12
13
14
15
Г.ДЕМИНКАК РЕМОНТИРОВАТЬ ТРАКТОРЫ' Этой статьей мы заканчиваем цикл бесед по ремонту тракторов. Здесь мы остановим внимание читателей на том, как нужно ремонтировать отдельные части передаточных ходовых и несущих механизмов тракторов. Ремонт передаточных механизмов К ремонту передаточных механизмов относится: ремонт муфты сцепления, коробки скоростей и диференциала. Окончание Фрикционные муфты обыкновенно требуют замены фрикционного материала на дисках. Для этого удаляются старые накладки с дисков, причем поступают так: либо выбивают с помощью бородка медные заклепки, либо эти заклепки высверливают. После удаления заклепок материал снимается с помощью тонкой стальной пластинки. Наклепка новых накладок на диске производится следующим образом. Прежде всего накладки должны строго со-'ответствовать дискам в смысле размеров и расположения отверстий для заклепок. Может оказаться, что мастерская не имеет в своем распоряжении запасных фрикционных накладок или материала, из которого можно было бы вырезать накладки. В этом случае не исключается возможность изготовления накладок из отдельных кусков путем сшивки их. Можно считать вполне допустимым сшивку диска из 2—4 частей. На рис. 2 показана сшивка накладки из 3 частей. На этом рисунке видно, как расположен сшивочный материал (медная проволока) и какую форму имеют отдельные куски. Необходимо отметить, что медная проволока, которой производится сшивка, не должна выделяться над поверхностью накладки. Во вновь изготовляемой накладке следует насверлить и отвенковать отверстия сверлом, заточенным под углом 95 градусов. Приклепка фрикционного материала к диску производится так. В отверстия, сделанные в. диске ив накладке, вставляются медные заклепки. Выходящие над поверхностью концы заклепок должны быть расклепаны с помощью ручного молотка или специальной.клепальной машиной, если таковая имеется в мастерской. Расклепанные концы заклепок, так же как и медная проволока, не должны выделяться над поверхностью накладки. В обратном случае их. следует спилить с помощью личного напильника. Как при ручной, так и при машинной приклепке надо сначала установить две заклепкиРис. 1. Удаление комплекта муфты сцепления Ремонт муфты сцепления заключается в ее разборке, в смене (приклепке) фрикционного материала (тракторы СТЗ, ХТЗ и некоторые другие) или изношенных дисков (тракторы ФП и другие), а также в замене всех частей, которые пришли в негодное состояние. У тракторов СТЗ, ХТЗ и Интернационал без отделения мотора от передаточных механизмов муфта сцепления снимается следующим образом. Прежде всего удаляется крышка коробки шкива и отвертываются шесть болтов, крепящих разрезное кольцо, после чего само кольцо может быть свободно вынуто. Для онятия диска отвертывают болты, сжимают пружину и вынимают сектор. Имея в виду, что муфта сцепления будет сниматься в собранном виде, нужно вынуть винты, крепящие ее. При этом винты вывертываются через один и после удаления вновь ввертываются в отверстия, имеющиеся в корпусе муфты. После того как это сделано, центральный болт, крепящий соединительный фланец, вывертывается и вынимаются низовая ось, хомут, вилка муфты. Про• делав все это, можно снять муфту сцепления, отвинтив крепящие ее к маховику три винта (рис. 1). Снятая с трактора муфта сцепления подвергается детальной разборке и промывке керосином. Промытые части тщательно осматриваются с целью выявления имеющихся в них неисправностей.12Рис. 2. Сшивка фрикционного материала. для накладка на диск. с двух противоположных сторон диска, а потом уже приступать к установке остальных заклепок. t Все другие части муфты при износе обыкновенно заменяются новыми. Не исключается, однако, возможность ремонта некоторых из этих частей. Ослабшие пружины могут быть временно усилены путем помещения под них шайб. Треснувшие кожуха, изношенные хомуты, вйлми и рычаги могут быть восстановлены путем наплавки