14
15
16
ДОБЬЕМСЯ МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВАИнж. Ю. МИХАЙЛОВСКИЙСОВЕТСКИХ ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ТРАКТОРОВ1Тов. Лежава знакомится с устройством смесителя генераторного газа. Пояснения дает командор пробега Москва — Тифлис тов. МаковецкийФото МихайловскогоНаша лесная промышленность, сельское хозяйство, военное ведомство нуждаются в автомашинах и тракторах, (работающих на твердом топливе (дрова, уголь, торф, солома и Др.). О значении, которое придается газогенераторам за рубежам, мы можем судить хотя бы по тем льготам, которые даются этому транспорту. У нас этому делу' должно быть также уделено особенное внимание вследствие того, что наша территория очень обширна и доставка жидкого горючего в отдаленные районы обходится весьма дорого. При Плановом государственном хозяйстве нецелесообразно перебрасывать бензин, положим, из Баку на Камчатку или в Коми-область. Гораздо выгоднее пользоваться местным твердым топливом (дрова, торф), которые часто в изобилии имеются в этих районах. Советская техника газогенераторного дела еще очень молода. Однако ока имеет уже свои, правда, пака еще небольшие, успехи. - Первый газогенератор для дров был сконструирован и испытан у нас изобретателем С. И. Декаленковым в 1924 г. для транспортног о двигателя «Эмерсон». В 1928 г. проф. Наумовым был построен и смонтирован автомо•билыный (газогенератор для-угля. Несмотря напервый опыт постройки такого (газогенератора и сильно изношенный грузовик, последний совершил пробег из Ленинграда в Москву и обратно при работе двигателя на древесном-, угле, со средней скоростью 24 км/час. До ЮЗО—1931 гг. в газогенераторном деле был хаос. Газогенераторами занимались кустарно отдельные изобретатели и конструктора. Системы опыта не было. Для того чтобы объединить все газогенераторные силы и выявить достижения в этой области, ЦС Автодора в 1930—'.1-931 г. организовал всесоюзный конкурс на лучший проект газогенератора. Этот конкурс дал большой толчок развитию газогенераторного дела. В 1931—1932 ,г. ЦС Автодора провел конкурс готовых моделей тракторных газогенераторов. Этот конкурс показал, что советская техника достигла некоторых успехов ив этой области и выявила следующие наиболее работоспособные тракторные газогенераторы: 1) дровяной газогенератор «Пионер Д-7» для трактора «Коммунар» 50 л. с. (см. фото 1); 2) пазагенератор угольный — Наумова; 3) -газогенератор дровяной В-3 конструкции Введенского; 4) ОКБ-8 — коллективный дровяной газогенератор конструкции инж. Полубоярино-Рис. 1. Трактор Коммунар с газогенераторной установкой ДекаленковаФото Михайловского *,0-*.'ч?*7:л.'>*-Рис. 3. Грузовик АМО-3 с газогенераторной установкой конструкции проф. Н. ВетчинкинаФ ото Ю. М ихайловскогова, Фокина и др. для трактора Катерпийгенераторный газ. состоящий из угарного га--; лер-60. за (СО), болотного газа или метана (GHJ, во»; Наиболее простым по конструкции, и надеждорода i(H,) азота i(-N,) и др. ным в экопяоатации оказался газогенератор (Получившийся газ идет вниз очага, и, про й-1 «Пионер Д-7». Его необходимо знать трактодя сквозь отверстия конуса К ((который '• ристам и аштодоровцам тех местностей, где служит в качестве упора генератора и одноособенно остро стоит вопрос применения газовременно является грубым очистителем от генераторов. крупных частей), втягивается через газовую Устройство и действие газогенератора «Пиотрубу Тр. Пройдя ряд очистителей и о-хланер Д-7» следующее (ом. схему 2): первич_ дителей, газ поступает в двигатель. Для того. ный воздух поступает в2 отверстия ав прочтобы получить взрывчатую смесь, необходимо. межуток между двумя стенками кожуха нагенераторный газ смешать в следующей про-: ружного и внутреннего; далее воздух отсасыпорции: 1 часть воздуха и1 часть газа. Сме-; вается через щель вв очаг Или топливник Г. шение производится в специальном приборе,: Здесь происходит горение топлива (др-оустановленном между карбюратором и в-сасьь ва-чурки размером 100x80x50 мм) и образовающим коллектором двигателя. Смешанный; вание углекислого газа (СО2); этот газ прогенераторный газ с воздухом всасывается в. ходит сквозь раскаленный слой угля, находядвигатель так же, как