18
19
И нж . Е. МЕРКУЛОВХОЛОДНЫЙ АСФАЛЬТ~~~~~~"*-ДОЛЖЕН ПОЛУЧИТЬШИРОКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕШирокое развитие аофальто-бетонных пои на загородных дорогах в последние годы, крытий за последние годы указывает на то, что был возбужден вопрос о том, чтобы наладить они уже начинают занимать преобладающее производство холодного асфальта, в частноместо в дорогах высшего типа. Причина этого сти даман-асфальта, у нас в Союзе. С этой заключается в большой механизации аофальцелью 'был оборудован завод для изготовлето-бетонных работ, .в их сравнительно невыния холодного асфальта в Москве и пущен в сокой первоначальной стоимости, хороших поэкаплоатацию в августе 1932 года. Материалом казателях по сохранению экипажей и отличдля производства холодного асфальта служит ному санитарно-гигиеническому состоянию. известняк, добываемый недалеко от Москвы. Известняк требуется крепких пород. ХаракНо наряду с этим асфальто-бетонные покрытеристика этого известняка следующая: объемтия требуют наличия камня высокого качества, ный вес 2,70, удельный вес 2,71, водонасыщаопытного высококвалифицированного техниемоеть около 1,5 проц., износ в барабане Дюческого персонала для устройства дорог, сложваля 3,6 проц., пустотность 2,8 проц., набуханого оборудования заводов, большого количение 0,12 гароц., сопротивление сжатию 1 100 — ства катков на месте укладки асфальто-бетонв 1 400 кг на 1 кв. см. В качестве битуминози хороших климатических условий. ного материала употребляется битум марки Эти недостатки в известной мере устраняют№ 1 с добавкой антраценового масла. ся при работе с холодным асфальтом. Организация работ по устройству дорог ив В 1918 г. в Германии был изобретен холодхолодного асфальта концентрируется на завоный асфальт, или, как его иначе называют, дах даман-асфальта. При укладке же дорог «даман-асфальт» (по имени предложившего на месте вга работа сводится к тому, чтобы этот асфальт доктора Дамана.). Даман^асфальготовые массы из холодного асфальта разлотовые дорожные покрытия получили в .коротжить слоем равномерной толщины и слепка кий промежуток времени очень широкое припрокатать 'лепким катком. Таким образом, техменение как в Германии, так ив Западной Европе, вследствие хорошего, состояния вы. нический персонал и мвалифициров.анная рабочая сила для приготовления асфальта конценстроенных дорог, простоты работы при укладтрируются в одном месте — месте изготовлеке состава на дороге и наличия , широкой ния даман-асфальта, т. е. на заводе. На линии базы местных материалов, идущих в дело при же работа упрощается (до того, что там вполустройстве холодного асфальта. не достаточно технического персонала, умеюБыстрое распространение дорог из холоднощего укладывать даман-асфальт равномерной го асфальта заинтересовало и дорожников Сотолщиной по изготовленному профилю. ветского союза. Опытный участок из холодноРабота на даман-асфальтовом заводе состоит го асфальта германской продукции, полученв следующем. Прежде всего необходимо полуной в готовом виде, был впервые построен под чить минеральные агрегаты запроектированной Москвой на Волоколамском шоссе в 1928 г. крупности. На московском заводе, согласно Хорошее состояние этого участка в настояпоследних образцов лучшего покрытия из дащее время, через 5 лет, указывает на то, что ман-асфальта, употребляется известняк круппокрытие произведено вполне удачно. ностью зерна от 0 до 30 мм. В связи с широким применением асфальто•Получение -такого минерального агрегата на вых покрытий как на городских проездах, так Московском заводе достигается путем следующих последовательных операций: первоначальное дробление известняка производится в дробилках Блэк, затем о« попадает в просушку в барабан, где подопревается до 100—'120°Ц. далее — в бункер и из бункера в шаровую мельницу Мюллера. Из шаровой мельницы известняк поднимается снова в бункер, откуда уже попадает в мешалку, несколько необычной для аофальто-бетонных смесителей конструкции. Образцы подобных мешалок приводятся на рис. 1. В эту же мешалку одновременно с поступлением минеральной массы поступает и заранее приготовленный битуминозный материал, в частности (как на московском заводе) битум марки № 1 с добавкой 2025 проц. антраценового масла, тоже подогретого. Таким образом, перемешивание производится при суммарной температуре смеси около ''ЮОа Ц. Из мешалки полученный- асфальт отвозится на оклад под навес, откуда, спустя некоторое время, в холодном состоянии доставляется на любом транспорте на место дорожных работ.