12
13
аллелИстория автомобилизма знает немало пробегов. Многие автомобили избороздили нехоженные прежде пути. мира. Внешне они сходны. Те же колонны, разделяемые интервалами. Тот же командорский флажок на головном автомобиле. Но руль автомашины направляют различные , классовые устремления. Содержание этих автопробегов разделяют границы двух социальных миров. , В 1925 г. автомобили Ситроена пересекли Сахару. Печать, состоящая на содержании (французского Форда», трубила о великих цивилизаторских целях экспедиции. Здесь и изучение путей для туризма, и естественно-научные работы в пустыне, и этнографическое обследование населения Сахары. Но ретивые борзописцы благоразумно умалчивали о сокровенных .целях экспедиции. Империалисты искали военных путей для укрепления колониального господства над непокорными племенами Африки. Руководители трансафриканской экспедицией Ситроена-Хардт и Одун-Дюбртль записали на одном из привалов в дневнике: «Машины, расставленные четырехугольником, образуют ограду нашего лагеря. Вскоре'все, за исключением охраны, засыпает. Охрана необходима, так как около некоторых колодцев не исключена возможность нападения марокканцев». Еще одна запись: «Всадники на горячих конях пересекали нам путь. Они вооружены копьями на длинных древках с плоскими остриями. У некоторых старые арабские ружья. — Опасайтесь их, — говорит нам спустя несколько минут комендант поста Мао, — это племя Кредда. Один из вождей его сказал мне: «Мы не любим белых. Оставьте нас в покое. Лучше не приходите к нам»... Когда-то советский Кара-Кум пересекал один караванный путь из Хивы в персидский Харассан. На полупути от Ашхабада до Ташауза расположены серные бугры Кырк-Джульба. Разведчики * Статья из сборника «Автомобиль завоевывает пустыню», выпускаемого УзГИЗом. пятилетки натолкнулись на них, исследуя спящие богатства пустыни. Выяснилось, что запасы серы в буграх Кырк-Джульба уступают только Америке и Сицилии. И вот к буграм идут караваны. В 1930 г. летом здесь вырастает серный завод. Нужно соединить его автомобильной трассой с Ашхабадом. Уже в 1929 г. экспедиции академика Ферсмана па автомобилях Рено-Сахара удается пересечь пустыню Кара-Кум. Она доказывает пол-_ ную возможность установить регулярное сообще-' ние отрезанного в песках завода с внешним миром. За этой экспедицией идут другие. Большевики испытывают советские машины Я-5 и АМО-3. Большевики строят дорогу к серному заводу, прокладывая по высоким пескам фашины из песчаной акации и саксаула, ограждая^ дорогу от движущихся барханов саксауловой ш'городыо. И вот вырастает в сердце пустыни индустриальный базис. Мертвая пустыня оживает для лучшей жизни.Царская Россия. 1912 г. Машины автопробега пересекали патриархальные деревни Тульской губернии. Здесь колонну встретила враждебная деревня. «Народонаселение по дороге производило очень неблагоприятное впечатление: встречные не сворачивали с дороги, ругались, были попытки бросать в проезжающих камни. В санитарном автомобиле Заурер в деревне Сиволапкино были выбиты стекла», — писал в гневной одышке один из офицеров автомобильной роты. А у нас? В глухой пустыне на пересечении караванных путей кочевники останавливали верблюдов и приветствовали автопробег. Они приветствовали новую культуру, шоссированные дороги, быстрое сообщение. Из кишлаков навстречу каравану бежали казаки и, окружая остановившиеся машины, тепло пожимали руки водителям. Колхозное село приветствовало автопробег досрочным завершением хлебоуборки, красными обозами, овощами, фруктами. Оно дало колонне в малых Кара-Кумах опытного проводника Батырбека Шуканова. * * .* Когда в 1912 г. по Марсовому полю над выстроенными по ранжиру машинами проходил, приложив руку к козырьку, рыхлый старик в генеральской шинели — царский министр Сухомлинов, среди 79 автомобилей не было ни одной машины отечественного производства. Попы освящали путь заграничному капиталу к проселочным дорогам отсталой Расеюшки. Через десять лет-—в 1923 г . — был первый советский автопробег. Тогда из 66 машин только 3 несли на себе русские марки: это были машины довоенного завода Руссобалта. Пестрели трафареты иностранных 'фирм—• мерседесы, бенцы, бьюики, штейеры, фиаты, бюссинги. Еще через два года — во время пробега Ленинград — Москва —• Тифл ис — Москва из 91 машины только 2 несли на себе советское клеймо. Это были АМО. Они шли вне конкурса.