4
5
6
7
8
9
10
11
2Всесоюзный пленумЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТАПрезидиум 2-го пленума ЦС Аьтодора. Слева т, А. М. Лешава делает докладФотоПетронао1 марта в октябрьском зале Дома союзов открылся II пленум Центрального совета Автодора. На пленум прибыло свыше 90 представителей республиканских, областных, краевых и районных организаций для того, чтобы рассказать о своем опыте работы за 1932 г. и наметить пути участия Автодора в сельскохозяйственных кампаниях и подготовке кадров. Эти два основных вопроса и составляли повестку дня пленума."С большой вступительной речью выступил на пленуме председатель Центрального совета о-ва т. А. М. Лежава, который вкратце подвел итоги работы Автодора за пять лет и наметил целый ряд важнейших задач, стоящих перед о-вом в связи с решениями январского пленума ЦК и ЦКК, указаниями 3 сессии ЦИК и съезда колхозников-ударнипшв. (Речь т. Лежавы дана в этом номере в виде передовой статьи.)УЧАСТИЕ АВТОДОРА В СЕЛЬХОЗКАМПАНИЯХ И ВЕСЕННЕМ СЕВЕ 1933 г.С основным докладом об участии Автодора в сельхозкампаниях ив весеннем севе 1933 г. выступил т. Рубцов. — Успешно завершенная первая пятилетка,— говорит т. Рубцов,— создала прочную социалистическую индустриальную базу и действительно обеспечила гигантские победы в сельском хозяйстве. Совхозы и МТС, вместе взятые, представляют собой свыше 8 тыс. крупнейших социалистических сельскохозяйственных предприятий, оснащенных новейшей техникой — тракторами, автомобилями, комбайнами, сложными сельскохозяйственными машинами. К началу весеннего сева мы имеем уже больше 200 тыс. колхозов и около 2 тыс. машиннотракторных ремонтных мастерских. На основе победы колхозного строя разгромлено кулачество. Совхозы, колхозы и МТС охватывают 80 проц. всех посевных площадей. СССР преобразован из страны мелкого крестьянства в страну самого крупного сельского хозяйства в мире. Сейчас в области сельского хозяйства стоят еще более ответственные, по сравнению с предыдущими годами, еще более сложные задачи. Эти задачи подчеркнуты в докладе т. Сталина «Об итогах первой пятилетки», в его докладе «О работе в деревне», в его выступлении на Всесоюзном съезде колхозниковударников, в решениях пленума ЦК, сессии ЦИК и, наконец, в целом ряде специальных постановлений ЦК партии и СНК. На основе этой большевистской программы сейчас вся страна охвачена широчайшим движением рабочих и колхозных масс за успешную подготовку к большевистскому - севу, за рост урожайности, за повышение качества работы в сельском хозяйстве, за повышение социалистической трудовой дисциплины и производительности колхозного труда, за беспощадную борьбу с остатками кулачества, вредителями, ворами, хищниками социалистической собственности, за укрепление колхозов, за то, чтобы сделать колхозы подлинно большевистскими. Одной из основных задач является освоение новой техники в сельском хозяйстве — освоение тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин. И на разрешении этих задач автодоровские организации должны сосредоточить все свое внимание, все свои усилия. Автодор долйсен вести широкую общественную борьбу за качество автотракторной продукции, за своевременный и высококачествен- яъгй ремонт автотрагктортгого парка как к севу, та|К ик другим сельхозкампавиям, за обеспечение тракторного парка запасными частями и деталями, за рациональное и полное использование тракторов и автомобилей в сельском хозяйстве, за ремонт и лучшее содержание подъездных путей, дорог, мостов, за действительный классовый отбор и лучшую- техническую и общественную подготовку автотракторных и дорожных кадров. Вот совершенно конкретный перечень объектов, перечень практических задач, которые стоят перед обществом в деле участия в сельхозкампаниях. Подводя итоги участия автодоровских организаций в сельхозкампамиях 1932 г., мы должны подчеркнуть, что большинство организаций о-ва не повернулись лицом к сельскому хозяйству. Задачи борьбы за качество производимых тракторов и тракторных частей, за- качество ремонта, за устранение причин поломок и преждевременного износа тракторов не стояли и до оих пор не стоят в центре внимания наших автодоровских организаций. В большинстве случаев участие в сельхозкампаниях проходит самотеком, при недостаточном руководстве со стороны советов Автодора, без тесной связи с местными, партийными, советскими и хозяйственными организациями. Автодоровские советы и коллективы не борются против вредительских вылазок классового врага, против воровства и хищений в МТС и колхозах. Подчеркивая эти недочеты, нужно указать, что отдельные организации в 1932 г. все же обеспечили значительные показатели н дали весьма ценный опыт участил в сельскохозяйственных кампаниях. Первое место здесь занимают Уральская, Средневолжская, Левинградская и Северокавказская организации о-ва 1. Но когда мы начинаем обобщать отдельные данные, то оказывается, что эти показатели малы и совершенно не соответствуют тем возможностям, которыми располагают наши автодоровские организации. Примеры передовых краев и областей служат неоспоримым доказательством этого. . Руководствуясь директивами партии и правительства, используя опыт в 1932 г., о-во в Подробно об этом см. статью т. Рубцова в № 3—^4 «За рулем».1Делегат 2-го пленума т. Петросян, П.