10
11
12
ШТУРМУЕТ ПУСТЫМП РОБЕГВЕЗДЕХОДА НАТИ-2 В ПЬСКАХ ПУСТЫНИ КАРА-КУМ• сентябре—октябре 1932 г. ЦС о-ва АвтоВ дор и Научным автотракторным институтом (НАТИ) был праведен пробег вездеходных машин по пескам пустыни Кара-Кум в Средней Азии. В пробеге приняло участие 5 вездеходов — три французской фирмы «Ситроен-Кегресс» (из них два—-малый и большой пустынного типа и один — снежного) и два советаюих вездехода НАТИ-2. За неоколыко дней до старта маршрут пробега был утвержден от Чарджуя по берегу реки Аму-Дарыи до Ташауза с определением в Ташаузе дальнейшего движения пробега. От Чарджуя до Дейнау пробег шел культурной полосой через населенные пункты. От Дейнау мы имели возможность свернуть в пески вне всякой дороги и -(впервые встретиться с «барханами» (невысокие песчаные холмы, лишенные растительности, передвигающиеся при малейшем дуновении ветра), где машины . получили -даое первое «боевое» крещение. Здесь НАТИ-2 вырвались вперед, и сразу определилось их полное преимущество перед ма-' шинами «Ситро-ен-Кепресс». Колонна вездеходов двигалась по участку «барханов» два с половиной часа. За это время с машинами ничего не случилось. Через два с половиной часа пески стали менять свой характер, «барханов» стали меньше, стала попадаться растительность ив конце концов барханы см'енились песками с большим процентом сакс-аула (вид низкого колючего кустарника, употребляемого как топливо). На этом песчаном участке выявилось, что снежный тип «СитроенКегреос», 'имевший передок с одним скатом резины, теряет всякое управление, так как колеса врезались глубоко в лесок и вывернуть • х было весьма затруднительно. Кроме того иу этой машины сильно грелся мотор ив заключение отказалось работать сцепление. Наступал вечер, оыхО'Да не было, пришлось взять снежный «Ситроен-Кегресс» на буксир и итти к дороге, ' тем более, что поднимался «афганец» (ветер, дующий с границ Афганистана) и нахождение в песках не предвещало ничего хорошего. Часов в 7—8 вечера, мы вышли на дорогу ив темноте при свете фар прибыли в Кабаклы, пройдя в этот день 145 км. На другой день занялись осмотром машин и исправлением снежного «(ОитроенКегресс». На следующий день раню утром двинулись дальше по направлению к Дарганагга, имея задание как можно больше испытать машины в песках. Тотчас же по выходе из Кйбаклы колонна вездеходов свернула на запад и углубилась в лески пустыни Кара-Кум. На этом! участке в отличие от рыхлых песков, встречаемых в Дейнау, пески были твердыми и поросшими саксаулом. Отойдя на 40 км в сторо^ну от дороги и убедившись, что песок и дальше будет такой же (это подтверждал и взятый нами из Чарджуя проводник), мы решили возвратиться на дорогу. Дальнейший путь мы совершили по дороге, которая в большинстве своем была труднее по грунту, чем пески, из которых мы только что вышли. Не доходя, 40 км до Даргавата, у снежното «ОитроенКегресс'а», который мы накануне уже ремонтировали, перестало включаться сцепление. Осмотрев, не разбирая, сцепление, мы пришли .к заключению, что диск от нагрева начал сыпаться - местами .изодрался. Решили продоли жать движение дальше, стараясь как можно меньше переключать скорости. Не доходя Вездеход на спускеФото автора10 Машины оставляют глубокий след в песках пустыни.Фото автора—., ....... ^~г-*~——»~*"•":-;•'•.:-•-.>:.-„- •?::-.•15 км до Дарганата, сцепление прекратилось Опять пришлось взять снежник на буксир и добираться до места ночевки Дарганата. В этот день было пройдено 105 мм. Весь следующий день был посвящен ремонту. Ознакомившись с картой и расспросив местных жителей, мы узнали, что помимо дороги до Питняка имеется 'верблюжья тропа, проходящая мимо озера, «Туе-Султан.», по которой и было решено двигаться. Прохождение этого участка заняло два дня. * первый В день из-за частых обрывов и смены цепей ;и НАТИ-2 из 10 час. 30 мин. движения ходового времени было лишь 2Щ часа. На середине дистанции прямо в пустыне на п-еоке мы заночевали. • Участок от Акродат до Питняка является одним из труднейших во всем пробеге. В первый день было пройдено 60, во второй — 70 км. От Питняка до Хивы — 90 км и .от Хивы до Ташауза80 км' преимущественно шли ло тяжелой песчаной дороге, очень узкой и изобилующей рядом мостов и. глубоких колей. Дорога эта имеет чрезвычайную 'Крутизну и большое наличие поворотов-, на которые* приходилось даже применять задний ход. Здесь очень скверно чувствовали себя В'вздеходы «Ситр оен-Келресс». В Ташаузе надо было решить вопрос о дальнейшем движении пробега. Опасаясь за машины «СитР'оен-Кепресс», решено было пойти через Тахту, где находились самые «злые барханы», до колодцев Аджи-Кую и вернуться обратно в Ташауз, т. е. пройти 250 мм напряженнейшего пути по пескам с «барханами». Так как местные власти решительно заявляли, что' по этим «барханам» движение совершенно невозможно, то до выхода в дальнейший путь были сделаны три вылазки на участок «барханов» IK Тахте, где и были продем-онстрюрованы как советские вездеходы НАТИ-2, так и французские машины «Ситр оен-Кепресю». Составленный с участием местных властей акт о проходимО'Сти мак тех, так и других машин свидетельствует о полном преимуществе советских вездеходов НАТИ-2 и является документам для всех 'оомнееаилцихся в возможности иреод-оления самых тяжелых «барханов» ^пустыни Кара-Кум.