16
17
И нж . С. НОТОЗСТАТЬЯ ЭРЕМОНТ в ГАРАЖНЫХ УСЛОВИЯХТОРМОЗАВопрос о тормозах и надежности их действия настолько актуальный, что от первого автомобиля и до последних дней он продолжает приковывать к себе внимание конструкторов и ремонтеров. Основным условием безопасности автомобильного движения является полное послушание автомобиля водителю, независимо от величины машины и нагрузки, от скорости хода, дорог и уклонов. Тормоза должны действовать так, чтобы при всякой неожиданности в пути автомобиль мог быть остановлен в кратчайший промежуток времени на минимальном расстоянии. Поддержание тормозов в таком состоянии на протяжении всей жизни автомобиля достигается соответствующим ремонтом, монтажем и регулированием тормозной системы (см. предыдущие статьи в №№ 2, 3—4 «За рулем»). Если тормоза захватывают иногда нормально, а порой резко, временами слабовато, а на большом ходу — порывами, это происходит ог эксцентричности или от эллипса тормозных барабанов. В таких случаях тормозные барабаны необходимо проточить. Тормозные барабаны ступиц колес автомобилей советского производства, имея съемные колеса, могут быть установлены в станок сравнительна небольших размеров. Но у нас есгь большое количество импортные ав^омаичич, которые, будучи значительно изношены, почти все требуют проточки тормозных барабанов, причем большинство из них имеют не съемные колеса.Рис. 2. Разрез автомобильного колеса с тормозным барабаном и резцом, установленным для расточки барабана Ремонт тормозных барабанов Для ремонта тормозных барабанов в Америке применяются специальные тяжелые и дорогие станки. Наша фабрично-заводская промышленность также строит станки с центрами в высоких бабках. Однако установка таких станков может быть рентабельной только в pe-i монтно-заводских предприятиях. Расточку тормозных барабанов во множестве прочих авторемонтных предприятий Союза удобно производить приспособлением с электромотором, показанным на рис. 1. \ В приведенном в разрезе на рис. 2 автомобильном колесе ас тормозным барабаном би втулкой ступицы в видна простота, быстрота и верность установки указанного приспособления на колесе. Здесь просто центральный шпиндель 16 проходит через разрезные конуса ди втулку ступицы и затягивается гайкой е. Поперечный стержень 4-а с резценосителем 4 вращаются через передаточную шестерню от электромоторов на втулке, посаженной на центральном шпинделе, и, увлекая за собой резец 5, растачивают барабан. На рис. 3 показана затяжка центрального шпинделя 16 через конусы во Етулке ступицы колеса, причем остальная часть приспособления, лежащая рядом с колесами, готова к постановке ее через отверстие а на центральный шпиндель 18. При постановке второй части приспособления с электромотором на центральный шпиндель надо следить за тем, чтобы шпонка, находящаяся внутри втулки приспособления, вошла в долевую канавку шпинделя (рис. 4) v'Б^Рис. 1. Переносное приспособление для расточки и об1очки тормозных барабанов После этого винт ручной подачи повертывается налево, а приспособление опускается шпонкой по канавке центрального шпинделя вниз до места начала обрабатываемого тормозного барабана. После установки резца включается электромотор, и резец, растачивая барабан и самоходом поднимаясь с приспособлением кверху, автоматически выключается по окончании расточки (рис. 5). Не снимая приспособления, можно произвести и наружную обточку тормозного барабана. Для этого наклонная муфта с резценосителем передвигается на край поперечного стержня, причем резценоситель поворачивается в своем гнезде муфты так, чтобы резец стоял своей режущей поверхностью к наружной стороне барабана, как это показано на рис. 6. При обработке тормозных барабанов колес тяжелых грузовиков нет необходимости устанавливать колеса так, чтобы центральный шпиндель был перпендикулярен земле. Приспособление работает под любым углом. Поэтому достаточно нагнуть колесо, как это показано на рис. 7. Регулирование и ремонт системы тормозов 1. После расточки тормозных барабанов обычно приходится наклеивать на колодки новые ленты. Если при вновь наклепанных накладках (лентах) тормоза продолжают слабо действовать, следует: , а) проверить состояние кулаков (эксцентриков), раздвигающих колодки при торможении, и, в случае износа поверхности колодок, в которые упирается кулак, сменить колодки, наварить или приклепать (привернуть) пластинки на сработанные места колодок; б) если колодки тормозят не всей поверхностью, следует подчистить выпуклости и приработать их по барабанам; в) если колодки" соприкасаются с барабаном одним боком, следует выравнять колодки так, чтобы при торможении они всеми точками своей поверхности соприкасались со всей поверхностью барабанов; г) проверить зазор между колодками и тормозными барабанами, который должен равняться 1 мм;ШшШшМРис. 4. Установка приспособления с мотором на центральный шпиндельд) просмотреть заклепки, которыми приклепано ферродо к колодкам, и сомнительные места заклепок утопить глубже в ферродо; е) тщательно обследовать все соединения в тормозном механизме, начиная от тормозной педали и рычага ручного тормоза до разжимных кулаков (эксцентриков) и рычажков тормозных лент, чтобы отверстия и входящие в них пальцы всех соединений, тяг, рычагов, уравнителей и распределителей не имели слабины, а болты и пальцы были подогнаны по отверстиям в притирку; ж) если на передаточных рычагах имеется 3—4 отверстия, нужно испытать действие тормозов с пересоединением тормозных тяг на разные из данных отверстий;Рис. 3. Затяжка центрального шпинделя во втулке ступицы колесаРис. 5. Начало расточки тормозного барабана, производимой снизу"