24
25
26
27
Г. ДЕМИНКАК РЕМОНТИРОВАТЬ ТРАКТОРЫСтатья 2Ремонт мотора Пришабровка залитых баббитом и проточенных подшипников к шейкам коленчатого вала производится лишь в тех мастерских, которые не имеют ' специального станка для прижигания. У всех марок трактора, за исключением Интернационала, СТЗ и ХТЗ, пришабриваются шатунные и коренные подшипники. Тракторы же СТЗ, ХТЗ и Интернационал, имеющие шариковые коренные подшипники, .нуждаются лишь в пришабривании подшипников шатунов. Перед пришабровкой коленчатый вал собирается с мотором и устанавливаются крышки подшипников. Собранный с подшипниками вал провертывается на 2—3 полных оборота. После того как вал провернут, снимают крышки подшипников и производят их осмотр. На крышках вследствие вращения вала остается несколько пятен. Такие же пятна получаются на вкладышах подшипников блока мотора. Для того чтобы ' произвести пришабровку крышки подшипник'а, "ее берут в тиски ис поверхности вкладыша соскабливают пятна трехгранным шабером, захватывая тонкий слой материала. Соскабливание ведется в разных местах с таким расчетом, чтобы остались пятна величиной в 1,5—2 кв. мм. Таким -же образом поступают со всеми. остальными крышками и подшипниками. Затем они собираются с валом, и вал вновь провертывается несколько раз. После этого крышки опять снимаются и производится шабровка. Шабровка ведется до тех пор, пока вся поверхность подшипника не покроется равномерно расположенными точками. В начале пришабровки соскабливают краску с больших участков поверхности подшипника, а под конец стараются делать пятна возможно меньше. Подтяжка подшипников производится после их пришабровки. Прежде чем приступить к подтяжке подшипников, все болты, стягивающие подшипники, отпускаются. Далее приступают к подтяжке какого-либо из одного подшипников. Обыкновенно начинают с первого шатунного подшипника. Для производства подтяжки шатунных подшипников удаляются по одной или две прокладки с каждой стороны подшипника. После этого устанавливают крышку подшипника и затягивают гайки стяжных болтов доотказа. Затянув болты, производят пробу подтяжки, вращая за пусковую рукоятку коленчатый вал. При этом вращение производится равно в одну сторону по часовой стрелке. Если вращение оказывается очейь трудным, это значит, что слишком много вынуто прокладок, а когда вращать коленчатый вал очень легко, это значит, что прокладок вынуто мало. В первом случае увеличивают число прокладок в подшипнике, а во втором — уменьшают. 1 См* «За рулем» № 3—4.гПравильно затянутые подшипники несколько затрудняют вращение коленчатого вала, но при этом вал можно вращать от руки. После подтяжки всех подшипников их шплинтуют. Шплинтовка подшипников производится специальными разводными шплинтами и мягкой отожженной железной проволокой. Первые применяются для закрепления гаек на болтах шатунных подшипников,' вторая — для шплинтовки болтов коренных подшипников. Шплинтуя гайки и болты подшипников, нужно, чтобы шплинты и проволока по своему размеру точно соответствовали отверстиям в болтах и гайках. В противном случае болты и гайки могут расшплинтоваться через несколько часов работы. Очень важно правильно поставить шплинты и загнуть их концы не вокруг гайки, а вдоль болта. Это делается для того, чтобы острые' края зашплинтованной гайки во время работы мотора не могли бы «переесть» усиков шплинта. Важно также правильно зашплинтовать проволокой болты коренных подшипников. Они шплинтуются одним отрезком проволоки по два сразу. Концы проволоки скручивают плоскогубцами и загибают. Часто в трактороремонтной практике забывают перекрестнуть проволоку после пропуска через отверстие одного болта, что служит причиной отвертывания болтов коренных подшипников. Успешность пригонки как шатунных, так и коренных подшипников зависит помимо всех других причин также и от состояния коленчатого вала. Принято считать допустимым максимальный эллипс шеек, при котором вал можно оставить без ремонта — в 0,04 мм. Вал, искривленный не больше, чем на 0,02 мм, править не обязательно. Вместе с этим шейки вала должны быть гладки и ровны — они не должны иметь царапин, задиров, трещин и надломов. Коленчатые валы, имеющие трещины, надломы, искривления более 0,7 мм, а также шейки, с которых при ранних проточках был снят слой