материала. После ремонта деталей муфты сцепления их' собирают, устанавливают на место собранный комплект и производят'регулировку. Регулировка муфты у тракторов СТЗ, ХТЗ и Интернационал состоит в установке зазора между упорным подшипником и головками отжимного рычага. Перед регулировкой муфты этот зазор измеряется, и если он оказывается больше или меньше 5 мм, то производят подтяжку гайки, имеющейся на педали муфты. Несколько иначе производится регулировка муфты сцепления у трактора ЧТЗ. Установив рычаг"муфты в переднее положение, переводят в нейтральное положение рычаг перемены скоростей и регулируют муфту с помощью паучка. Паучок устанавливается в такое положение, при котором открыт доступ к гайке зажимного болта. Установив гайку .зажимного болта в соответствующее положение, ее отвертывают, придерживая одной рукой диски, а другой рукой поворачивают паучок. При повороте паучка вправо сила сцепления увеличивается, а влево — уменьшается.» Ремонт коробки скоростей отличается от ремонта всех ранее описанных групп механизма. Здесь основное внимание уделяется правильной разборке и регулировке. Что же касается изношенных деталей, их стремятся заменить новыми и только в крайних случаях производят ремонт сваркой (шестерни, валы, кожуха) или сжатием (обоймы подшипников). В отношении механизма переключения скоростей вполне применимы простейшие способы ремонта, носящие характер несложных слесарно-монтажных работ (удаление задиров. подгонка деталей). Разбор коробки скоростей у тракторов СТЗ, ХТЗ и Интернационал производится следующим образом. Снимают платформу трактора, рулевое управление и крышку передач. Проделав это, отвертывают предохранительную шпильку, которая имеется с правой стороны картера, и вынимают контрольные шпильки с каждой стороны коробки. Затем отвертывают болты, которыми коробка скоростей прикреплена к картеру передач, и вывертывают болт, имеющийся на переднем конце шлицевого вала. Закончив все эти операции, вынимают войлочные шайбы и сальник, разъединив предварительно вал коробки скоростей от вала муфт сцепления. Теперь можно снять коробку .как целый комплект. При съемке коробки ее несколько поворачивают, разъединяя этим конические шестерни. Так как коробка скоростей имеет довольно-таки значительный вес, то обыкновенно пользуются для съемки и переноски ее на верстак двумя брусками. Разборка коробки скоростей после ее снятия с трактора может быть произведена полностью или частично, в зависимости от тех повреждений, которые имеются в ней. Разбор-Рис. 3. Регулировка зацепления конических шестерен ка должна производиться с помощью специальных съемников и инструментов. При разборке механизма переключения скоростей поступают примерно так. Прежде всего отвертывают стопорные винты, которыми зак\1 реплены валики вилок. Далее выбивают с помощью бородка валики. Очень важно, чтобы при выбивании валика бородок .не соскочил с него и не попортил поверхности втулок. Ныряльцы замков обыкновенно сами выскакивают под действием пружин; что же касается последних, то в случае заедания они могут быть извлечены с помощью проволоки, загнутой в форме крючка. Для удаления замыкающего приспособления при разборке механизма переключения трактора ЧТЗ вынимают шплинты, которыми крепятся стопорные шайбы. После удаления шплинтов шайбы, пружины и валики свободно вынимаются. Разобрав коробку скоростей и механизм переключения, изношенные части заменяют новыми и, если требуется, производят подгонку их к другим частям. Сборка и установка отремонтированной коробки скоростей- производятся в обратном порядке разборки и съемки. Установив коробку на место, приступают к регулировке. Для устранения чрезмерно большой игры между коническими шестернями у тракторов СТЗ' и ХТЗ отвертывают регулировочную гайку и снимают ее вместе с замком и замочной гайкой. Освободив задний конец вала, его выбивают легким ударом деревянного» молотка. После