16
17
18
19
'емонт в гаражных условияхДля производства оборудования, аппаратов, приборов, приспособлений и инструментария, предназначенных для гаражей и авторемонтных баз при Авторемснабе, в свое время, организован трест «Гаро». Вялость, с которой производится трестом набор производств я не Собственных заводах, крайне ограниченное число выделенных тресту заводов, недостаточное оборудование их, медлительность в подготовке строительства нового собственного вавода треста, и слабые виды на дооборудование принятых «Гаро» заводов, ставит в неопреи этим внести в рационализацию н технику ремонта автомобилей изрядную экономию в© времени и средствах Статью в № 16 журнала мы закончили ремонтом и окончательно^ сборкой двигателмПереходя к сборке переднего моста, подготовка к которой описана в № 12 «За Рулем», останавливаемся на одном из существенных условий сборки: на установке развала колес. Однако, прежде нежели перейти к нормам развала и способам создания его, необходим» разобраться в последствиях, вытекающих в»Рис. 1. Проверка питча (развала колес) -деленное положение весьма шсущгаый вопрос — о сроках снабжения автохозяйств Союза всем нужным и крайне необходимым для ремонта и обслуживания автотранспорта. Поэтому в статьях по авторемонту мы продолжаем помещать рисунки и описания наиболее простых приспособлений, употребляемых при ремонте, которые могут быть сделаны средствами даже незначительных автохозяйств неправильной установки питча; прежде всего получается в штурвале рулевого управления явление «шимми», способствующее своим не- • спокойным состоянием утомлению водители. Вместе с тем, неправильный питч приносит большие убытки от прежд ев ременного износе одной стороны покрышек. Достаточно взглянуть на рис. 1, чтобы убедиться в этом. Показанный здесь неправильный износ покрышек, происшедший с одной стороны протектора, вызван тем, что развал колес был слишком велик или наоборот: расстояние в нижние точках между передними колесами был» больше, нежели между верхними точками. В целях предоставления спокойной и продуктивной работы водителю и для сохранности автообуви, проверку развала и р'аскоса колес необходимо производить как можно ч»ще. Некоторые из приспособлений для данной цели показаны на нижеприведенных рисунках. На рис. 2 представлена проверка развала колес. Довольно незамысловатое приспособление, состоит из двух скоб «а> и «б», которыми оно устанавливается при помощи двух уровней вертикально на обоих передних колесах автомобиля и замыкается накладками на концы скоб. Скобы соединены между собой линейкой «в» с пружиной, вводимой вдоль середины. В местах соединения линейки со скобами на концах линейки посажено по циферблату, а на скобу приклепано по одной стрелке. В зависимости от развала колес, стрелки ходят по циферблатам, при помощи нарезанных на них зубьев, и показывают величивдг развала колес31Рис. 2. Преждевременный износ покрышки от неправильного шача 1S Если взять 1ля примера автомобиль «Форд», !го при правильной сборке переднего моста развал каждого переднего колеса его должен показывать 7/8". На рис 3 показана проверка раскоса передних колес Здесь применено то же самое приспособление, которое фигурирует на рис. 2, но для проверки раскоса колес оно установлено скобами на колесах не вертикально, а горизонтально. Раскосы, т. е. сужение колес спереди, на автомобилях «Форд-А» должно i быть на 1/16", а на модели два А —до 3/32". Проверка раскоса колес настолько необходима!, что за границей она производится ежедневно во всех более значительных автохозяйствах. Для минимальной затраты на это времени в Америке очень широко практикуется в автобазах и на станциях обслуживания установка так паз. площадок для проверки раскоса колес Воспроизведенная на рис. 4 площадка «бычно устанавливается при в'езде на стан">: - г -.-•---- '.