24
25
Н. ВЕТЧИНКИ»'(В ДИСКУССИОННОМ ПОРЯДКЕ)Неомютря на (крупный сдвиг, сделанный в первой пятилетие — постройке новых автозаводов, несмотря на успехи завода им. Сталина, выиувдкающвго в день пю 60 грузовиков,-и увеличивающуюся все время' продукцию Гарькювсиоого завода им. Молотова, потребность страны s автомашинах удовлетворяется еще в малой степени. К концу второй пятилетки ежегодно будет производиться 300—400 тысяч автомобилей, причем впоследствии эти цифры без сомнения будут еще увеличены. Но количественные сдвиги в свою очередь ирадрешают качественные ивмеиэния. Типы автомобилей советского производства, без сомнения, как пю мощности, так и по назначению и устройству шасси будут изменены. Число равных марок автомобилей увеличится в гос требованиями потребителей. Заv ответствии мена современных марок (напр., «Форда-А») в советских условиях будет вызываться не требованиями «моды», а необходимостью удовлетворить растущие потребности пассажирок ого автотранспорта в колхозах, совхозах я т. п. Боли в САСШ мода и конкуренция потребо^®али от Форда ув.еличения мощности мотора легковой машины с 40 л. с до 66 л. с. и увеличения числа цилиндров до восьми, то в условиях OGCP от новых, моделей требуется понашему прежде всего увеличение проходимости машин' но бездорожью. Зимнее бездорожье ъ большей части территории СССР и отсутствие дорог на огромных (пространствах Якутии, Бурято-Монгольокой республики, Дальневосточного края, Камчатки, Сибири, 'Северного Урала, Европейского Севера и Карелии, а также некоторые районов (Средней Азии—резко ограничивают возI ««жи'ость применении обычных Околесных автомобилей, хотя бы и повышенной мощности. Автотранспорт в бездорожных условиях Должен н может быть разрешен новым типом бездорожного автомобиля, не только грузового, эш и легкового типа. 1 Из книги «Автомобилет-вездеходы», падготовлмющейоя к иечати. Экономика" автотранспорта зависит от правильного соотношения между капиталовложениями на дороги и на -автомобили я от .«детаточного грузооборота. Так, стоимость автомобилей, в САСШ в3 раза с лишним превышает стоимость" дорог. Если стоимость дорог в САСШ на 1926 г. определялась в громадной сумме около 13 400 млн. руб. золотом, то стоимость 26,5 млн. автомобилей составляла капитал в сумме 47 600 млн. 5убл;ей золотом, считая среднюю стоимость автомобиля в1 800 руб. Отсюда следует, что на 1000 руб. дорожного капитала в САСШ приходится 3 550 руб. основного капитала в виде машин. При таком соотношении, капиталовложении в дорожную сеть легко покрываются экономией расколов на экспло^атацшо автомобилей. С другой стороны, отсюда следует, что даже постройка грунтовой дороги стоимостью около 1 000 руб. за км требует по существу довольно густого автодвижения и гари слабом движении себя не оправдывает. Таким, образам, в целом ряде случаев на большие расстояния и при слабом движении, дороги будет строить трудно и невыгодно. Поэтому в малонаселенных и бездороойных районах, автомобиль-вездеход должен быть, наиболее рентабельным средством транспорта. Современная мировая техника имеет все предпосылки для бездорожного автомобиля. Но такой автомобиль должен быть тихоходнее нормальной 4-колесной машины, его внешний вид, говоря о легковой модели, необычен и противоречит пока установившейся «моде», а поэтому не может быть обеспечен широким сбытом на капиталистическом рынке, а следовательно не может получить достаточного развития. Социалистическая, плановая система СССР предрешает совершенно иные условия для развития темники, в которых бездорожный автомобиль должен получить овое высшее оформление. Пути большевистской техники не (должны обязательно совпадать с путями капиталистической техники. • В этом надо отдать себе отчет.Советское с'амное гусеничное прнспоееблвнив системы проф. Н. С. Ветчинкнна для ,Форда-А* и других легковых машин, состоящее из с'емиой оси, добавочной пары колес, двух с'емных гусеничных лент и пары е'емных лыж. Особая система гусеничной двухярусной ленты дает увеличенную вдем опорную пееерхность по сравнению с американской лентой Мельмана или Сноумебиль. По твердым дорогам автомобиль работает на 8 или 4 колесах, как обычная колесная шашина.Фото автора 24 Американское с'емное гусеничное приспособление для у2т автомобиля „Форд-АА", которое состоит из добавочных с'емных осей, пары лыж. Все 6 колес .Форда" (передние и двойные задние) поставлены на 3 оси, по 3 колеса я одну линию. Это увеличивает, по сравнению с шестиюлесками обычного типа, для гусеничный ленты опорную поверхность вдвое. Такое приспособление стоит около 300 долларовФото автора^-\Лния бездорожных автомобилей среди населения путем выдачи премий. В СССР такие машины получат большой сбыт для обслуживания отдаленных районов, для геологоразведочных экспедиций, для пожарной охраны, для зимнего обслуживания зерносовхозов, колхозов и лесозаготовок, as также для обороны СССР. Мы совершенно не преувеличим в расчетах,. а скорее преуменьшим потребность, если примем программу постройки бездорожных автомобилей типа шестиколесных машин с гусеничными лентами в 20% ст общего числа грузовиков, а лотковых вездеходов, или приспособленных для бездорожья легковых машин со с'емными осями, гусеницами и лыжами в 10% от производства легковых машин. На 1 000 тыс. автомашин это составит более 150 тыс. вездеходов, что оправдывает серьезное изучение этого дела. Поэтому мы считаем, что Автодор должен. усилить внимание этой проблеме, путам устройства конкурсов, испытаний и пробегов, з > также подготовки литературы и 'Кадров.В капиталистическ'их странах основными ус, ловиями развития конструкций и типов машин является конкуренция, ставящая темнику в зависимости от смоды». Поды кризиса вызывают потребность в новинках, которые позволяли бы продвинуть машину на рынок и найти новый круг покупателей. Выбор типов машин, их мощность, формы, определение масштабов их производства в советских условиях разрешается в плановом порядке на основе социалистического соревнования идей и проектов, обоснованных экономической необходимостью. Бездорожному автомобилю, как новому тину совершенных миелин, более экономичных в бездорожных районах, чем обычный автомобиль, надо уделить достаточное внимание ис точки зрения обороны СССР. Надо иметь в виду, что такие государства мак Франция, Англия, САСШ, обладающие прекрасной сетью усовершенствованных автодорог, строят бездорожные автомобили в больших количествах и затрачивают большие средства на опыты по усовершенствованию этих машин. Принимаются меры для распространенВНИМАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ ЖУРНАЛАОграничение тиражей заставляет значительно сокращать отпуск журнала для розницы и удовлетворять в первую очередь подписчиков. Чтобы обеспечить себя журналом, подпишитесь или возобновите подписку на 1933 г. заблаговременно на местной почте. Долгосрочная подписка обеспечивает наиболее аккуратную доставку.56