всасывается бензиновая. щегося в топливнике; от недостатка воздуха смесь; затем он сжимается и взрывается в ци-. газ СОг в этой зоне разлагается вследствие линдре от действия искры. Двигатель, работавысокой температуры на угарный газ (СО--0 и ющий на газе, в основном не отличается от кислород. Одновременно происходят и другие бензинового; поэтому любой автомобильный химические реакции. В результате получается или тракторный двигатель может быть приспособлен для работы на генераторном газе. Существуют две основные системы газогенераторов: с прямым горением ис обратным'. горением (как, например, только что разобранный). Обычно газогенераторы, работающие на дровах, делают с обратным горением, а угольные газогенераторы — прямым процессом горения. Преимущество • обратного процесса! горения заключается в том, что образующиеся продукты сукой перегонки топлива (гудрон, смола- (и пр.) проходят сквозь зону горения. вследствие чего происходит разложение этих продуктов; газ получается более чистым, мотор не замасливается. Мы имеем пока- единицы работающих газогенераторов. Но эти единицы' с полной очевидностью показывают целесооб-' разность применения газогенераторов в тех' местностях, которые имеют большие запасы твердого топлива И расположены вдали от нефтяник источников. Данные экоплоатации газогенераторных тракторов «Коммунар 50 л. с.» и «Клетргк 40» на Максатинской лесо-машинной станции и на Урале {Монетный леспромхоз) доказали на деле пригодность советских газогенераторов.' Расход дров для трактора «Коммунар» составлял в час 40 кг (2 мешка)-. Стоимость топлива, необходимого для работы силы-часа трак*' Рис. 2. Схема газогенератора «Пионер» Д-7 коипруктора, выражалась в 2,4 коп. при работе на дроции Декаленкова вах, а при работе на керосине — 8 коп. Ф ото Ю. М ихайловского Советских газогенераторных автомашин ра- Рис. 4. Грузовой полуторатонный автомобиль ГАЗ, снабженный газогенераторной установкой системы проф. Наумова Фото Ратне работающих в производственных условиях, мы. не .имеем. Есть опытные конструкции генераторов, приспособленных для автомашин АМО-3 и ГАЗ в 1,5 т. Для грузовика АМО-3 центральным (Институтом механизации лесной промышленности построен дровяной газогенератор то проекту проф. Н. С. Ветчинкина (см. фото 3). Особенность этого генератора — возможность • работать на длинных колотых дровах {длиною 50 см). Для грузовика ГАЗ (Форд-АА) построен проф. Наумовым угольный газогенератор. Этот грузовик успешно совершил пробег ив Ленинграда в Тифлис (см. фото № 4). Для сравнения угольного газогенератора Наумова с вышеуказанным дровяным мы даем краткое описание схемы его работы, характеристику и первые итоги пробега газогенераторного грузовика проф. Наумова Из Ленинпраща в Москву. Газогенератор смонтирован с правой части автомобиля (см. фото № 4 и схему № 5). Газообразование происходит следующим образом: уголь засыпается в люк А, откуда он нападает в бункер Б; после закрытия люка ручка Р поворачивается, и уголь (Ссыпается через отверстие Ов нижнюю часть бункера. Атмосферный воздух поступает в отверстие Ди затем идет вниз между наружной стенкой и топливником Т,дальше он проходит через подвижную колос1 никовую решетку и, соединяясь здесь химически с углем, дает реакцию горения. В нижней части топливника происходит полное горение и образуется углекислый газ (СО,), который, поднимаясь вверх топливника, проходит через раскаленный слой угля Ус недостатком воздуха. От действия высокой температуры углекислый газ разлагается на угарный газ '(00) и кислород. Попутно происходят и другие реакции. В общем процесс газообразования тот же, но только в обратном направлении. Генераторный газ поступает в среднюю часть газогенератора и далее отсасывается двигателем через трубу Т. Этот газогенератор выполнен по схеме прямого процесса горения, т. е. газы идут снизу вверх; изза того что продукты сухой перегонки идут зместе с отсасываемыми газами в двигатель, поэтому он не может работать на дровах. Прежде чем попасть в двигатель, паз охлаждается в холодильнике, потом проходит очистку от механических примесей и всасывается в двигатель. Вся процедура перевода работыРис. 5. Схема газогенератора проф. Наумова