19
20
ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СЦЕПЛЕНИЯНедостатком обычных однодисковых или многодисковых механизмов сцепления является некоторая резкость их действия, выражающаяся в том, что в момент сцепления ведомый диск (или группа дисков) и далее главный вал получают резко повышенное приращение окружной скорости, что способствует быстрому износу трансмиссии автомобиля. Указанный недостаток совершенно устраняется в случае применения турбо-гидравлических механизмов сцепления, где связывающим фактором между ведущей и ведомой частями является живая сила движущейся струи жидкости. Гидравлические механизмы сцепления в настоящий момент тщательно разработаны в конструктивном отношении и под именем «гидравлических маховиков» применяются ча первоклассных автомобилях Даймлер, Виккерс и др. Масло в соплах находится в непрерывной циркуляции. Так как каждое сопло представляет собой спиральную выемку или полуокружность переменного сечения, то масло, протекая сначала по ведущим соплам, уменьшает свою скорость за счет увеличения давления, а протекая по ведомым соплам — увеличивает скорость за счет уменьшения давления. Далее процесс повторяется сначала. Масло как бы пульсирует. Перепад масла с одного сопла на другое происходит с известными потерями скорости, которые зависят от степени заполнения сопел маслом. Отработанное масло спускается через нарезные пробки 8. Клапан 3 при помощи гладкой муфты и системы рычагов связан с педалью, служащей одновременно и для торможения главного вала механизма перемены передач. Торможение способствует синхронизированию. Вообще говоря, гидравлический маховик может работать с любым механизмом перемены передач, однако многочисленными испытаниями установлено, что наилучшие результаты получаются от применения эпициклических или планетарных механизмов. Гидравлический маховик Салерни составляет одно целое с планетарным механизмом передач, который имеет нормальную конструкцию и не нуждается в описании, однако необходимо отметить, что в задней его части расположен прибор свободного хода. Он предохраняет главный вал 9 (рис. 2) от сцепления с гидравлическим маховиком в момент включения последнего, а также выполняет свое основное назначение — повышать экономичность дей-Рис.1. Разрез гидравлического маховика СалерниКлассическим типом гидравлического маховика является механизм сцепления Салерни, состоящий из ведущего элемента 1 (рис. 1), ведомого элемента 2и фасонной чашки или клапана 3. Ведущий и ведомый элементы представляют собой гидравлические колеса, у которых обращенные друг к другу поверхности имеют спиральные выемки — сопла 4. Каждые два противолежащих сопла образуют замкнутую выемку, в которой циркулирует масло. Масло по трубке 5 подается из центрального резервуара, течет по каналу 6и заполняет все сопла колес. Степень наполнения сопел маслом влияет на силу сцепления и на число оборотов ведомого колеса 2. При заполнении маслом всего объема сопел скорость ведущего и ведомого колес бывает почти одинакова. С уменьшением заполнения сопел маслом скорость ведомого колеса быстро отстает от скорости ведущего колеса. Степень заполнения сопел маслом регулируется клапаном 3, который имеет осевое перемещение и прикрывает окна 7в соплах ведущего колеса.Рис. 2. Продольный разтез гидравлического маховика механизма перемены передач и прибора свободного хода Салерни ствия двигателя—благодаря своевременному его выключению, когда крутящий момент задней трансмиссии автомобиля бывает больше крутящего момента двигателя. Прибор свободного хода состоит из храповых втулок 11 и 12. Втулка 11 неподвижно закреплена на валу 9, а втулка 12 скользит на шлицах вала 10 и удерживается в своем положении зацепления пружинящим кольцом 13. При первом отжатии шофером педали сначала приходит в движение клапан 3и закрывает проход масла в сопла ведущего колеса. Дальнейшее отжатие педали вызывает расцепление муфты 12 при помощи рычага 14. Ленточный тормоз 15 действует одновременно с перемещением клапана 3. При снятии ноги с педали последняя под ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ К ДВИГАТЕЛЮ ФОРДРабота автомобильного двигателя, не снабженного воздухоочистителем, в условиях Средней Азии сопровождается чрезмерным износом поршневых колец и цилиндров. Для удлинения срока службы этих ответственных частей, особенно на распространенной у нас в Союзе машине Форд, предлагаю следующее: К всасывающему патрубку карбюратора присоединяется при помощи V-образного соединения внутренняя часть воздухоочистителя трактора Джон-Дир (см. схему). Возможно также крепление внутренней частивоздухоочистителя к карбюратору при псмо« щи угольника (см. схему). Таким образом, используя части непригод» ных к дальнейшей работе тракторов, можно значительно улучшить условия работы двигателя Форд. В, К.П РОВЕРКАДЕЙСТВИЯ МАСЛЯНОГО НАСОСА У АВТОМОБИЛЯ ФОРДУ большинства современных автомобилей на переднем . щитке имеется указатель циркуляции масла в моторе. На распространенной у нас машине Форд такой указатель отсутствует, что не дает автоработнику уверенности в исправности циркуляционной системы. Подобные упреки высказывались уже на страницах журнала «За рулем», но они до некоторой степени незаслуженные. Хотя на переднем щитке и отсутствует указатель, но взамен его имеется специальный контрольныи винт, ввинченный в «проход масла в резервуар клапанной коробки» и расположенный под «возвратной трубой масла». Для определения исправности масляного насоса и нахождения его на месте достаточно отвернуть на несколько оборотов контрольный винт, и подаваемое насосом масло будет выходить через контрольное отверстие. Испытание следует производить при работающем моторе. БадиковОБЖИГ ГРУНТА ДАСТ УСОВЕРШЕНСТВОВАННОЕ ПОЛОТНО ДОРОГНедавно президиум ЦС Автодора заслушал доклады инж. Бекнева и Грум-Гржимайло об опытах по изготовлению усовершенствованного полотна дороги из самого грунта без всяких добавок, только путем последовательного обжига грунта при высокой температуре от 800 до 1 500°. Московский облдортранс, производивший подобные опыты, получил прочный верхний земляной слой дороги, выдерживающий большое давление и почти непроницаемый для воды. Последующая обработка этого слоя бидействием пружины отходит частично в исходное положение и освобождает ленту на тормозе 15. В этот момент гидравлические колеса еще не сцеплены между собой, так как валы 9, 10 и муфты свободного хода 11 и 12 вращаются с различной скоростью, и клапан 3 продолжает прикрывать отверстия в соплах ведущего колеса. Как только скорости валов 9, 10 и насаженных на них муфт свободного хода сравняются (синхронизируются),— муфтумом еще качества. больше повысила его дорожные В настоящее время Мосгипромез приступил к постройке первой в мире сложной дорожной 'машины — комбайна для термической обработки грунта. Машина будет иметь в длину около 30 мив ширину 6 м, передвигаясь по специально прокладываемым рельсам. Предварительные расчеты определяют стоимость 1 кв. м дороги в 13 руб. Президиум ЦС Автодора одобрил идею Мособлдортранса. ты быстро сцепляются между собой, педаль приходит в крайнее верхнее положение, кла пан 3 открывает для масла проходы в сопла и гидравлическое ведомое колесо начинает вращаться. Нашим советским конструкторам нужно приспособить усовершенствования в области механизмов сцепления ик нашим советским машинам. Инж. А. Коростелин