22
23
А. ШТЕЙНЕ!»КАКГОТОВИТЬ ШОФЕРОВ НА БАЗАХ АВТОДОРАтС АТЬЯОборудование регулировочной лабораторииБольшинство автодоровских курсов по подготовке кадров не имеет регулировочных лабораторий, а между тем на таких курсах они совершенно необходимы. Обычно отсутствие регулировочной лаборатории на курсах мотивируется дороговизной оборудования, отсутствием материальной части и т. д. Но нужно отметить, что все эти мотивы являются необоснованными. • ак кчк • организация примитивной регулировочной лаборатории не требует больших затрат и большого уменья. При создании регулировочной лаборатории необходимо исходить из следующих задач. 1. Дать обучающемуся первоначальные навыки по уходу за «живым» работающим мотором и устранению мелких неисправностей, встречающихся повседневно в шоферской практике. 2. Научить будущего шофера устанавливать и регулировать зажигание (от магнето и батарейное), а также находить и устранять в нем неисправности. 3. Дать будущему шоферу навыки установка газораспррделгния и регулировки клапанов.Рабочее место для группы в5 человек. На стене инструментальный ящик и диаграмма распределителя 4. Научить будущего шофера приемам регулировки карбюраторов, особенно отечественных марок машин, регулировке карбюратора. на определенное качество топлива, а также уменью находить и устранять неисправности в карбюрации. Эти четыре задачи являются чрезвычайно актуальными для подготовки технически квалифицированного шофера. При отсутствии регулировочной лаборатории говорить о какомлибо удовлетворительном усвоении разделов электрооборудования и карбюрации, которые являются наиболее трудными разделами всего курса автомобильного дела, — не приходится. Для размещения регулировочной лаборатории лучше всего подходит каменный подвал или сарай с земляным или цементным полом. В деревянных помещениях регулировочную лабораторию размещать нельзя, так как наличие работающих моторов, постоянная утечка горючего и смазки во время практических работ, а также возможность воспламенения карбюратора при неправильной установке зажигания и распределения создают большую опасность е пожарном отношении. При исчислении количества моторов, необходимых для оборудования лаборатории, нужно исходить из расчета, что при каждом моторе должно работать одновременно не болееJ1 ИЯ ! ИГ ашйнИмЕИвЛВиК22Расположение бензинового бачка на моторе, приспособленном для учебной регулировки пяти курсантов. Таким образом, на учебную группу в 30 человек необходимо иметь в лаборатории не менее 6 моторов, а так как установка такого количества моторов для небольших автокурсов обременительна, то регулировочную лабораторию следует оборудовать с расчетом на занятия половины учебной группы, то есть устанавливать три мотора. Конечно, очень желательно в регулировочной лаборатории иметь моторы отечественных марок (Форд, АМО-3), но так как получение этих марок затруднительно, можно ограничиться и установкой старых моторов, снятых с автомобилей других марок. Устанавливать моторы необходимо на расстоянии 1—1% м от стены с таким расчетом, чтобы через эту стену можно было вывести наружу отводные трубы для отработанных газов^ ^^mmsmvmiimBa^^utemK^-essas^^jji^^ ь—В^зависимости от помещения моторы можно устанавливать или на металлических подставках, сделанных из углового 3—4" железа, зацементированных в полу, или на деревянных чурбаках, врытых_ на 1мв землю. Высота установки мотора должна равняться высоте его нормального расположения на машине. Расстояние между моторами должно быть не меньше чем 1—1%—2 м. Если есть водопровод, желательно подвести воду к моторам по трубам, проложенным под полом, в крайнем случае можно ограничиться установкой радиаторов или совсем обойтись без охлаждающей системы. В последнем случае нужно соблюдать осторожность при практических работах, не допуская перегрева мотора. Питание моторов горючим устанавливается путем изготовления небольших мерных бачков (3—4 л) с контрольной стеклянной трубкой, которые лучше всего расположить или наПротивопожарный ящик с пескомСтене или На железной штанге, прикрепленной к подставке мотора. Необходимый инструмент для практических работ по регулировке должен храниться на каждый мотор в отдельности в специальном шкафчике, повешенном на стене против мотора, или в небольшом верстачке, установленном около каждого мотора. Как минимум каждый мотор должен иметь следующий инструмент: 1 молоток, 1 шведский или французский ключ, 1 набор специальных жиклерных ключей для данного карбюратора, набор специальных ключей для регулировки клапанов, 1 отвертку, 1 шприц или масленку для заливки, один поссатиж. Инструмент должен лежать в ящике или верстаке в специальных гнездах так, чтобы его было видно с первого взгляда. Кроме инструмента каждый мотор должен быть снабжен чертежом с характеристикой данного двигателя и круговой диаграммой моментов закрытия и открытия клапанов. Для избежания пропитывания пола горючим и смазочными веществами, разливаемыми при практических работах, под мотором должно быть железное корыто. Каждый мотор с комплектом инструмента и прочим оборудованием является рабочим местом для занятий группы курсантов из 5 чел. Помимо таких рабочих мест в регулировочной лаборатории необходимо иметь: инструментальный шкаф с добавочным количеством слесарного инструмента для разного рода работ по ремонту моторов, бидоны и воронки для заправки моторов горючим и смазочными материалами, деревянный ящик для хранения чистых концов и тряпок, железный, герметически закрывающийся ящик для отработанных концов, небольшой слесарный верстак с тисками, несколько скамей для сидения, вешалки или шкафчики для прозодежды, классную дооку. В противопожарных целях лаборатория должна иметь не менее 3—4 огнетушителей, один или два пожарных ящика с песком, брезент или войлок для тушения пламени. Такую простейшую регулировочную лабораторию можно оборудовать без больших трудов и затрат—силами курсов. При недостатке помещения регулировочную лабораторию можно совместить с монтажной лабораторией по практической сборке и разборке автомашин. Оборудованию монтажной лаборатории будет посвящена следующая статья. А. Штейнер 23