Е., зам. пред. Армавтодора, шофер, красный партизан Зарисовка худ- В ладимирского 1933 г. должно выйти с неизмеримо более вы* сокими показателями по практическому участию в подготовке к проведению весеннего сева. Как же автодоровские организации включились в посевную кампанию 1933 г.? Плохо. Лишь по отдельным организациям, по отдельным областям и районам заметна активность Автодора. В большинстве республик, областей и краев автодоровцы не приняли деятельного участия в ремонтной кампании, не составили планов своей работы, даже не обсуждали этого вопроса на президиумах советов. В деле борьбы за запасные части далеко не всюду выполнено решение ЦК партии и СНК. Своевременно включились в борьбу за запчасти лишь некоторые организации, в частности Украинская. На Украине на заводах, изготовляющих запчасти, организованы и работают 62 бригады и 63 поста. Кроме того работают бригады на. заводских складах запчастей, на ж.-д. станциях и т. д. Учитывая, что по Украине насчитывается 53 завода, имеющих лишь централизованные заказы на запчасти, а на большинстве этих заводов все же имеется прорыв, пленум ЦС должен указать Центральному совету Укравт-одора, что необходимо усилить работу городских организаций Автодора в помощь заводам, производящим запчасти. За последние дни газеты отмечают проры* вы и недопустимое отставание с выпуском остродефицитных запчастей к тракторам. С выпуском запчастей отстают ленинградские заводы, отстают с производством остродефицитных деталей и допускают большой брак московские заводы. Отмечается целый ряд случаев задержки в отгрузке запчастей, залежи запчастей на складах и т. п. I А где автодоровские организации, отклик-1 нулись ли они на призыв партии и правительства, где посты, бригады на базах Й складах,М С перед началом посевной кампании Т Фото А. ш » й хет • где посты и бригады на заводах, изготовляющих запчасти, где массовый организованный штурм прорывов? Организации Московской области почти совершенно не включились в эту работу, в то время как по городу и области имеется 32 предприятия, занимающиеся изготовлением тракторных запчастей по централизо&аиным заказам. То же самое можно сказать и про Ленинградскую область, которая имеет свыше 25 предприятий, изготовляющих запчасти к тракторам. По Северокавказскому краю насчитывается свыше 8 предприятий, по Уральской области—9 предприятий, по ЦЧО, Средневолжскому, Нижневолжскому — по 7—8—10 предприятий. Пленум должен предложить областным и городским советам о : ва под персональную ответственность руководителей перечисленных организаций немедленно развернуть общественную борьбу за комплектность, за качество, за своевременность изготовления, отправки запчастей. Надо организовать и укрепить коллективы Автодора на всех заводах, изготовляющих запчасти; организовать ударные бригады, рабкоровские посты на предприятиях, складах запчастей, на ж.-д. станциях, базах и т. д. А как мы участвуем в кампании по ремонту тракторов? В качестве примера для других организаций пленум может отметить план и контрольные цифры участия в ремонте тракторов, представленные Уральским, Средневолжским и Украинским советами Автодора. По Уралу областной, городской и. районные советы Автодора взяли на себя обязательство отремонтировать силами автодоровских бригад 500 тракторов и 30 автомобилей, обеспечить лучшее качество ремонта, организоватьДелегатка 2-го пленума т. Парфенова, М., шофер завода км. Андреева (Таганрог), член ЦС Автодора Ззрисовка. >уд В / а димирск o.t Q15 тракторных мастерских Автодора, создать 5- ремонтных автомобильных колонн-пробегов. По Средней Волге автодоровская организация обязалась отремонтировать и ремонтирует 206 тракторов и 875 сельскохозяйственных машин. На Украине работают 84 ремонтных бригады Автодора. По данным на 15 февраля отремонтировано 163 единицы моторов и тракторов. Но для Украинской организации это капля в море. Если Урал имеет 112 МТС и намечает отремонтировать 500 тракторов, то Украина, имеющая 567 МТС, должна, конечно, сделать гораздо больше. : Особое внимание, — говорит далее