материала, уменьшивший диаметр от 0,8 мм до 1,0 мм (в зависимости от марки тракторов) должны быть. заменены новыми. Для тракторов СТЗ, ХТЗ и Интернационала предельное уменьшение шатунны-х шеек выражается в 0,9 мм. Во всех указанных случаях повреждений, за исключением прогибов, коленчатые валы могут быть восстановлены сваркой. Правка коленчатого вала при прогибе менее чем в 0,7 мм производится под ручным или гидравлическим прессом, снабженным специальными подставками (рис. 1). Перед тем как приступить к правке вала, нужно точно установить место, на которое следует нажимать шпинделем пресса. Вал в процессе правки должен быть в одном и том же положении. Первое достигается тщательным контролем с помощью универсального индикатора (рис. 1), второе же обеспечивается применением специальных подкладок, на которых помещается вал, Рис 1. Проверка коленчатого вала на прессе с помощью универсального индикатора в процессе правки Если конец шпинделя пресса упирается в щеку вала, то подкладывать какой-либо посторонний предмет между шпинделем и ще-' кой вала нет необходимости. В том же случае, когда конец шпинделя упирается в шейку вала, следует на нее наложить крышку коренного подшипника или специально изготовленную медную накладку. При правке коленчатого вала нажим шпинделем нужно производить возможно равномернее, и, если эта операция производится рабочим впервые, следует чаще контролировать результаты правки.Рис. 2. Шлифовна шейки коленчатого вала тонкой наждачной шкуркойв£ ШШлифовка шеек коленчатого вала так же, как и проточка, имеет своей основной целью выводку эллипса, образовывающегося вследствие длительной работы. При- шлифовке шеек таким прибором, как «Дуплекс» (фирмы «Келленбергер») они получаются достаточно гладкими и не требуют дальнейшей обработки. Протачиваемые же шейки такими приборами как АММКО и ХАТТО, не говоря уже о проточке на токарном станке, нуждаются в дополнительной шлифовке или вернее в. полировке. Механическая шлифовка и проточка шеек коленчатых валов выполняются обыкновенно специальными бригадами. Поэтому на описании этих операций мы здесь останавливаться не будем. -— Ручная шлифовка, которая почти всегда производится рабочими монтажных бригад, необходима для выводки рисок и мельчайших задиров, оставляемых резцом после проточки. Кроме того ручная шлифовка необходима для Поцарапанных шеек тогда, когда эти шейки не протачиваются или не подвергаются механической шлифовке. Для ручной шлифовки пользуются мелкой наждачной шкуркой, которая заготовляется в форме тонкой полоски длиной в 400—500 мм, или двух накладок. В первом случае шлифуемая шейка обертывается полоской наждачной икурки, как это показано на рис. 2. Операция шлифовки сводится к тому, что рабочий тянет попеременно то за один, то -за другой конец наждачной полоски. Во втором случае накладки из наждачной шкурки помещаются на залитые баббитом вкладыши шатунного или коренного подшипника так, чтобы наждачный слой был сверху. В подшипник помещается соответствующаяшейка, и после этого или вал вращаются в подшипнике или подшипник вокруг шейки вала. Развертка шатунных подшипников в настоящее время во многих трактороремонтных мастерских совершенно вытеснила расточку. Это объясняется тем, что при расточке подшипников необходима пришабровка их и регулировка подтяжкой. При правильной развертке обе эти операции отпадают или в крайнем случае требуют значительно меньше времени,' чем при проточке. Однако развертка подшипников усложняется тем, что развертки делаются разных размеров и каждая из них не может быть отрегулирована на больший или меньший размер. Поэтому залитый подшипник должен быть, во-первых, близким по размеру к размеру развертки. Внутренний диаметр подшипника должен быть не более, чем на 1—1,5 мм меньше, чем наружный диаметр развертки. Во-вторых, шейка коленчатого вала, которая будет работать с этим подшипником, должна быть проточена и точно подогнана шлифовкой под размер развертки. Перед разверткой резец устанавливается так, чтобы он выступал над поверхностью развертки не больше, чем на 0,001". Затем развертка зажимается в тисках и на неё* одевают подшипник шатуна, отпустив для этого гайки стяжных болтов. Одев подшипник на развертку, подтягивают гайки стяжных болтов до тех пор, пока подшипник не прижмется плотно своими поверхностями к развертке. После того как подшипник одет на развертку, полезно пустить несколько капель масла с разных сторон развертки так, чтобы масло затекло в подшипник. Для того чтобы резец стал захватывать баббит, нужно повернуть подшипник против часовой стрелки и, установив резец у стыкаРис. 