего благоустроен. дорог В процентах благоустр. дорог . . . . Чувашия имела благоустроенных дорог • на 100 кв. км территории и на 1000 жителей11 934 12 632 12 744 12 744 33 72 — 33 0,30/0 322 94 823 1 244 10% 1370 116 , 2 488 3374 310/0 2141 185 3 673 5 999 47,50/00,2 км 0,4 „7,2 1,422,8 4,434,5 6,6Чувашия завершает дорожное строительство устройством сети дорог, охватывающихреспублику кольцом дорог, связывающих районы между собою и -наконец дающих возможность вывозить товары и продукты из различных районов к основной автогужевой магистрали, связывающей Чебоксары (столица республики) с Канатом (основной железнодооожный узел). Когда подробно знакомишься с работами в Чувашии, открывается грандиозная картина проделанных работ. Отдельные об'екты строительства поражают своими размерами. Новая трасса на протяжении 23 км проложена . сквозь крупный дубовый лес. достигающий в поперечнике до 70 см, соединяет Ядрино с Шумерлей. Корчевка и разрубка леса производилась ручным способом. В Шемуршинском лесу проложена новая трасса протяжением в 15 км, причем кроме корчевки леса устроена сплошная насыпь, так как место болотистое. Эта трасса, ада устройство которой выполнено свыше 70 тыс. куб. м земляных работ, соединяет Канаш с Шемуршой. Трехболтаевская дамба протяжением около \А км, высотой в2м устроена в пойме реки Карклы. Выполнено 22 тыс. куб. м земляных работ. Этот список можно значительно продлить перечислением километровых .дамб, огромных мостов и новых трасс, устроенных в Чувашии. М. Яльчиковский район покрыт густой сетью исключительно прямых, хорошо спрофилированных, сплошь запескованных дорог.Новый мост длиной 60 м.,* построенный с трудучаст. ем ~асзпения по тракту Чебоксары—Вурнары Яа-шш-тш Фото Чувашдортранса11 Поражает во многих районах Чувашии высокое техническое качество работ—кюветы, укрепление откосов и т. д.,— достнпнутое при исключительной бедности в техническом персонале. Большинство дорог снабжены дорожными знаками. Проводится массовое древонасаждение на протяжении сотен километров. На протяжении десятка километров осуществлен <эпыт посадки фруктовых деревьев. Ликвидируется дорожная обезличка. Во многих районах «а протяжении каждых 3—4 км стоят столбы с указанием—какое селение или колхоз отвечает за сохранность • этого участка. После дождей вы нередко встретите на районных и сельоких дорогах людей, проводящих утюжку полотна, расчищающих водоотводы и т. д. Население осознало необходимость строительства и улучшения дорог и показывает образцы социалистической организации труда!. Перевыполнение HODM — почти повсеместное явление. Ударничество и соцсоревнование имеют широкое распространение — целыми селениями отрабатывали по 12 дней вместо 6. Селения и колхозы посылают буксирные бригады в соседние отстающие селения по предложению ударников строительства. Тысячи колхозников и единоличников, ее привлекаемые на работы, добровольно выходят на строительство, заражая своим энтузиазмом других участников-. В Москве недавно была экскурсия ударников, среди (которых им-еютоя старики до 80 лет, добровольно работавшие по 1 месяцу и больше. Ряды ударников из года в год пополняются. На помощь населению приходит вся советская общественность республики. Профсоюзы и комсомол организовывают субботники—вылазки из городских селений на дорстроительство. На строительстве работают культбригады, передвижные театры, кино, оркестры и т. д. Кооперация выходит со своими ларьками, походными кухнями. <РОКК выделяет дружины скорой -помощи во главе с медицинским персоналом из ближайших боиьниц.Партийные и советские органы, осуществляя повседневное руководство этими работами, проводят их в четком сочетании с другими хозяйственно-политическими кампаниями. Печать изо дня в день борется за хорошую дорогу, показывая лучшие образцы, бичуя отстающих. Не остаются в стороне пионеры и школьники, ведущие посильную для них и неоценимую для строительства работу по древонасаждению, помогая в культурной и другой работе, направленной н-а ускорение темпов борьбы с бездорожьем. Комсомол Чуваши на Краевом с'езде в Горьковском крае за образцовую работу получил Красное знамя. Основная заслуга Чувашии заключается в том, что она показала, как надо разрешать дорожную проблему при минимальных затратах го-су дарственных средств, умело организуя внутренние реосуреы населения. Центральный совет Автодора, организовав опыт в Чувашии, по существу создал школу — всесоюзную школу по дорожному строительству. Помогая ее росту и развитию, Автодор неослабно в течение трех лет извлекал для себя богатейший опыт, передавая его другим районам Союза. В 1931 г. Чувашский опыт -повторили в Ленинградской области, Горьковском крае, Маробласти, К-ара-Колиакии, Бурято-Монголии, Грузии и Ср.;ВОлжском крае, выполнивших и перевыполнивших планы работ. Чувашия, перевыполнившая пятилетний план, в основном разрешив дорожную проблему, должна теперь драться за улучшение качества, за образцовую организацию эксплоатации дорог. На этой основе должна расти я крепнуть автодороаская организация Чувашии. Чувашия явилась пионером не только в области дорожного строительства,— впервые регулярные районы глиссерного и аэросанного движения были также организованы в Чувашии. В Чувашии может и должна быть создана школа практического преломления автодоровской тш-орчеакой инициативы на- всех участках борьбы общества за ускорение (темпов социалистического строительства.Экскурсия чувашей - ударников дерстроитепьства в Москве. На снимкегруппа экскурсантов вместе с членами президиума расширенного пленума дорсекции ЦС Автодора Фото Кроль12