т. Рубц ов , — нужно уделить Северному Кавказу. Правда, Северокавказская организация в деле участия в сельхозкампаниях находится на одном из первых мест. Вы знаете, что имеется специальное постановление ЦК и Совнаркома о севе на Северном Кавказе, вы знаете, что там отмечаются безобразно медленные темпы, плохое качество ремонта тракторов, неорганизованность работы, грязь, беспорядок в машинно-тракторных мастерских, небрежное, бесхозяйственное отношение к хранению трактов ров, запасных частей, горючего, инструмента, бесконтрольное расходование и расхищение баббита, неумелая заливка и прижигание подшипников и т. д. Отсюда вытекает совершенно конкретная задача для нашей Северокавказской организации. На основе опыта отдельных организаций — пленум должен обязать все организации о-ва обеспечить выделение ремонтных бригад в МТС и машинно-тракторные мастерские из числа специалистов-автодоровцев с твердым заданием каждой бригаде. В ремонтные бригады должны выделяться в первую очередь автодоровцы с курсов, из мастерских, а также с. автохозяйств фабрик, заводов, по согласованию с заводскими хозяйственными организациями. Автодор насчитывает около 2 тыс. районных советов, около 13 тыс. городских коллективов. При решительном повороте, при условии конкретной работы, Автодор может обеспечить большую общественную, практическую помощь севу. Далее т. Рубцов останавливается на участии автодоровских организаций в сборе и ремонте тары под горючее и смазочное, в содействии своевременному завозу горючего .в МТС, к сливным пунктам и т. д. Здесь наши автодоровские организации также могут проявить свою активность. Вот, например, по Таджикистану в 1932 г. бригадами Автодора перед севом было собрано и отремонтировано свыше тысячи бидонов и 240 бочек под горючее . и смазочное. В нынешнем году таджикский Автодор организовал республиканский автодоровский субботник в Сталин.абаде по замощению дорог к нефтескладам с участием широких масс автодоровцев и 49' автомашин. Еще одним крупнейшим участком является подготовка к севу дорог, подъездных пуч тей, переправ. Специальные автодоровские бригады и массовые субботники могут помочь своевременному продвижению семейных и других срочных посевных грузов. За 1932 г., но сведениям некоторых opi ганцзаций, мы имели свыше 10 а,вто-моток.о,ч йон'н, в которых участвовало 167 автомобилей и мотоциклов. Эти авто-мотоколонны оказали значительную помощь в проведении сельхозкампании и получили хорошие отзывы от местных партийных, хозяйственных, советских организаций. Но далеко не " все наши авто-мотоколонны хорошо подготовлены, не всегда внимательно мы подбираем людей в эти^ бригады, не всегда кооперируемся в соответствующими директивами, хозяйственными организациями и т. д. Качество работы этих авто-мотоколонн нужно улучшить. Автодоровские организации обязаны проверять наличный состав шоферов, трактористов и устранять от машин классово-чуждые элементы, людей, не имеющих надлежащей подготовки. и т. д. Нужно обеспечить систематическую работу по повышению квалификации шоферов, ремонтных рабочих и т. д., организовать массовую техническую пропаганду за овладение техникой ремонта, техникой безопасности, шире развернуть соцсоревнование и ударничество среди автодорозцев в совхозах и МТС, машинно-тракторных мастерских, в бригадах и т. д. Автодоровские организации должны бороться против текучести трактористов, боротьсяза их лучшую подготовку, за их классовый отбор и т. д. Наличие политотделов в совхозах и МТС, обеспечивающее наряду с другими задачами оживление общественно-массовой работы, создает весьма благоприятные предпосылки для развертывания автодоровской работы на селе. Широким развертыванием массовой работы и технической пропаганды о-во должно добиться того, чтобы в 1933 г. сотни и тысячи колхозников, трактористов через коллективы Автодора сделать ударниками общественной борьбы за урожай, за лучшее освоение в сельском хозяйстве моторов, тракторов, автомобилей. за создание образцово-культурных дорог, за укрепление колхозов на основе выполнения решений январского пленума ЦК. *'* В прениях по докладу т. Рубцова высказались 27 делегатов: от Нижней Волги — т. Дайкозский, от Средней Волги—т. Карцев, от Северного Кавказа — т. Эрн, от Дальнего Востокат. Мартьянов, от Азербайджана — т. Янидис, от Ленинграда—т. Орлов, от Чуваш ии — т. Степанов, от Украины — т. Рудепко, от Узбекистана — т. Есауленко, от Таджикистанат. Кули-Заде, от Московской облас ти — т. Никитин и др. Все они отмечали организационные недочеты в работе Автодора, недостаточное участие автодоровских организаций в проведении- сельхозкампании щв частности, в подготовке и проведении большевистского