г jris,,,ья~,j^Ркс. 4. Проверка раскоса передних колес на специальной площадке подвески передней оси к рессорам,— от неправильного угла постановки шворня и других причин, как-то: износ шворня или втулок, скрученность или погнутость передней оси, погнутость поворотной оси, погнутость поперечной рулевой тяги, изношенность колесных подшипников и слабая накачка шин. Мы подробнее останавливаемся на первых двух причинах, как наиболее существенных и чаще всего ускользающих от внимания ремонтеров и водителей. Дело в том, что на 99% автомобилей, например американокото производства, передняя ось устанавливается так, чтобы верхняя часть ее, на которой покоятся рессоры, уклонялась назад. Под некоторым наклоном устанавливается так же и шворень (размеры наклонов в градусах приводятся ниже). Для наглядности приводим рис. 6, на котором линия под стрелкой «а» указывает образующийся угол наклона шворня, линия же ВС показывает уклонение назад верхней стороны передней оси. Проверка - рассматриваемого положения передней оси, " производится довольно простым приспособлением, указанным на рис. 7 в трех положениях: Первое положение проверки. Установить приспособление параллельно левому переднему колесу, как указано на рисунке. Отрегулировать высоту головки «а» Я закрепить барашком «б». Поставить кернером точку над центром на поворотной оси «в».Рис. 3. Проверка раскоса колес приспособлением „а"цию. При проходе через нее автомобилем со скоростью 5 км в час, в случае неправильного раскоса колес, раздается звонок, и стрелка. на циферблате башенки показывает размер уклонения раскоса от установленной нормы. В экспериментальной станции Авторемоваба такая площадка выдержала восьмимесячное испытание ив данное время ставится на производство в количестве, достаточном для снабжения автохозяйств Союза. Возвращаясь к установке развала передних колес, надо оказать, что при ремонте автомобиля, до оборки переднего моста, разобранная ось проверяется приспособлением несколько иного типа, нежели приведенное на рисунках 2и 3. Как видно из рис. 5, 'принцип, вложенный в это приспособление, тождественен с вышеуказанным; имеется только разница в установке. Первое приспособление устанавливается скобами на колесах, а данное на рис. 5 приспособление устанавливается четырьмя конусами «а» на кулаках передней оси. До последнего времени в подавляющем большинстве наших автохозяйств проверка развала и раскоса колес производится «на глазок» и в лучшем случае измерением веревочкой. А ведь от правильной установки колес, мак выше сказано, зависит огромная экономия остродефицитной автор.еаины! . Неправильный размер питча и раскоса колес, между пр'очим, происходит от неправильнойРис. 5. Приспособление для проверки разобранное передней оси 17 жет градус наклона передней оси, причем каждая линия деления на циферблате соответствует 1°. Бели стрелка оказывается, выше 0, это означает, что ось находится в неправильном положенииона сдвинута верхней своей частью©перед.Рис. S. Углы наклонов: шкворня „а" и передней оси А-В-СВторое положение. Колесо автомобиля повернуть налево и установить плунжер «г» острием на точку, поставленную кернером. Установить по уровню в горизонтальном положении головку приопоооб-Для проверни положения оси через правое переднее колесо, приспособление устанавливается таким же путем. При этом надо иметв в виду, что показания циферблата для правого колеса будут противоположны показаниям для левого. Наклон правой поворотной оси будет 'отмечаться на циферблате выше 0, а ось, повернутая верхней своей частью вперед, на циферблат будет отмечаться ниже 0. Оба показания должны выражать наклон оси в одинаковом числе градусов с обоих концов. Этот наклон должен соответствовать нормам, установленными, автозаводами для каждой из выпускаемых им моделей машин, которые будут приведены ниже. При неправильном положении оси необходимо искать причину происшедшей неправильно-Рис. 7. Проверка положения передней оси Слева направо: положенью 1, положение 2, положение 3ления. Отпустить барашек «д» и установить стрелку на ось циферблатом «е». Третье положение. Повернуть колесо автомашины направо. Установить правый плунжер острием «ж» в точку кернера, и стрелка на циферблате пока-сти. Однако при уклонении от нормы менее 2°, восстановить правильность наклона оси можно подкладкою клиньев под рессоры, как это показано на рис. 8. Нормы развала и раскоса колес, наклонов оси и шворня для наиболее ходовых из американских машин, имеющихся в Союзе, как видно из пр.