А. Ш ТЕЙНЕРШГОТОВИТЬ ШОФЕРОВ НА БАЗАХ АВТОДОРАОборудование учебных классов и лабораторий на курсах по подготовке шоферовст.АТЬЯ2^Рациональное оборудование учебных помещений классов, кабинетов и лабораторий играет существенную роль в подготовке квалифицированных шоферов. Но, к сожалению, мы должны отметить, что этому оборудованию Со стороны учебных заведений, подготовляющих шоферов, уделяется зачастую очень мало внимания. Обычно на пути к созданию надлежащих условий для учебы лежат • препятствия общего порядка,— в первую очередь непони-Модель разрезного мотора на подставке. Фото яноб' V.I.мание того, что специфика подготовки шоферов требует очень- внимательного методически продуманного подхода, основанного на максимальном насыщении занятий практиков и активном методе преподавания. Как обычно создаются курсы ишколыу шоферов, особенно в автодоровских организациях? \, Арендуется в какой-либо, школе 2-й ступени класс (в лучшем случае два), в классе вешается комплект чертежей и деревянных моделей, нанимается преподаватель из числа старых шоферов и- «курсы» приступают к учебе. Прямым, следствием этого кустарного подхода, к подготовке шоферов является отрыв теории от практики, процветание лекций, словесности, чрезвычайно туго воспринимаемых курсантами, оторванными от непосредственного зрительного и осязаемого ощущения тех деталей и механизмов, которые они изучают.Автокурсы должны, иметь свое собственное помещение, достаточной , кубатуры, с гаражей и всеми необходимыми подсобными помещениями. < -.,- • ..' . .'; ,' ' В случае отсутствия подходящего помещения лучше курсов не открывать вовсе, и не подготавливать недоучек, приносящих лишь вред автотранспорту. i,. Как минимум, вне зависимости от пропускной способности курсов они должны иметь: .1. Два класса, площадью каждый не менее 60 кв. м. •' ' _ 2. Одну монтажную лабораторию! 3. Одну регулировочную лабораторию. 4. Один класс слесарного дела. 5. Один учебный' гараж. '..-, Исходя из принципа максимальной увязки теории с практикой, классы должны быть оборудованы так, чтобы преподаватель имел под рукой все необходимое для иллюстрации теоретической части автодела. Это значит, что класс должен иметь в совершенно достаточном количестве чертежи,. деревянные модели, отдельные части и механизмы автомобилей и проч. учебные пособия. Не следует загромождать классы (как это часто бывает) излишним количеством всякого автомобильного барахла и увешивать стены сплошь таблицами чертежами, лозунгами, превращая классы в музей. . Излишнее количество экспонатов, в особенности на стенах впереди обучающихся, только рассеивает их внимание и отвлекает от преподавателя. Какие же основные учебные пособия должны-находиться в классе? Совершенно необходимо в классе иметь 2—Я мотора, установленных на подставках, причем один из них должен быть обязательно в разрезе. Очень желательно иметь один мотор основной советской марки (Форд). Кроме моторов, в классе должны быть сосредоточены отдельные детали автомобильного шасси, помещенные на, стеллажах и - п од ставках, причем каждая деталь должна ле-Первым и основным условием для правильной постановки учебы является наличие у автокурсов помещения, обеспечивающего нормальные занятия.Разрезные модели кароюраторов и приборов питания Фото якоб16 таблицы и чертежи могут висеть на видном месте для самостоятельной Проработки курсантами в перерыве между занятиями. Особое внимание следует уделить снабжению класса необходимыми пособиями По труднейшим разделам курса автодела,— карбюрации :и электрооборудованию. •;' \' Необходимо помнить, что эти разделы кур"; са с наибольшим трудом воспринимаются.кур-. сайтами, и поэтому необходимо приложить •всё усилия для того, чтобы облегчить усвояемость путем показа необходимых Экспонатов. Карбюрация должна быть, как правило, пред-, ставлена 'типами карбюраторов Зенит. ФордЗенит, карбюратор Амо и др., применяющими-. ся на советских машинах, причем эти типы? карбюраторов должны быть , в двойном • комплекте,— один в , разрезе, другие неликом" для^ разборки и сборки. Совершенно не требуется,Ш •Установка „прозрачных" карбюраторов Фотолаборатория НАТИ жать, на своем постоянном месте, обозначенном соответствующей надписью. Стеллажи и подставки следует располагать таким образом, чтобы они были вне поля зрения обучающегося лучше всего сзади и по бокам учебных столов. Чертежи и таблицы обязательно должны быть наклеены на фанеру или картон и храниться, в особой пирамиде. Вывешивание чертежей и таблиц на стецах можно практиковать только в соответствии с проходимой программой, например если группа проходит карбюрацию, го соответствующиеСтолик с электрооборудованием ФордаФото Якобе. . . . .