сева 1933 г. 1 . Представители Украины, Средней Волги, Северного Кавказа рассказали о том, как они практически включаются в помощь севу, продемонстрировав это цифровыми показателями. Выступивший на пленуме от отдела агитации и массовых кампаний ЦК ВКП(б) т. Леонтьев особенно подчеркивал, что автодоровцы должны стать боевыми носителями культуры трактора, культуры автомобиля в сельском хозяйстве. Основная задача автодоровца — следить за чистотой и исправностью маВыступления делегатов даны подробно в специальном выпуске газеты «Автодор»,1нов, А., работавший на Кубани г: бригаде по борьбе с кулацким саботажем Зарисовка худ. В ладимирского шины, за качеством ремонта, бороться с грязью в ремонтной мастерской. Трактор, отремонтированный автодоровцами, не должен пойти- в ремонт через несколько дней или тут же после сева, как это \часто бывает, а должен проработать по меньшей мере весеннюю, уборочную и осеннюю посевную кампанию.** *Сейчас мы в ряде мест имеем - такое положение, что почти все автодоровские работники мобилизованы на проведение сева. Об этом говорил в своем выступлении т. Лисовский. Мы должны достигнуть самостоятельного участия в проведении важнейших сельхозкампании. Что должны сделать в этом отношении автодоровские советы и коллективы для того, чтобы их использовали как организации, а не как индивидуальных работников? Они долл<ны своевременно составить конкретный план участия в сельхозкампаниях, указав какое количество ремонтных бригад, колонн, отрядов мотоциклистов, водомоторного транспорта будет использовано для про- ведения сева. С такими планами наши организации должны притти в агитмассовый сектор соответствующего краевого или областного комитета партии и сказать: «вот какую работу мы беремся выполнить по сельхозкампаниям, включите нас в общие планы, учтите нашу работу». Здесь уже может стоять вопрос не о том, чтобы забирали автодоровских работников, а наоборот о том, чтобы нас подкрепили новыми работниками, комсомольцами, чтобы мы наиболее эффективно выполнили работу по ремонту машин, дорог, мостов и т. д. к весеннему севу. Если в городе, — говорит далее т. Лисовский,—основным звеном в период сельхозкампании являются автомобильные и тракторные и др. заводы, изготовляющие запасные ца-сти, то в деревне своим опорным пунктом, своей оазой мы должны сделать совхозы и МТС, закрепив в этих базах автодоровское влияние. Представитель ЦК совершенно правильно говорил о том, что мы должны наших работников сделать культурными работниками, которые любят свое дело, заботятся о нем, которые болеют за сохранность машины. И вместе с тем пролетарское влияние отсюда необходимо распространить дальше—на кол-хозный и единоличный сектор для того, чтобы, опираясь на пролетарские элементы МТС и совхозов и находясь в тесной связи с политотделами МТС и совхозов, вести борьбу" с классовым 'врагом, преодолевать его сопро,тивление и проделывать всю ту работу, которую мы как автодоровцы должны проделать в весеннем севе ив любой сельхозкампании.ПОДГОТОВКА КАДРОВ2 марта в вечернем заседании с докладом о подготовке кадров выступил т. Штейнер. Наша автопро'мышленность, — говорил он,— выпускает с конвейера горьковского, московского и ярославского заводов около 150 машин в день. Это значит, что мы ежедневно конвейерным порядком должны подготавливать не менее 300 шоферов при коэфициенте 2 человека на одну машину. Необходимость ежедневно выпускать 300 подготовленных шоферов говорит о том, насколько актуальна и злободневна работа Автодора в этой области, если учесть, что мы фактически в настоящий момент подготавливаем больше половины всех низовых шоферских кадров. Автодор сейчас имеет по неполным данным 237 курсов и свыше 250 учебных машин. Состояние этой курсовой сети в подавляющем большинстве абсолютно неудовлетворительно. Пожалуй, нельзя назвать ни одной точки, где бы подготовка шоферских кадров была поставлена так, как этого требует постановление ЦК партии. Наоборот, повсюду почти полнейший самотек, кустарщина. Как у - нас организуются кружки? Обычно находят помещение в виде одной комнаты, ве-. шают таблицу, несколько деревянных моделей,- нанимают преподавателя, в лучшем случае шофера второй и иногда первой категории, берут чертеж машины и начинают подготовку кадров. Можно ли при таких условиях подготовить хорошие кадры, которых требует от 'нас социалистический транспорт? А между тем наши кружки, которые по постановлению Совнаркома и ЦК партии ни в коем случае не могут заниматься подготовкой профессиональных кадров, все же эти профессиональные кадры готовят. Необходимо строжайшее разграничение подготовки профессиональных кадров. Сеть наших курсов почти не