иваденной таблицы, предетавяиют собою следующее: Перед установкой рессор на переднюю ось изгиб рессор необходимо проверить для определения не сели ли они и одинаковая ли высота обеих передних рессор. Проверка изгиба производится метром через линейку, положенную на ушки коренного листа, как это подазано на рис. 9. При подвеске рессор с передним мостом к раме, в особенности после ремонта их, неред-Рис. О Выравнивание неклана помощи клиньевпередней оси при Рис. 9. Измерение высоты рессоры18 ко в рессорах встречается перекос. ' Этот перекос, ' даже оамый незначительный, представляет большие затруднения и отнимает много времени при заправке рессорного пальца в ушко коренного листа рессоры. В подобных слуЛегковых Фирмы автомобилейстаточно изготовить самый простой инструмент: ломик и захватывающие рычаги с соответствующими выгибами, как это указано ка рис 10. При наличии такого инструмента, доступного в изготовлении из остатков подежгаПитч каждого колеса В Сужениек олеснГод выпуска Моделиоси |ВНаклон шворняспереди дюй м.а х от 6 / и ДО 1/48градусахБюик. . Линкольн Паккард Форд . . Форд Франклин Шевроле Автокар Форд-АА8-60, 8 80, 8—90 Все модели 826, 833, 840, 845 АТ 130, 135, 137, 12А иВ Все модели1931 1930 1931 1931—28 1927—6 1929—8 1931 1927, 8, 9 1931—30от 8 / 8 -' »/e-lV«/4Va"lie-Vil2 18/4 15 51/, 18 7i/ s 81/, 7 07 71/,Ш.2°/4 l8 /i* 1V ir - V i1 21/4 1/8-V4 lVl1/32-3/82 31/,14,чая.х во многих гаражах и даже в некоторых ремонтных мастерских до настоящего врам.ани применяются дворницкие ломы и лошадиные оглобли с тяжестью из 2—3 человеческих тел для выгиба коренного листа рессоры. Чтобы аокончить с этим печальным явлением, до-ной 'стали самому заурядному кузнецу, один слесарь устанавливает легко и быстро любую рессору. Для постановки рессоры на «Форд», приведенных рычагов недостаточно. В этом случае нужно применение растягивающего коренной лист рессоры приспособления, аналогичного с указанным на рис. 13, двенадцатого номера «За Рулем». При изготовлении приспособлении специально для передней рессоры нет надобности делать выгиб «б». Поскольку мы подошли к рессоре автомобиля «Форд», необходимо остановиться на слабости этой рессоры вообще. Прогибы и поломки отдельных листов передней рессоры, особенно же в «Форд-АА» в некоторых автохозяйствах происходит по нескольку разв декаду. Практикуемое усиление рессоры сокращает число поломок, но получаемая от усиления жесткость отражается на местах склепки передней траверсы с лонжеронами, учащает поломку подмоторных пружин, отражается на радиаторе и креплениях, двигателя. Для выхода из данного положения, за границей применяют установку подрессорника. Установка подрессорника не придает рессоре жесткости при ходе машины без нагрузки, представляет собою идеальный компенсатор при нагрузке и предохраняет от излома и преждевременного износа отдельные узлы и детали передней части автомобиля. Кроме того подрессорник предохраняет ось от прогиба, перенося усилия и удары с двух точек (1 и 2) на четыре точки (3 и 4), предохраняет ось от выбоин, доходящих до 4—^5 ША глубиною в местах соприкосновения серег с осью (5 и 6) во время толчков от неровностей дороги. Усиление стандартной реосоры не может дать описанных результатов, в особенности если подушки подрессорника (3 и 4) будут изготовлены из резины. При ограниченной стоимости данного подрессорника простота установки его доступна самому маленькому и скудно оборудованному гаражу. (Продолжение следует). Рис. 10. Установка рессор при помощи соответствуюИнж. С. Нотов щих приспособлений19