Автоколонна на границе7 Закавказья и Северного Кавказа, у Дарьяльского моста на Военно-Грузинской дорогеФ ото АстафьеЕа (Союзфото) С тех пор прошло восемь лет. Эти годы были громадным прыжком Страны советов в развитии собственного машиностроения и автомобилизма. Построены гиганты автомобилестроения — ГАЗ, завод им. Сталина (АМО), Ярославский завод, создана широкая сеть подсобных производств, получен советский каучук. 1_ * » На руле машины № £9 АГА лежали облаченные в лайковые перчатки руки водительницы. Это была племянница металлургического магната Германии Стнннсса. Эта краснощекая спортсменка была воплощением узко профессионального интереса Запада к автомобилю. Автомобиль —• забава, спорт. Он был в их руках средством развлечения и сильных ощущений. О, она тренировалась недаром! Ее машина получила за динамику серебряный чайный сервиз. Она не наКолхозники со знаменами и самодельным оркестром выезжают прасно топала ногами на механиков. встречать колонну Каракумского пробега Ее машина была одной из немногих, которые почти не знали аварий и дефекФото Союзфото тов. Это было в пробеге Москва—Тифлис в 1925 г. Теперь сидения советских автомобилей, идущих Директор журнала Пьер Сувестр деятельно объпо маршрутам пробегов, занимают подлинные единяет французские фирмы. Он выпускает спеводители пустыни, люди, которые избороздили циальный номер журнала, посЕященныи царскому Кара-Кум, осваивая пустыню и изгоняя остатки автопробегу « Конкурс Рюс». Он неутомимо расбасмаческих банд. хваливает емкость российского рынка и выгоды овладения им французской автомобильной индустрией. Из Парижа направляется специальный поезд грузовиков вместе с представителем В 1912 г., когда совершался автопробег, он шел французского правительства Боршнеком. Эгот только по шоссе. Организаторы пробега опасались, лихой майор с напомаженными усами неутомимо «что на проселках грузовики встретят совершенно снимается вместе с русскими офицерами у автонепроходимые участки». мобилей Рено, Пежо и Шнсйдера. Фотографии «Автомобиль Коммер-Кар № 53, поставленный и статьи шлет в Париж в адрес «Пуад Лурд» на ночь вместе с другими автомобилями в городе специальный корреспондент Теодор Альфред. Он Юхнове, — лишет участник пробега, — попал на старался недаром. Весь первый взвод автопробенезамещенное место ик утру сильно -загряз. Киг а — четырнадцать машин — несут на себе франнулись искать лебедку, но у нее не оказалось цузские марки. \ троса. Вытянула испытанная «Дубинушка». С Каракумским пробегом тоже шли журналисты. У деревни ЛИТЕИНОВО МОСТ ненадежен. У деревни Много журналистов. «Правда», «Известия», Роста, Ярынья мост небезопасен. Переводные балки «Социалистическое земледелие», «Комсомольская ветхи. По заявлению крестьян, он не ремонтироправда», «СССР на стройке» и многие другие. вался уже восемнадцать лет». Нашему журналисту не нужно заниматься реклаА через пятнадцать лет советской диктатуры, мой. когда автопробег пересекал Чувашию, командор Нам нужно развивать автомобилестроение. И пробега сказал: печать дралась за создание автогиганта на Оке, «Эта республика межет соперничать своими доза реконструкцию АМО. Автсмеблли нужно было рогами с дорогами Германии ». одеть в советские шины, и журналисты шли Таковы судьбы Чебоксарских уездов и их дов пустыни Азии, в горы Казакстана, дрались рог. Глухие уезды превратились в республики за каучуконосы, за создание заводов синтетичеобразцовых профилированных дорог. ского каучука. Когда заводы смежных производств подняли знамя соревнования на подготовку к преб.гу, печать подхватила его п превратила в дело всей страны. Ситроен щедро оплачивал журналистов. С его экспедициями в ксл-.фортабсльных шестиколесных ...Истерия автомобилизма знает немало проавтомобилях ехал целый сокм журналистов, хубегов. Многие колонны бороздят исхоженные предожников, кинооператоров. Во слаьу Ситроена жде пути мира. Но рули автомашин направляют они слали в эфир победные радиограммы из Саразные класеоЕые вели. На одних машинах лежлт хары. Газеты наполнялись авантюрным чтигем: рука колонизатора, усмирителя непокорных плеВидение Востока. Страна язычников. У бывмен, торгаша, рыщущего в поисках неьых рынших людседов. В пегоне за слонами. Колду! ы ков, и рекордсмена. Другими управляют строибелого Конго. Пигмеи. На охоте. тели новой жизни, вступающие в схватку с приВпрочем, буржуазные журналисты не брезгуют родой, с вексЕым бескультурьем и старым миром. п ролью коммиЕояжеров. В 1912 г. на заре расцвета Эти машины пробивают дорогу новой культуре — Строена французский журнал <Пуад Лурд» выкультуре большевизма. ступил в роли посредника между французскими автомобильными фирмами и царской Госспей. И.Устиненно Тани енг