этого шестерня может быть отрегулирована путем установки определенного количества прокладок, которое зависит от величины люфта. После регулировки . конической шестерни производится установка вала в прежнее положение. На его передний конец надевают замок, замочную гайку и регулирующую гайку. Производя регулировку подшипников в коробке скоростей тракторов при сильном люфте, удаляют одну или несколько прокладок. Удаление прокладок производится после того, как снята коробка заднего подшипника. При регулировке прокладки конической передачи надо проверить правильность положения кожуха коробки скоростей. Дело в том, что от положения кожуха коробки скоростей, ;- ж-е отрегулировать зацепление ведущей, ше-стерни. Это- производится- с" помощью прокладдок (рис. 5).- '. .г, •• 'Рис. 4. Регулировка планетарной шестерни а следовательно и от -положения конической шестерни по отношению к планетарной, будет зависел степень Зацепления, зубьев, этих шестерен. Поэтому, производя регулировку прокладками, надо отрегулировать зацепление еще с помощью кожуха коробки скоростей. Это производится с. помощью специальной регулировочной. шпильки 4 (рис.- 3). Прежде всего отпускается контргайка 3. Затем, завертывая или отвертывая шпильку 4, передвигают, кожух, .. увеличивая или уменьшая этим зацепление зубьев конической передачи. Наряду с регулировкой зацепления конической шестерни надо также отрегулировать и планетарную. Регулировка последней сводится к удалению . или установке новых прокладок(РИС; 4). .-' Ремонт тормоза: заключается в. разборке, • смене фрикционного материала ив регулироеке. Первое не представляет сложности, вторая операция производится примерно- так же, как приклепка фрикционного материала к диску муфты, сцепления, с той .лишь разницей, что клепка- начинается с краев с таким расчетом, чтобы в середине образовалась петля из фрикционного материала. ..'.-Здесь мы остановимся лишь на регулировке. У трактора ЧТЗ регулировка . производится путем, .натяжения тормозных . бандажей. Это Достигается: подвертыванием' регулировочных гаек, которые находятся- с наружной, стороны : крышки : коробки скоростей. Производя регулировку,, отвертывают гаечным ключом контргайку З.(рис. 6), с помощью .второго ключа;й устанавливают в определенное. положение регулировочную гайку,, после чего, затягивают - доотказа стопорную.. .При правильной регулировке .. ножной тормоз должен брать . тогда, когда тормозная педаль прошла более трех. Ремонт механизма шкива сводится к замене старых частей новыми. Наибольшую сложность при.ремонте шкива представляет его регулировка. У тракторов СТЗ и ХТЗ это осуществляется с помощью прокладок. Перед регулировкой производится пошатывание шкива. Этим определяется разбег оси и люфт шестерен. Если этот люфт очень силен, удаляют одну или.несколько прокладок. Очень важно так-ftРис. 6. Регулировка тормозов четвертей своего хода. В то же время тормозная лента не должна касаться барабана без нажатия тормозной педали. Сущность регулировки тормозов примерно та же и для других "марок тракторов. Ремонт заднего моста. Размер статьи не разрешает нам в достаточной степени использовать обширный материал, имеющийся по этому вопросу, и мы ограничимся лишь некоторыми важнейшими указаниями. Прежде всего, разбирая задний мост у колесного трактора или последнюю передачу у гусеничного, HIT в коем случае не следует поступать наугад, в. особенности пытаться сбивать части ударами молотка или сталкивать их ломом. Здесь нужно полностью использовать имеющиеся в мастерской съемники. Разобранные и промытые части следует тщательно проверить, сильно изноше!Нные заменить новыми, а те части, которые могут быть восстановлены сваркой или слесарными операциями. привести в надлежащее состояние.