3. Удаление втулки верхней головки шатуна подшипника, вновь повернуть последний по часовой стрелке на полоборота При этом резец должен совпасть с противоположным стыком подшипника. После следует подтя- иуть болты и повернуть подшипник еще на полоборота. Операция расточки продолжается до тех пор, пока подшипник не окажется расточенным до нужного размера. После развертки подшипника необходимо обработать его флянцы. Обработка флянцев производится с помощью специального инструмента. Этот инструмент снабжен шарошкой и имеет направляющий стержень. При обработке флянцев направляющий стержень вставляется внутрь подшипника. Шарошку приводят в действие вращением за рукоятку инструмента. Ремонт втулок верхней головки шатуна в , случае износа может быть произведен путем обжима или расточки. Бели производится установка поршневого пальца увеличенного размера, то тут очевидно возможна расточка. В том же случае, когда поршневой палец не меняется, изношен- 1 ная втулка должна быть либо ^заменена новой, либо сжата. Здесь прежде всего нужно удалить старую изношенную втулку. Это достигается с помощью медного штыря, которым выбивается втулка. Верхнюю головку шатуна кладут на несколько раздвинутые губки тисок (рис. 3), во втулку упирают один конец штыря, а' по другому концу наносят несколько ударов ручным слесарным молотком до тех пор, пока втулка не выйдет из головки шатуна. На место старой втулки можно установить новую под прессом или пользоваться для этой цели тем же штырем. Однако такой способ ремонта может быть без крайней необходимости заменен другим. Он сводится к тому, что старая втулка обкладывается снаружи полоской тонкой листовой латуни и устанавливается обратно в головку шатуна. Благодаря тому, что при установке старой втулки, обложенной латунью, получается некоторый натяг, втулка сжимается, а следовательно уменьшается и ее отверстие. Как первый, так и второй способ ремонта требуют подгонки втулки по пальцу путем ее проточки. Однако в некоторых случаях проточка может быть вполне заменена ручной шлифовкой. Для ручной шлифовки втулок каждая мастерская имеет либо специальный прибор заводского изготовления, либо приспособление собственной конструкции. Шпиндель прибора зажимается в патрон сверлильного станка или ручной сверлилки (рис. 4). На прибор одевают предназначенную для шлифовки втулку и производят уста-Рис. 5. Шлифовка втулки шатуна на специальном приборе фирмы АМОМК новку камней на определенный размер с помощью специальной головки (слева по рисунку), Далее сверлилка приводится в действие, а шатун передвигается вдоль прибора. Вся операция отнимает от К до 1 минуты. > Подгонка поршневого пальца производится путем проточки. Втулки поршня так же, как и втулки шатунов могут быть обработаны шлифовкой. Однако применение здесь какого-либо самодельного приспособления вряд ли будет правильным. Что же касается пользования упоминавшимся уже прибором заводского изготовления (фирма АММКО), то он должен быть снабжен самоцентрирующим конусом с пружиной (рис. 5), так как в противном случае невозможна шлифовка, одной втулки, что часто требуется при неравном износе втулок. В остальном операция расшлифовки втулок выполняется так же, как* и шлифовка втулки шатуна. Подгонка поршневых колец. При ремонте кривошипного механизма, когда поршень подвергается проточке и цилиндр протачивается или расшлифовывается, снятое перед ремонтом старое кольцо оказывается в большинстве случаев непригодным для дальнейшей работы. Поэтому проверка поршневых колец исключается вовсе. Следует поставить новое кольцо и сохранить старое для следующего случая ремонта. Новое кольцо перед постановкой должно быть проверено и подогнано по цилиндру и поршню. Для подгонки поршневого кольца его следует вложить в ту канавку поршня, к. которой кольцо подгоняется, как это показано на рис. 6. Дал'ее следует повертыватьпоршень вокруг оси. накатывая кольцо по, канавке. При этом следует пошатывать коль-цо из стороны в сторону. При пошатывании кольца определяется его. люфт и- устанавливается зазор между стенками канавки, поршня и поршневым кольцом. Кольцо не должно входить, туго, но и не должно шататься в ка> навке.