отличается от наших кружков. Комната — это в лучшем слу-чае арендованное помещение в какой-либо школе, 2—3 деревянных экспоната, несколько чертежей машин и живая машина при райсовете Автодора. Это называете/, курсами. Как правило, курсы комплектуются не путем заключения договора с хозяйственником, а путем вольного набора и взимания платы с курсанта, причем платы зачастую непомерно высокой. Кто в состоянии платить 100 руб. за теорию и 200 руб. за час практической езды? Или бывшие торговцы, или бывшие ломовые извозчики, во всяком случае чуждые нам элементы, которые накопили в своих карманах резервы, чтобы платить за свое обучение и чтобы проникнуть в среду шоферов. Курсы в системе Автодора еще грешат тем, что говорить о методической постановке учебы в них почти не приходится. Есть такие факты: курсы при Уралмашстрое возглавляет столяр, не имеющий никакого автомобильного образования. В Ленинграде руководит курсами политработник, в Московской областикооператор и т. д. Таких фактоз можно привести много. • Наши курсы, находящиеся при райсоветах, в большинстве .случаев получают деньги и расходуют их не на улучшение постановки обучения, а на целый ряд других нужд автодоровской организации, в том числе на содержание аппарата, на развитие агитмассовой работы и т. д. Это узкоделяческая постановка работы. На подготовку кадров у нас зачастую смотрят как на средство выкачивания сумм, необходимых для наших автодоровских организаций. f Учебные машины, как правило, обезличены. В большинстве случаев курсы своих машин не имеют. Машины прикреплены к райсоветам или к гаражам областных или краевых советов. В результате, в то время, когда нужно давать практику курсантам, машины эксплоатируются для выполнения хозяйственных заданий, ничего общего не имеющих с подготовкой кадров. В последнем квартале 1932 г. мы получили определенное количество машин специально для образцовых учебных баз, и когда эти машины передали местам с предупреждением, что они идут на подготовку кадров, то в Ленинградской организации получилось так, что 2 машины немедленно были переданы в распоряжение облсовета. i В порядке самокритики необходимо сказать, что отдел подготовки кадров ЦС до конца 1932 г. руководил подготовкой чрезвычайно слабо. Но тем не менее все основные решения правительственных и партийных органов о подготовке шоферских кадров были своевременно доведены до наших ниаовых организаций, была издана специальная руководящая брошюра, где был сосредоточен весь материал и партийных органов, и советских и постановления президиума ЦС о положении с подготовкой кадров в организациях Автодора. К настоящему времени мы, к сожалению, не имеем работоспособных отделов подготовки кадров на местах, за исключением Ленинграда, Москвы, ЦЧО и некоторых других организаций. В большинстве же организаций у нас отделы подготовки кадров отсутствуют, а если и имеются, то в виде одного человека, который, ясно, не в состоянии справиться с такой ответственной задачей. Что нужно сделать? Нужно прежде всего организовать на местах работоспособные отделы подготовки кадров. Необходимо пепе- вести всю нашу курсовую сеть на хозрасчет, что подчеркнуто в целом ряде постановлений и директив,' которые давались на места Цен^ тральным советом. Это значит, что бюджетные ассигнования, деньги, машины должны быть отделены от бюдлсета и гаражей наших местных организаций. Необходимо вести, как правило, самую строгую регистрацию всех учебных заведений Автодора дао подготовке профессиональных кадров. Необходим • самый строгий отбор при комплектовании с участием профессиональных, партийных и комсомольских организаций. Переподготовка работающих кадров Чрезвычайно важной отраслью работы является переподготовка уже работающих кадров. Автодор этим до 'последнего времени почти не занимался. Совершенно ясно, что те кадры, которые были подготовлены в* кустар-* ных условиях, конечно, ни в какой степени не удовлетворяют требованиям, предъявляемым сегодня.' Поэтому наша курсовая сеть должна сейчас, помимо работы в области подготовки новых кадров, подойти вплотную к переподготовке уже работающих кадров на основе заключения договоров с хозяйственниками. До 1932 г. Автодор организованной подгр* товкой спецкадров фактически не занимался, если не считать подготовку 1 600 чел. в 1931 г. В 1932 г.' ЦС дал местам директиву и средства на плановую подготовку спецкадров из числа допризывников и вневойсковиков. Нужно сказать, что эта работа проведена также неудовлетворительно. План 1932 г. выполнен приблизительно на 75 проц. Основным недостатком спецподготовки являлось, во-первых, недостаточно правильное организационное построение. В ЦС существовал