^ Самое сложное — это сборка последней передачи у гусеничных тракторов, в частности у тракторов ЧТЗ. Сборка начинается с установки чашечек подшипников во втулку. После того как чашечки подшипников установлены. надевают шестерню на внутренний конец вала с таким расчетом, чтобы отверстия, имеющиеся на ней, совпали. При установке болтов надо об-Рис. 5, Регулировка велущей шестерни шкива •,..,. Рис. 7. Удаление пальца из втулки гусеничного полотна ратить внимание на положение замочных шаио .и на наличие сальной набивки во втулке коробки. После установки шестерни последней передачи можно поставить ведущее зубчатое колесо, 'закрепив его на втулке стяжными болтами.. Для того чтобы произвести установку на место отремонтированной последней передачи, следует наружный подшипник закрепить проволокой. Собранная группа надевается на вал, при этом. в среднее отверстие крышки подшипника вставляется конец лома, с помощью которого подшипник направляется так, чтобы в него, вошел конец вала. После установки последней передачи коробка ее привертывается к картеру болтами и производится регулировка подшипника втулки зубчатого колеса. При установке малой шестерни конической передачи нужно обратить внимание на сальную набивку; при отсутствии последней или при ее негодности следует поставить новую, укрепив ее прижимным кольцом. Производя установку на место группы рулевых фрикционных муфт и конической шестерни. следует правильно отрегулировать зацепление конических шестерен. Регулировка производится путем поворачивания специальными инструментами регулировочных гаек. Кроме того, следует отрегулировать передний подшипник нижнего передаточного вала.ставляющих самостоятельную группу. Что каг сается ремонта рамы кожухов и картеров, а также роликовой рамы (у трактора ЧТЗ) — деталей несущих механизмов, — мы здесь их затрагивать не будем, поскольку эти части "ке требуют периодического ремонта, а ремонт их, если и производится в мастерских, то в большинстве случаев носит случайный характер. Ремонт гусеничного полотна в основном сводится к сборочно-разборочным работам. Для съемки гусеничного полотка ослабляют его натяжение и, расшплинтовав съемный палец, выбивают последний с помощь'ю длинного лома, пропущенного через звено противоположного гусеничного полотна. В тех случаях, когда требуется удалить больше десяти пальцев и втулок полотна, следуетпользоваться большим гидравлическим прессом. Удаление же меньшего количества "паль-Рис. 9. Вторая операция удаления втулки цев и втулок может оыть произведено ручным съемником. Установка ручного гидравлического съемника для съемки пальцев изображена на рис. 7. При удалении втулок съемник устанавливается так, как это показано на рис. 8. Вгор-тя операция удаления втулки изображена на рис. 9.. Новые пальцы и втулки устанавливаются с. помощью того же пресса, который ставится так же, как при съемнике. Ремонт колес и рулевого управления представляет некоторую сложность, пожалуй, только в части регулировки. Колеса регулируются на осях с помощью специальных гаек и шин (прокладок), которыми уменьшается продольный разбег колеса на оси. У рулевого управления устанавливается соответствующая слабина (мертный ход). У гусеничных тракторов (ЧТЗ) регулируют мертвый ход, увеличивая его или уменьшая до 8 см с помощью регулировочной гайки, которая подтягивается или отпускается через смотровой люк трансмиссии. У колесных тракторов регулировка мертвого хода достигается за счет увеличения или уменьшения слабины в червячном соединении, а .также (в меньшей мере) в шарнирных соединениях рулевых тяг.Рис. 8. Первая операция удаления втулки Ремонт ходовых и несущих деталей. К ремонту ходовых и несущих деталей мы относим ремонт гусениц колес и рулевое управление, поскольку оно у колесных тракторов связано с передней осью целой системой рычагов, скорее относящихся к колесам, чем предВНИМАНИЮПОДПИСЧИКОВ„БИБЛИОТЕКИ „ЗА РУЛЕМ"В ближайшее время в серии „Библиотеки „За рулем" выйдет книга инж. А. Страментова и Е. Меркулова .Строительство" усовершенствованных мостовых". В книге 4 печатных листа