20
21
НОВЫЕ МАШИНЫ ЗАВОДА им. СТАЛИНА БЛЕСТЯЩЕВЫДЕРЖАЛИ ЭНЗИМЕНИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ПРОБЕГ АВТОМОБИЛЕЙ ЗИС-б И ЗИС-6 В конце августа этого года с конвейера завода им. Сталина сошли первые автомобили новых марок: пять 3-тонных машин ЗИС-5 и пять 4-тонных трехосок ЗИС-6, получивших 3 сентября старт в испытательном пробеге Москва—Киев—Днепропетровск — Москва. Машина ЗИС-5, не имея никаких внешних признаков отличия от автомобиля А-3, на самом деле является как бы более сильным и взрослым его братом. Прежде всего, сохранив все прежние габаритные размеры, 3двигатель ЗИС-5 имеет диаметр цилиндров не 3 / 4 '', как у А-3, а 4", что дает увеличение мощности до 75 л . с. вместо прежних 63 л . с. Более мощная коробка скоростей, одинарный карданный вал вместо прежнего, состоящего из двух половин — переднего и заднего, электрооборудование завода АТЭ, более удобные для посадки водителя подушки в кабине и увеличение грузоподъемности до 3 т, — вот отличительные свойства автомобиля ЗИС-5. ЗИС-6, являясь вообще совершенно новой для завода маркой, представляет собой 4-тонный трехосный грузовик, обладающий очень плавным и спокойным ходом и большой проходимостью. Мотор его в 75'л. с. такой же, как иу ЗИС-5. Благодаря демультипликатору количество скоростей удвоено и тормоза на все колеса гидравлические, действующие от ножной педали и «серво», что облегчает пользование ножным тормозом. Кроме того имеется ручной клещевой тормоз, действующий на металлический диск на карданном валу. На некоторых машинах ЗИС-5 и ЗИС-6 в пробеге испытывался целый ряд экспериментальных деталей и агрегатов, в частности: 1) механические тормоза для ЗИС-5 и ЗИС-6 на все колеса как передние, так и задние; 2) более мощные двигатели с алюминиевыми поршнями, благодаря чему степень сжатия увеличивается до 5,2 вместо 4,8 и мощность двигателя возрастает до 83—85 л . с ; 3) новые карбюраторы МААЗ-5 и МААЗ-7 более совершенные и экономичные по своей конструкции, изготовленные Московским автоарматурным заводом; 4) новые диафрагмы бензонасоса, выпущенные МИЗ; 5) новые типы радиатора, отличающиеся друг от друга по объему верхней водяной коробки, количеству водяных трубок и охлаждающих реб_р; 6) водяная помпа по предложению рабочего завода км. Сталина т. Жеребцовв с сальниками, не допускающими протекания воды, а также ряд других деталей. Четыре машины ЗИС-5 №№ 6, 7, 8. Из них на машине № 7 были механические тормоза на все колеса и двигатель с алюминевыми поршнями на №11. Два 5-тонных ярославских автомобиля № 9 с двигателем с алюминевыми поршнями и № 10 с двигателем ЗИС-5. И, наконец, Форд-А, являющийся продбазой участников пробега. Командором и председателем технической комиссии пробега был главный инженер завода В. Лялин. Техническая комиссия состояла из заместителя командора—начальника экспериментального цеха т. Голсвчпнова Н.; членов тт. Толкунова, Осппова, Климова. Водителями и кон/ролерами машин были ударники-водители отдела сборки и испытания экспериментального цеха. Машины №№ 3 и 12 вели женщины, работники экспериментального цеха,— инж. В-. В. Брокш, и комсомолки-ударницы Рая Сударикова и Валя Петрова. Уже ранним утром все участники пробега были на своих местах. Большинство кз них впервые участвовало в таком значительном пробеге. Предстояло пройти на машинах нового, еще неиспытанного типа 2 6С0 км, из них 8С0 км по грунту. Поэтому водители с некоторым волнением осматривали в последний раз свои машины. Кончились последние приготовления, пожелания успеха, и двенадцать советских автомобилей двинулось по новым асфальтированным улицам Ленинской слободы по направлению к Серпуховскому шоссе на Подольск и Малый Ярославец. Первые же 40 км принесли неприятность участникам пробега. Новые карбюраторы МААЗ-5 и МААЗ-7, хорошо сконструированные и показавшие хорошие результаты в лабораторных условиях, но неряшливо изготовленные и собранные Московским авторемонтным заводом, обнаружили дефекты, и то одна, то другая машина начала выходить из колонны в сторону для исправления карбюратора. Эти непрекращавшиеся вынужденные и досадные остановки вследствие то заедания запорной кглы, то протекания или заедания поплаЕка, неустойчивого положения уровня бензина в поплавковой камере и т. п. привели к тому, что несмотря на все усилия бригадира-ударника завода МААЗ т. Болдар<ва (прозванного участниками пробна Володей МАЗ), старавшегося во что бы то ни стало спасти ч».сть своего завода, все карбюраторы в Киеве были сняты и заменены стандартными. Еще хуже г.ели себя спидометры, выпущенные «Автопрьбором» в г. Владимире. На 20-м километре от Москвы уже ни один спидометр не работал. Выезд кз Москвы с некоторым опозданием, остановки кз-за неисправности карбюраторов выбили насиз расписания, и к месту первойпочевкиг. Юхнову в 210 км от Москвы колонна подъехала ночью.В автопроб.