военный отдел и отдел подготовки кадров. Последний руководил подготовкой гражданских щрферов, первый — подготовкой спецшоферов. Но на местах во всех организа-циях за исключением Ленинграда дело сводилось к тому, что директивы и того и другого отдела фактически сосредоточивались в одной учебной точке. На местах получалось двоевластие, и в результате точного руководства не было. На местах не было достаточной увязки в подготовке опецкадров с Военведом и комсомолом, за исключением Ленинграда, где эта подготовка, по сравнению с другими нашими организациями, прошла блестяще. Очередной задачей на 1933 г. является организационная перестройка всей системы спецподготовки. ЦС ликвидировал военный отдел, передав спецподготовку в отдел подготовки кадров. Это сделано для того, чтобы увязать подготовку гражданских кадров с подготовкой военных кадров, для того, чтобы военизировать всю эту работу. Допризывную подготовку из районных учебных пунктов и курсов нужно переносить непосредственно в коллективы Автодора при предприятиях, совхозах, колхозах. МТС. Это поднимет оборонную работу о-ва в коллективе, это повысит политическую значимость нашего коллектива, занимающегося подготовкой оборонных кадров, это удешевит под-\Делегатка 2-го пленума от Туркменистана, член президиума Ц Автодора т. Артыкова СЗарисовка худ. В ладимирского* готовку и разгрузит нашу курсовую систему от подготовки полуфабриката. Подготовку вневойсковиков мы решили проводить так же, как подготовку шоферов, исходя из того, что вневойсковик не идет в армию. Подготовка вневойсковиков должна итти на « основе заключения организованных договоров с хозяйственниками применительно к тому постановлению СТО, которое говорит о подготовке гражданского шофера без отрыва от производства. Для того чтобы поставить как следует ftpпризывную и вневойсковую подготовку, необходимо отделы подготовки кадров военизировать, ибо совершенно понятно, что если отделы подготовки кадров не будут иметь надлежащих руководителей с военными знаниями в виде командиров запаса мотомехча- . стей, то это значит, что спецподготовка фактически сведется к подготовке обычных гражданских шоферов. 'Чрезвычайно валсной задачей является также живой инструктаж и живое руководство ' спецподготовкой. Необходимо, чтобы каждый учебный пункт допризывной подготовки на предприятии, в совхозе, колхозе, на МТС, каждые курсы по подготовке вневойсковиков подвергались бы внимательному изучению и инструктированию со стороны отдела подготовки кадров. Подготовка тракторных кадров В области подготовки тракторных кадров мы сейчас нашу первоначальную установку несколько изменили. В связи с тем, что решением партии и правительства подготовка тракторных кадров возложена, как правило, на МТС и они в настоящий момент осваивают развитие учебных точек, оснешяая задача Ав-1 » тодора в 1933 г.— максимально сод-ействовмь МТС в области развертывания курсовой сети по подготовке трактористов. Только как исвт е ключение можно производить вА °Д°Р подготовку тракторных кадров для мелких разрозненных дорожво-тракторных хозяйств, « лесозаготовок* и т. д. • Подготовка дорожных кадров Несмотря на постановление Л-го Всесоюзного съезда, подготовка дорожных мастеров и дорожных десятников не получила надлежащего развития в системе Автодора. По имеющимся данным мы подготовили по всему ' Союзу (данные — неполные) 813 дорожных Десятников и дорожных уполномоченных. Ко• нечно, этд цифра ни в коем случае не яв' ляется удовлетворительной. Мы ставим основной задачей на 1933 г. широко развернуть тюдготовку дорожных кадров, главным образом уполномоченных по трудучастию населения в дорожных работах, ибо подготовка дорожных мастеров и дорожных десятников по разъяснению Цудортранса должна производиться дорстройучами, которые на этом специализируются. Мы должны готовить уполномоченных и таких, которые бы, во-первых, являлись застрельщиками проведения идей Автодора в колхозах, совхозах и МТС, которые бы могли как следует организовать труд населения на дорожных работах. Вся работа по подготовке организаторов' трудучастия должна проводиться по договорам с местным дорожным отделом, с местными советами, колхозами и совхозами на основе планов дорожных работ данного района или данной области. *_ Заочное о'учение Заочное обучение в системе Автодора началось в 1930 г. Вначале были организованы курсы автомобильного, дорожного и тракторного дела. Уже на первых порах была неправильная установка. Эти курсы были рассчитаны на подготовку квалифицированных шоферов, дорожников, трактористов, а оказалось, что заочным путем подготовить автомобилиста и тракториста невозможно без наличия материальной базы, при помощи которой заочник мог бы на практике закреплять те знания, которые он получает заочным путем. Методическая подготовка автомобильных кадров в достаточной степени разработана и показывает, что отделять практику от теории невозможно. Заочники стали шоферами только тогда, когда они прошли стационарные курсы Автодора или ведомственные стационарные курсы по подготовке профессиональных кадров. Мы сейчас взяли установку на новые заочные курсы. Мы берем установку—подготовить кадры к поступлению в стационарные учебные заведения Автодора, т. е. ликвидировать техническую неграмотность. Этого можно добиться заочным путем. Вторая установка заочных курсов — это .