Мешалка для даман-асфальта. Один из типсв Другой тип мешалки для даман-асфальтаПриготовленный асфальт может сохраняться на складе даже под открытым небом в течение нескольких месяцев. По заверению немецких специалистов такое хранение может продолжаться от 4 до 6 месяцев и при этом строительное свойство холодного асфальта нисколько не теряется. По существу вся сложность проектирования холодного асфальта при хорошо оборудованном заводе заключается в правильном подборе как количества, так и консистенции битуминозного материала. По'лучение же нужного гранулометрического состава минеральной части при стандартных машинах и при более или менее постоянной прочности камня не представляет затруднений. Роль и значение битуминозного материала з холодном асфальте несколько иные, чгм в ::сфальто-бетоне, так как покрытие из даман-асфальта, основанное не яа принципе бетона, в котором монолитность и прочность достигаются главным образом благодаря связующему веществу (битуму), а на .принципе взаимной расклинцов.ки минеральных частиц даман-аюфальта. Роль битуминозного материала сводится только к облегчению этой расклиицовки как в период первоначальной укатки, так ив последующем при пуске дороги в эксплоатацию. Вследствие этого употребляют битумный 'материал в очень жидкой консистенции. Таким образом, битум или деготь, который идет в хол одный асфальт, служит как бы смазочным материалом, способствующим рэсклинцовке. С другой стороны, битум или деготь защищают покрытие от проникновения в него влаги. Такая структура даман-асфальта требует выбора неоколько иного минерального агрегата, а именно, если в асфальто-бетон употребляется значительная доля (процентов 25, а иногда и до 50) пуску, имеющего округлую форму, то в даман-асфальт идет исключительно искусственно раздробленный минеральный агрегат, имеющий остроугольную форму. В качестве материала для минерального агрегата может служить, .как уже было указано, известняк или каменная порода. Широко может быть использован для этой цели также известняк и шлак. Для укладки даман-асфальта требуется правильно спланировать основание. В качестве основания может быть использован булыжник,шооое, клинкер, и проч. В .случае надобности можно использовать и более надежные и прочные основания, как-то: цемевтно-бетонные, и з черного щебни и проч. Привезенный на дорогу даман-асфальт раз- • равниваетея равномерным сло.ем запроектирю'панной толщины (обычно 5 ом), причем следует учитывать, что даман-асфальт обладает • большим коэфициентом уплотнения, а именно от 1,5 до 1,6. Таким образом, для получения нужного рабочего слоя в5 ом приходится укладывать в дорогу даман-асфальт толщиной в 7,5 ом. Укатка дороги производится обычно легким катком. В Москве употребляются для этой цели одновальцовые моторные катки весом около . 600 кг. Дорога, прокатанная таким катком, пускается в эксплоатацию, и в первый период эксплоатации происходит фактическое уплотнение минерального агрегата., что продолжается около "года. При устройстве дорог из Д)ам.ан-асфа.льта не требуется тщательного просушивания основания. Работа может производиться при пасмурной погоде, допускается устройство дорог даже при влажном основании, и только сильный дождь, смывающий смесь холодного асфальта с дороги, может послужить препятствием для производства работ. Последнее свойство даманасфальта чрезвычайно ценно, так как оно значительно удлиняет .строительный сезон. Область применения даман-асфальта у нас в Советском союзе чрезвычайно велика в связи с широкой автомобилизацией страны и строительством дорог высшего типа. Дорожное строительство с применением даман-асфальта в ближайшее же время .несомненно получит у нас самое широкое развитие. * iB Совет оком союзе для даман-асфальтового покрытия дорог имеется гораздо более .широкая материальная база, чем для какого-либо другого типа усовершенствованных дорог. Наличие строящимся гигантов дает в большинстве .случаев прекрасную базу для развития даман-асфальтового производства, так как основным продуктом для изготовления, даманасфальта может служить шлак и каменноугольный деготь. .Производство даман-асфальта в пределах Союза имеет более обширную материальную базу, чем асфальто-бетон, так как последний требует непременного применения камня крепких пород, места залежей которого очень ограничены, а транспортировка на далекие расстояния нерентабельна. Построенный даман-асфальтовый завод может обслужить дорожное строительство в очень большом радиусе, ибо готовый даман-асфальт может транспортироваться по железной дороге без всякой Тгры. Освоение даман-асфальтозого" производства у нас в Союзе является залогом того, .что даман-асфальт найдет широкое применение. Это обязывает отнестись к первым опытам дорожного строительства из даман-асфальта с особой серьезностью и вниманием, а также установить широкий обмен опытом между дорожностроительными организациями. |В заключение следует отметить, что окончательная стоимость построении дорог из даманасфальта в подавляющем большинстве случаев обходится уже сейчас деш.евле всех других епособоз постройки асфальтовых дорог. —