Столик с автомобильной зарядной станциейФото Яковчтобы в классе находились карбюраторы-унит ч кумы. ' . .. ' . •' • . , ;' • '• Чрезвычайно ценным пособием для прохождения курса карбюрации является устайовХач прозрачных карбюраторов, выпускаемых.' •ин-\' статутом НАТИ. Эта 'установка позволяет наглядно демонстрировать обучающимся слр)Кнейшие процессы, происходящие в карбюраторах разных систем. . : Наиболее затруднительным для • оборудования классов является -раздел зажигания й электрооборудования. Не говоря уже о трудности подыскания соответствующих экспонатов, в виде комплектов приборов электрооборудования машин отечественного производства, которые в обязательном порядке должны быть на автокурсах, трудность заключается еще в том, что здесь нужно проявить максимум изобретательности и инициативы, чтобы изготовить экспонаты, которые «доходили» бы до курсанта. За недостатком места мы укажем только на главнейшие экспоьвты, которые должны быть приобретены и сделаны силами курсов для прохождения раздела 'зажигания и электрооборудования.17 •Столик с приборами испытания динамомашины и стартераФото ЯкобСтол для намагничивания магнетоФото ЯкобСтолик с приборами для лабораторных работ по автомобильной электротехникеФото ЯкобЗанятия в области элементарной электротехники, необходимой каждому шоферу, должны обязательно сопровождаться демонстрацией простейших опытов на приборах. Поэтому* в классе должны быть; набор магнитов, ученические вольтметры и амперметры, разборные электромагниты, приборы по электромагнетизму, индукционная катушка Румкорфа, магнитные стрелки, гальванические элементы и прочие простейшие физические приборы, необхо-димые для прохождения элементарной электро* техники. Кстати сказать, эти приборы можно сравнительно легко достать на рынке, но почему-то в большинстве автокурсов они не имеются. Для прохождения зажигания обязательно необходимо иметь несколько магнето «Бош» и «Сцинтилла». Другие системы магнето, в виде «Дикси», «Эйземан» и т. д., не употребляемые в настоящее время, лучше не демонстрировать. Учебные магнето могут быть совершенно негодными к эксплоатации, но желательно с полным комплектом , всех частей, так как для обучающихся мало зрительного впечатления, необходимо дат» возможность если не каждому обучающемуся, то хотя бы группе в 5|'7. человек разобрать и собрать магнето, для чего желательно иметь специальные Верстаки (рабочие места), где 5ы находились эти магнето, их схемы и весь необходимый набор инструмента для их разборки и . сборки. Аккумуляторное зажигание и электрооборудование Должны быть представлены в классе .специального оборудования столиками: например столик зарядки аккумулятора легко сделать силами учебного персонала курсов. Он /состоит из автомобильной динамомашины (например, Форд), приводимой в действие небольшим моторчиком переменного тока, стеклянного 6-вольтового аккумулятора, амперметра и нескольких радиоклемм. ; Сравнительно труднее изготовить стол электрооборудования «Форд» или «Бош», но при наличии инициативы и желания и эта задача может быть с успехом разрешена. Такой стол состоит "из полного комплекта деталей и приборов электрооборудования и зажигания, соединенных между собой проводкой и приводимых в действие от электромотора. i В случае отсутствия необходимых натуральных частей электрооборудования, такой стол может быть выполнен в виде монтажной схемы с фальшивыми деревянными приборами и фальшивой проводкой, присоединяемой к зажимам, расположенным на деревянных приборах. Такой стол также может, принести бчль'шую пользу при прохождении схем электрооборудования. ' Вообще говоря, автокурсам всячески рекомендуется делать самим отдельные части и механизмы в увеличенном масштабе из дерева для наглядного показа. Так например желательно иметь: деревянный прерыватель размером с обеденную тарелку, реле, распределительную головку и пр. детали, демонстрация которых в натуральном виде, благодаря малым размерам, затруднительна. Таково в кратких чертах основное оборудование, необходимое для . прохождения курса электрооборудования и зажигания. Мы здесь не упоминали о прочих необходимых экспонатах, как-то: образцах аккумуляторов, пластин, наборе лампочек,- свечей и т. д., помимо тех экспонатов они также должны быть в классе в достаточном количестве и храниться в полном порядке. • Если позволяет помещение, то лучше всего организовать отдельную лаборато'рию автоэлектротехники, где и сосредоточить все необходимые экспонаты.(Продолжение следует)Д. Штейнер18