повысить квалификацию уже существующих кадров. Третья установка — путем заочного обучения создать кадры для кадров, т. е. инструкторов производственного обучения, которые могли бы преподавать практически. Вот три установки, которые взяты новыми заочными курсами. В 1932 г. с этой задачей мы не справились. Заочные курсы 1932 и 1933 гг. в настоящий момент находятся в чрезвычайно плачевном состоянии — не говоря о том, что мы не имеем бумаги, мы в достаточной степени не наладили связь с заочниками. В результате этого масса йареканий состороны заочников. Была опубликована заметка ив «Правде» о том, что неаккуратна присылка лекций и недостаточна связь. В настоящий момент мы решили произвести реорганизацию заочного обучения, приостановить на 2 месяца курсы заочного дела, перестроив их и приравняв к программе Цудор-. транса. Какие же задачи стоят перед местными организациями в области заочного обучения? Прежде всего . они должны содействовать развертыванию заочной подготовки через консультационные пункты на местах, через организацию общественного актива вокруг этой подготовки, чтобы к какому-нибудь специалисту (шоферу или дорожнику) можно было бы прикрепить в порядке общественной нагрузки 2—3 заочника для консультации. Без консультационных пунктов, даже если мы прекрасно организуем экспедицию и проработку материалов в ЦС, все же надлежащего руководства мы иметь не будем. Консультационные пункты должны быть организованы не только при советах Автодора, но также при низовых стационарных, курсах и школах. Кинообучение ЦС Автодора заключил договор на получение кинозвукового курса по автомобильному делу в объеме 20 тыс. метров. Кинюзвуковой курс этого типа не имеет прецедентов в истории мировой кинематографии. Мы имеем несколько вырезок из заграничной прессы, ко1-торые говорят о том, что заграничные киноорганизации с чрезвычайно большим интересом следят за этим. Но с выпуском кинофильмы мы сильно запаздываем по вине треста Кинофильм. Для быстрейшего продвижения этого вопроса создан специальный комитет под председательством т. Енукидзе, Этот курс будет основным шоферским по"собием, ибо кинозвуковое преподавание, при •'наличии тех необъятных возможностей, которыми располагает кино, может оказать колоссальную помощь нашим местам в смысле йодготовки кадров. Задача привлечения кино на помощь подготовке автомобильных кадров будет с успехом разрешена только при дружной работе местных организаций Автодора с Центральным советом.* * В прениях по докладу т. Штейнера выступало свыше 15 делегатов. Все они отмечали недочеты в работе местных организаций по подготовке кадров и указывали различные пути к их устранению. Прения носили исключительно деловой характер. С чрезвычайным интересом пленум выслушал выступление председателя Центрального совета Осоэвиахима т. Эйдемана. — Проблема кадров,— говорил он,— на сегодняшний день основная проблема как для Автодора. так и для Осоавиахима. Поэтому я' хочу здесь поделиться опытом работы Осо-авиахима в этой области. Для нас подготовка кадров была очень труд-ной задачей. Достаточно сказать, что мы охватываем учебой около- 2 млн. чел. Сюда входит допризывная и вневойсковая подготовка.-* автомоделизм, планеризм, авиационная и противовоздушная подготовка, которую мы ведем Сейчас в известной степени, совместно с Автодор ом. Особенно острой была проблема подготовки основных руководящих инструкторских кадров, без которых нельзя было проводить такую гигантскую работу. Следует думать, что ив Автодоре, наряду с подготовкой шоферов, так же остро должна стоять проблема подготовки руководящих кадров, составляющих хребет о-ва. . Как мы решили в целом этот вопрос? Прежде всего, мы взялись -за подготовку людей без отрыва их от прямых задач. Во всей системе Осоавиахима мы ввели так называемую обязательную осоавиахимовскую подготовку освобожденных и систематически работающих в о-ве кадров. По примеру Красной армии мы один раз в пятидневку обучаем наших работников, от низовых до членов ЦС, по