ге участвовало двенгдцать автомашин. В число этих машин входили: командорская машина Форд-А Горьковского завода—№1, четыре машины ЗИС-5 — Х°№ 2, 3, 4 и 5, из которых на № 2 был поставлен двигатель с алюмкнеьыми поршнями, а на № № 3 и 4—механические тормоза на передние колеса. Здесь ожидала нас третья неприятность: моста через реку Урзу не было. Переправа производилась на маленьком 'пароме. С большой осторожностью были переправлены первые четыре машины ЗИС-5, но, когда дело дошло до трехоски, сходни парома не выдержали и машина упала в воду. Шесть часов непрерывной работы понадобилось на вытаскивание трехоски и переправу остальных машин. Ночь предполагавшегося отдыха пропала, и колонна сталинцев без отдыха двинулась к своему второму этапу — г. Кири'чсву на расстоянии 300 км от Юхнова. . В первом же переходе участникам пробега пришлось проверить как свои силы, так и качество своих машин. 32-часовой экзамен беспрерывной работы был выдержан с честью, и в 11 часов ночи 4 сентября вся колонна, усталая, промокшая от деждей В пробеге новых машин завода им. Сталина участвовали две женно полная энергии и энтузиазма, прм'_ щины-уд*рницы экспериментального пеха комсомолки Валя Петрова и была в Кнричев на 5-часовой отдых Рая Сударикова. Они пели машины № 12 и № 3, показав прекрасную выдержку и образцовое умение обращаться с машинойФото автораПуть до Киева не представлял особых затруднений. Единственной неприятностью был непрекращающийся дождь. Первый однодневный отдых в Киеве был использован для технического осмотра машин, и 8 сентября вся колонна сталинцев в полной исправности выехала из Киева по левому берегу Днепра через Черкассы на Днепропетровск и Харьков. Весь этот участок, длиной в 8С0 км, предстояло пройти по грунтовым дорогам, в некоторых случаях совершенно не освоенных автотран- , спортом. Поэтому вопрос о проходимости как наших, так и ярославских машин невольно становился основным для каждого участника пробега. Короткие 22 км шоссе промелькнули в течение 40 минут. Дорога свернула в лес, и машины мягко покатились по песку. 3—4 километра среди леса, первая большая лужа воды, опять километр песка, подъем на довольно значительный холм, и машины вырвались в широкую украинскую степь. Несколько довольно легких объездов лощпн, и вот первое препятствие: впереди на протяжении 50 м все залито водой. Командорский форд, а за ним и остальные машины, как осторожные пловцы, двинулись в воду. Волны брызг, вода выше ступиц, секундное колебание • • ехать или остановиться, и через ми— нуту, сердито чихая затапливаемыми моторами, машины одна за другой выползают на берег. Впереди новое испытание—на протяжении полукилометра липкая черная грязь. Дальше опять вода. Потом грязь — вода, вода — грязь, и так без конца. Водители, беспрерывно маневрируя рулем и скоростями, как бы срослись с машинами, которые то почти останавливались, то, набирая скорость, мощно раздвигая грязь своими СИЛЬНЫМИ колесами, беспрерывно двигаются вперед. В некоторых местах воды так много, что впереди идущий командорский форд почти пропадает из виду за стеной подымаемых им водяных брызг. Участок в 230 км от Киева до Черкасс был самым тяжелым как для машин, так и для людей. Два дня и ночь безостановочно двигалась колонна сталинцев по полному бездорожью. И невольновместе с радостью при мысли о выносливых крепких и проходимых, выпущенных руками большевиков автомобллей возникал вопрос: когда же будут сделаны для них дороги, позволяющие с полной скоростью, не калеча машины, перевозить те миллионы тонн хлеба, свеклы, картофеля и других с.-х. продуктов, которые с таким нетерпением ожидают советских автомобилей? Весь маршрут 2 530 км по самым разнообразным дорогам как сталинские, так и ярославские автомобили прошли без всяких поломок. Ровно в намеченный срок—19 сентября—все участники пробега усталые, но бодрые и радостные, выполнившие порученное им задание, рапортовали о прекрасных качествах новых машин ЗИС-5 и ЗИС-6, прошедших грязь, воду, песок, отвратительнейшее «шоссе» между Курском и Орлом и доказавших полную проходимость. За все время испытания, кроме карбюраторов МААЗ и спидометров, о качестве которых было указано выше, дефекты, обнаруженные при осмотрах, свелись к подтяжке болтов и гаек и смене: 1) одного радиатора из-за засоренности трубок; 2) диафрагм бензинонасоса на трех машинах; 3) втулки привода водяного насоса на ярославке из-за перетяжки ремня вентилятора; 4) четыре масляных манометра из-за течи масла; 5) шестерни 3-й скорости в коробке скоростей, случайно поставленной без термообработки по халатности сборщиков. Перечисленные случайные и незначительные дефекты целиком подтверждают хорошее качество выпущенных машин. Личный состав пробега — в большинстве молодежь,— также показал себя на высоте, не останавливаясь ни перед какими трудностями, работая без сна, сплошь и рядом по двое суток. Ударники завода им. Сталина и Ярославского привели свои машины в таком же хорошем состоянии, в каком они были в момент старта. Прекрасная работа воднтелышц машины № 3 Р. Сударпковой и В. Брокш, водителей 6-й и 11-й машин тт. Гордина, Игнатова и Осипова, крепкая спайка всех участников пробега сыграли также огромную роль в одержанной победе. Н. Головчинов