22
23
ОВРИНГИ И ЧЕРТОВЫ мостикиОСТАЛИСЬ ПОЗАДИНик. КОЛИН \В древности через Таджикистан проходили большие верблюжьи пути. С того момента, как Таджикистан утратил значение единственного пути в Индию, верблюжьи дороги стали постепенно исчезать. До революции девственную прелесть Таджикистана не нарушали линии колесных дорог. Их не существовало в Таджикистане совсем. . . Да и не нужны были тут дороги. Хозяйство , никогда не выходило за рамки натурального. Возить было нечего, да и не на чем. Колесного транспорта не существовало. В случае •нужды путешествовали на ишаках и лишь иногда на верблюдах, медлительных и надменных. Их величают тут иногда «таджнкфоргдами». Медленно движется хлопок по дорогам ТаджикистанаФото ТаджиккиноСуществует предание: для того чтобы обратить жителей Дарваэа в магометанство. сам пророк отправился в неприступную крепость дарвазских язычников через пропасть... по канату. «Канатоходец» — точный перевод слова «дарваз». Большинство дорог в Таджикистане возникало стихийно: сегодня один пройдет, завтра другой — так возникала дорога. Очертания таких дорог чаще всего неуловимы. Оврияги — самый невероятный из всех существующих путей сообщения. Овринги — полотенцеобразные горные тропинки, подвешенные в горах на головокружительной высоте. Ширина «троп» часто не превышает метра и кажется еще более узкой путешественникам, В 1925 г. большевики построили первую в Таджикистане шоссейную дорогу Сары — Ассия — Дюшамбе.А в 1933 г. Таджикистан пересекает уже несколько по последнему слову техники постпэенных дорог. В декабре 1932 г. Главдортравс Таджикистана рапортовал Советской стране об окончании строительства дороги Сталинабад—Гарм и другой дороги — Сталинабад — Курган-Тюбе В середине прошлого года пассажирам чаще всего приходилось тащить за собой 'машину бессильную преодолеть путевые невзгоды. Это только главные из числа законченных и заканчивающихся строительством дорог Работы организованы на всех важнейших участках реопублики. Строительство дорог почти полностью механизировано. Грандиозная шоссейная дорога прорезала гигантскую площадь, соединив город Хорог, с Ошем, приобщив, таким образом, центр Горного Бадахшана к сфере влияния Среднеазиатских железных дорог. Дорога пересекает Памир. Она идет сначала прямо на юг к Мургабу, а от последнего,Временный мост через реку Ворс, недалеко от строительства ГЭС Таджикистана. Любители экзотики могут находить в нем своеобразную красоту, но население страдает от скверной перепоавыШото Таджиккино ilii ilia?toxS»!sШватMHHHHLНабережная. Деревянный Ц мост. Гор. Ходжент (Таджи- Щ кистан) ЯФото Таджиккино Щповорачивая на запад, идет к долине Гунта, направляясь отсюда к центру Аг-Бо — городу Хорогу. Горы увидали1 замечательную картину. Куда там арба и ишак! «Ишачьей тропы» не узнать. Она превратилась в дорогу в горах. Исчезли навсегда овринпи. . Мосты таджикские — плоды местной «инженерной» мудрости, пляшущие под тяжестью шагов над бездонными пропастями в горах'. Мосты эти — чортовы, и чорт с ним, с поэтическим колоритом, непременным при описаниях «чертовых мостиков». Мост этот сделан фатальной рукой таджика. Строя его, не знали его долголетия. Может быть, рухнет под первым человеком. Может быть, провисит века. Строители'доверялись судьбе... «Ветер бросал на бревна брызги воды. Они сплошь были покрыты гладкой ледяной корой. Я понял, что обстоятельства вынуждатот меня использовать младенческий способ передвижения; покорно опустился на четвереньки и пополз. Когда я прополз сажени две и приблизился к середине моста, где ветер особенно зол вбеспощаден, мне стало страшно. Бревна скрипели, ворочались, расходились, руки| исцарапавшись в кровь о ледяную кору, бессильно» скользили, и я не мог довериться им, опереться на них полной силой. Все мое тело скол*»зило по бревнам и мне казалось, что я неминуемо сорвусь вниз, в водяную пропасть. А впереди еще 8 саженей... Путь к отступлению отрезан. Я пополз вперед, припадая к бревнам и не двигаясь, когда ветер особенно зло их раскачивал, и •продвигаясь вперед тогда, когда ветер немного затихал. Минут через 15 я был на другой стороне* Так описывает свое путешествие уполномоченный избиркома по перевыборам сельсоветов на Памире. Старинные, похожие на овринпи, мосты в» Таджикистане постепенно исчезают, уступавместо каменным, железным и деревянным, по1 строенным по правилам современной техник ».Мостами современных конструкций оборудуются все основные шоссейные магистрали.аЙИМ**»»благоустроенная дорога в горах Таджикистана пришла на смену верблюжьим тропамФото Таджиккино-