соответствующим специальностям, в зависимости от того, над какими вопросами работает та или другая группа людей. Это была задача нелегкая. Приходилось преодолевать известную косность, тенденцию людей жить по-старинке, как-нибудь обойтись без учебы. Нужно учиться и прежде всего, начать с людей, которые сидят в этом зале. Так мы подходили к себе. Я думаю, что это будет правильно и по отношению к вам. Второй путь, по которому мы пошли,— это семинары, сборы с отрывом от производства на несколько дней. Третья форма учебы — курсы и школы. Через эти курсы и школы, работающие так же с отрывом от производства по программам 2—3 и даже 6-месячных курсов, мы пропускаем наши основные руководящие кадры ив первую очередь представителей соответствующих специальностей. Наконец, четвертая форма учебы, применяемая нами, это лагеря. Для Осоавиахима лагеря являются одной из наиболее продуктивных и удобных форм подготовки кадров. Мы уже добились многого в прошлом году, а огйчас мы поставили перед собой твердую зада.чу — через систему лагерей пропустить решительно все во'енно-инструкторские кадры разных специальностей и все наши общие кадры. Еще сравнительно недавно мы вынуждены были констатировать, что во всей нашей работе существует очень много обезлички, отсутствует минимальная дисциплина, что. в целом ряде звеньев текучесть настолько высока, что нет возможности говорить об ответственности конкретных лиц. Мы настойчиво боремся за то, чтобы добиться закрепления людей в вашей системе. Через свои курсы мы пропускаем сейчас только тех, кто закрепляется в системе Осоавиахима, кто дал известные обязательства в течение определенного периода проработать в нашем обществе. Проблема кадров — это есть вместе с тем проблема подбора людей, которые могут и должны служить примером, которые должны • о своему классовому облику соответствовать п задачам, стоящим перед руководителями общественной организации.В Автодоре так же, кдк ив бсоавиахиме, есть наверно достаточно руководителей, которые, заслонившись циркулярами, не изучают живых людей, живую действительность и поэтому иногда под боком не видят, не чувствуют классового врага. Бороться за кадры —это значит крепко бороться против такой «куриной слепоты», против людей, страдающих оппортунизмом. В заключение — несколько слов о взаимодействии в работе Автодора и Осоавиахима. . В области чисто оборонной работы мы должны добиться самого тесного сотрудничества. Это необходимо не только с точки зрения экономической выгоды, но и потому, что вдвоем легче, рациональнее можно разрешить почти общие для нас задачи боевой подготовки людских резервов. Кроме того, не следует забывать, что нельзя подготавливать специали- ~ стов по автоделу изолированно, подготавливать так, чтобы они не понимали всех остальных отраслей военного дела. До сих пор это взаимодействие было недостаточно. На одном и том же предприятии существуют два учебных пункта, и сплошь и рядом, при недостатке средств и кадров, они конкурируют, как будто бы все возможности исчерпаны, людской контингент охвачен. А между тем сделано очень мало. • В летний период часто рядом с осо>авиахимовоким лагерем вырастает автодоровский лагерь. Два лагеря и оба с недостатками. Усилия распылены, и это, естественно, снижает эффективность работы. А разве нельзя в осоавиахимовском лагере иметь сектор Автодора, вовсе не обезличивая. Автодор? Разве нельзя иметь сектор РОККа? Почему бы на вывеске не написать «совместный лагерь Автодора и Осоавиахима»? Ведь принципиально нет никаких доводов к тому, чтобы возражать. Но люди мнутся, не могут найти ответа. Я говорю об этом для того, чтобы в частности к летней учебе этого года стать на путь создания совместных лагерей не только с Автодором, но ис РОККом, который обязан внести в наши лагеря свою санитарную культуру. Все мы отвечаем за одно общее "дело подготовки страны к обороне. Это дело серьезное, и если у отдельных людей есть такие настроения, которые мешают осуществлению этих задач, надо ударить по этим настроениям. На пленуме выступил также зам;- председателя ЦС Автодора т. Н. Куйбышев, который говорил о значении 4-й лотереи Автодора и необходимости самой срочной реализации ее силами автодоровцев-обществевников. — Особенности 4-й лотереи, — говорил т. Куйбышев, — заключаются в том,—что для ее распространения правительство дало короткий орок — до 1 июня 1933 г. Мы должны поэтому увязать эту кампанию буквально со всеми видами нашей работы и проводить ее иоключителыно общественными методами, без специальной агентуры и аппарата. Особая ответственность за своевременную и полную реализацию лотереи падает на президиумы 'областных и краевых советов Автодора.