«#/4Рис. 4. Шлифовка втулки веахней головки щатаа Проверенное по поршню кольцо проверяется по цилиндру. Для этого оно помещается внутрь цилиндра и зазор, который имеется в кольце, измеряется щупом (рис. 7). В результате проверки поршневого кольца по цилиндру и по поршню может оказаться, что поршневое кольцо слишком широко и имеет слишком малый зазор в замке. Для сужения поршневого кольца можно пользоваться специальной доской. Эта доска должна быть совершенно ровной, не иметь никаких ; выступов и углублений. На доску следует наложить шкурку, как это показано на рис. 8. Сужение поршневого кольца с помощью шкурки производится _ шлифовкой. Поршневое кольцо ровно кладется. на шкурку и прижимается к ней пальцами. Далее кольцо, вводится по шкурке. Для того чтобы- материал с кольца снимался равномерно, на него следует нажимать роено со всех -сторон. Кроме этого через некоторое .время кольцо следует повертывать 'Или менять направление движения. Для того чтобы увеличить зазор в замке поршневого кольца, следует взять личной напильник и закрепить его в тисках, как это показано на рис. 9. Кольцо- нужно взять двумя руками около замка и, расширив его, ввести в замок напильник, зажатый в тисках. Спиливание материала с кольца должно производиться равномерным движением кольца вверх и вниз по напильнику. В, то время когда производится' сужение кольца или расширение зазора, кольцо следует проверять по поршню, или по цилиндру. Для увеличения зазора в поршневом кольце и для сужения его ширины можно применять специальное приспособление (рис. 10). Оно представляет собой доску 2с гладко отделанной поверхностью ис выемкой 1. В доску 2 вбиты шпильки, изготовленные из стальной проволоки. Шпильки расположены так, чтобы помещенное между ними кольцо несколько расширилось, а следовательно увеличился бы и зазор в замке. Увеличение зазора необходимо для того, чтобы в него мог свободно пройти напильник 4. Кроме этого при вбивании шпилек надо следить за тем, чтобы они не выступали над поверхностью кольца. При подгонке поршневых колец, кольца по поршню и по цилиндру надо иметь в виду, что зазор в замке должен быть не меньше 0,025 мм (для поршневого кольца) на каждый дюйм диаметра подгоняемого кольца. В то же время зазор не следует делать большим, чем 0,075 мм (для верхнего кольца) на каждый дюйм диаметра цилиндра. Точно так . же . надо иметь в виду, что разность в зазорах между верхним и нижним поршневыми коль-Рис 8. Сужение поршне- Рис. 9. Увеличение зазора вого кольца . в замке поршневого кольца цами должна равняться от 0,025 мм до 0,050 «мм на каждый дюйм расстояния между верхним, средним или нижним кольцами. При подгонке поршневых колец по цилиндру следует делать зазор между кольцом иРис. 10. Доска для поршневых колец. ч /Ш-Г^Рис. 6. Проверка кольца Р поршнюРис. 7. Проверка кольца «о цилиндрубоковой стенкой канавки поршня, равным 0,02 мм с колебанием в ту и другую сторону в 0,02 мм. Зазор должен быть также между нижней стенкой канавки поршня и поршневым кольцом размером 0,03 мм, с колебанием в ту и другую сторону на 0,01 мм. Как бы хорошо ни - были обработаны цилиндр, поршень и поршневое кольцо, прилегание его к стенкам цилиндра не будет настолько хорошим, чтобы пропуски газов через кольцо были нормальными. Поэтому после установки поршневых колец мотору дают некоторое время работать вхолостую. Этим кольца подгоняются по цилиндру. Для подгонки поршневых колец по цилиндру можно прибегать и, к их притирке. Притирка поршневых колец достигается с помощью специальной притирочной пробки (рис. 11). Эта пробка делается несколько меньшей, чем диаметр цилиндра. С одной из своих сторон она имеетДытояку, в которую вкладывается поршневое Кольцо. Поршневое кольцо перед притиркой закрепляется на пробке с помощью пластиночки. Пробку передвигают от верхней мертвой точки до нижней мертвой точки, время от времени поворачивая кольцо вокруг своей оси. Для притирки поршневое кольцо смазывается снаружи пастой «Карборунд» или в пробке делается специальное углубление, в которое закладывается паста перед притиркой.