После демонстрации машин по «барханам», отдохнув пару дней, мы двинулись по намеченному маршруту к колодцам Аджи-Кую. В середине второго дня пути отлетел подшипник на промежуточном валу дифереициала у НАТИ-2, его пришлось из'ять. Обратно двинулись по 'старой дороге и благополучно вернулись в Ташауз. По 'прибытии в Ташауз мы осмотрели машины. Советские В'вздеходы были в удовлетворительном состоянии, но зато все «Ситр'оентКегресс» • были сильно побиты. ' Относительно лучше всех из французских М'ашин чувствовал себя большой «Ситроен-Кегресс» пустынного типа. Решено было итти обратно прямо по дороге через Ново-Ургеничи, Питвяк, Дартаната « Кабаклы на Чарджуй. Участок Ташауз—Ново-Ургенич был очень труден. Глубокие колеи до 40 ом и тяжелая пыльная дорога сделали дорогу плохо видимой и весьма трудной. На этом участке у снежного «Ситроен-Кегресс» щитки легли поперек бегунков и ведущих барабанов. Пришлось двигаться со скоростью 4—б км в час и добиться до НоЕо-Ур'генича, где ремонтироваться в мастерских хлопкоочистительного завода. Не доходя до Дарганата, в 50 км от жилья •малый пустынный «Ситроен-Кегресс» потерял компрессию и был взят на буксир большим «Ситроен-Кегресс». Во время хода водитель попытался завести свою машину, и попытка эта была настолько неудачна, что машина затормозилась, ободрался стальной трос и у, большого пустынного «[Ситроен-Кегресс» сорвался зуб первичного валика коробки скоростей. Колонна очутилась в тяжелом положе-. нии. Выбыли из строя два «Ситроен-'Кегресс» пустынного типа, а снежный «дышал на ладан», и из его картера валил дым. Стали D песках «а ремонт близ реки Аму-Дарьи, равостлали шинели и плащи и занялись разборкой мотора малого 'пустынного и коробки скоростей — большого «Ситроен-Кегресс». По разборке мотора выяснилось, что поршневые кольца сработались до толщины ватманской бумаги: Остались целы только масляные (нижние) кольца. В запасе у нас имелось всего лишь 4 кольца и то не по размеру. Лишнюю часть колец опилили напильником.;« поставили по одному кольцу на каждый пор-11 f lit 1Ш11Ш1Ш|ШишшИРшиИИЩ шень. Таким образом снизу были .поршневые, а наверху компрессионные кольца. В большой машине мы вынули промежуточный валик из .коробки скоростей и, лишившись первой и второй .скоростей и заднего хода., но имея дополнительную третью скорость на редукторе, двинулись дальше, сколько можно разпрузив снежный и малый пустынный «Ситроен-Кегресс». После ремонта, идя преимущественно рано утром, вечером и ночью, мы благополучно добрались до Чарджуя. К такому движению нас вынуждала слабая компрессия всех «Ситроен-Кегресс» и опасения, что из-за жары и пыли они могут окончательно потерять компрессию. Советские вездеходы НАТИ-2 весь обратный путь от Ташауза до Чарджуя прошли вполне благополучно, если не считать 3—4 смен цепей из-за лопнувших. роликов. • дальнейшем ори постановке вездеходов В НАТИ-2 на серийное производство, необходимо учесть, что на все детали машин оказывает большое влияние солончаковая пыль..Берут приступом песчаный холм. Фото автораКожаные части не выносят этой пыли совершенно и .страдают хуже чем от бензина. На металлические части машин эта пыль влияет еще хуже и они покрываются ржавчиной. Необходимо покрывать каким-либо составом металлические части машин для предохранения от раз'едания этой солончаковой пылью. В заключение необходимо отметить хорошо подобранный во главе с командиром состав участников пробега., их квалификацию, дисциплинированность и выдержку, что немало способствовало успешному испытанию вездеходов и пробегу машин в тяжелых климатических условиях пустыни Кара-Кум. На основе испытаний советских вездеходов НАТИ-2 и решений по докладу Научного автотракторного института на президиуме Цс Автодора, в 1933 г. в 'Советском союзе будет налажен серийный выпуск этих ценных и необходимых народному хозяйству СССР ма>шин. А. КозловПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦС АВТОДОРА О ВЕЗДЕХОДЕПрезидиум. ЦС Автодора, заслушав доклады тт. Ротермеля и конструктора инж. Сонкина, постановил: 1. Вследствие исключительно большого значения для народного хозяйства и обороны страны проблемы автомобильного освоения бездор1ожных районов внести в правительство вопрос о необходимости срочной организации крупного серийного производства легковых и грузовых бездорожных автомобилей по типу НАТИ-2. 12 2. Войти с ходатайством в правительство о награждении конструктора машины т. Сонкина за исключительные заслуги Е конструиро> вании, постройке и испытании машины. ; ' 3. Поручить секции вездеходного и моторного транспорта широко ознакомить представителей хозяйственных организаций с вездеходами НАТИ-2 путем проведения специальных докладов.