10
11
1ВТ0ПРОБЕГМОСКВА—КАРА-КУМ—МОСКВАСТАТЬЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ АВТОПРОБЕГА •U.H. В. КУЙБЫШЕВА За последний период времени на страницах центральной прессы достаточно полно освещены задачи нашего автопробега, его маршрут и состав автоколонны. В заметках, помещаемых в газетах, отражен, также и исключительный интерес к автопробегу широчайших трудящихся масс, превративший его в предприятие гро ? мадной общественно-политической значимости! Учитывая осведомленность читателей о всех подробностях нашего автопробега, я ограничусь лишь несколькими о нем замечаниями. Мы часто для сокращения называем наш пробег кара-кумским. Мы уделяем должное i внимание в организации нашего автопробега': подготовке к преодолению песков Кара-Кума. Эти обстоятельства, видимо, вводят некоторых товарищей в заблуждение, что будто основной целью нашего автопробега и является именно задача по преодолению «неизведанных» песков Кара-Кума. Больше того, некоторые товарищи полагают, что мы ставим задачей автопробега на нормальных советских машинах, предназначенных по^ своей конструкции для движения по шоссейным и исправленным грунтовым дорогам, побить рекорд проходимости песчаных пустынь, «переплюнуть» достижения иностранной техники в конструируемых ими вездеходах типа «Сахара», «Ситроен-Кегресс» и др. Подобные толкования задач автопробега, к сожалению, проскальзывали ив некоторых 'газетных заметках, неправильно ориентируя читателей. Основной задачей нашего автопробега является всестороннее, длительное, проводимое в разнообразных условиях эксплоатации, испытание советских автомашин с целью дать нашей автопромышленности и смежным с ней производствам (электрооборудование, подшипники, резина, горючее, масла и т. д. и т. п.) исчерпывающие данные о качестве их продукции, о поведении всех агрегатов и деталей машин в период пробега с тем, чтобы эти данные были использованы ими для усовершенствования конструкции машин, применительно к требованиям, предъявляемым к ним нашими дорожными условиями. Именно эта основная задача автопробега и явилась причиной выбора столь длинного и сложного маршрута. Два с лишним месяца работы машин, 9 тыс. км пути, разнообразные климатические условия, различный рельеф местности, всевозможные профили, грунты и качество дорог (в том числе и пески Кара-Кума)—• все эти данные нашего маршрута создают условия, позволяющие действительно всесторонне и исчерпывающе испытать включенные в пробег машины. Основная задача автопробега подчинена интересам развития нашей социалистической автопромышленности. Только эта задача поставлена автопробегу и 'нашим правительством, в постановлении которого говорится, что ЦСПредседатель Комитета кара кумского пробега, з<и. председателя ЦС Автодора т. Н. В. КуйбышевФото С. Шингарева Автодора разрешается организация автопробега Москва—Кара-Кум—Москва «с целью испытания в различных климатических и дорожных условиях работы советского автомобиля, электрооборудования, авторезины и воздухоочистителей различных систем». Вот основная задача автопробега. Исходя из этой главной задачи, основная группа участников пробега состоит из инженеров и техников соответствующей квалификации, а все машины оборудуются большим количеством всевозможных измерительных приборов. Задачей основной массы участников пробега будет являться наблюдение за каждым шагом машины, за поведением каждого агрегата, каждой детали. Все эти наблюдения будут тщательно записываться с тем, чтобы в дальнейшем составить исчерпывающую характеристику всех механизмов каждой машины. Понятно, что наряду с этой основной задачей мы ставим автопробегу и целый ряд дополнительных задач. Мы широко используем автопробег для популяризации проводимых в стране хозяйственно-политических кампаний. Мьгиспользуем автопробег как стимул к развертыванию социалистического соревнования между районами за исправную дорогу. Мы используем автопробег для провечения смотра состояния попутных автодоровских организаций и т. д. и т. п. Наряду с этими дополнительными задачами мы ставили автопробегу и задачу по изысканию наивыгоднейшего направления трассы для автомобильного сообщения через пески КараКума по маршруту пробега. Только так и никак не иначе следует понимать наш пробег через Кара-Кум. Кара-Кум является составной частью условий, создаваемых нами для всестороннего испытания советских автомашин, и попутно мы ставим нашей колонне задачу местного значения по изысканию трассы для автомобильного сообщения. И, наконец, о рекорде в преодолении песков Кара-Кума. Никаких состязаний с вездеходами нашей конструкции или иностранной мы организовать не собираемся. Ни о каких рекордах в преодолении сыпучих песков, оказавшихся непроходимыми для «Сахары» и «Ситроен-Кегресса», мы не мечтаем. Нельзя же сколько-нибудь серьезно предполагать, что советские автомашины по самой своей конструкции нормальной проходимости (в основном наша автоколонна состоит из двухосных машин), только потому, что они советские, могут преодолевать сыпучие пески, болота, плавать и летать. Никаких фантастических, трюкаческих, ре кордсменских задач перед нашей машиной мы не ставим. Маршрут пробега через Кара-Кум нами избран по направлениям, не вызывающим сомнений в его проходимости. Значительная часть этого маршрута уже освоена для автодвижения. Для изыскания проходимых направлений в районах, не освоенных для автодвижения, в колонну включаются вездеходы, которые будут производить разведку пути. Тем не менее при пробеге через Кара-Кум автоколонне предстоит преодолеть громадныеКоманаор пробега Москва — Каоа-Кум — М ост Miрецкий на митинге перед отправкой в пробег. Фото С. ШлНГаре вег трудности, которые потребуют от всего состава колонны предельного напряжения физических сил, героической энергии, инициативы, находчивости. Нет сомнения, что не раз потребуется помощь машинам как всевозможными приспособлениями и приемами, повышающими их проходимость, так и вытаскиванием их вручную силами состава колонны. К этому необходимо добавить жару, питьевой режим и всевозможные лишения этого трудного и утомительного пробега. Кара-Кум является одним из труднейших и интереснейших участков маршрута автопробега. Но не следует забывать, что по протяженности он составляет лишь одну десятую всего маршрута, и не следует недооценивать огромнейших трудностей, которыми будет в изобилии насыщен весь остальной девятитысячный маршрут нашего автопробега Москва—КараКум—Москва.Технический старт на 12-м километре пшсе Энтузиастов пробега Москва—КараКумМисква Фото С. Шингадева