8
9
10
11
Инж.И. ДЮМУЛЕНСОВЕТСКИЙ СЕМИМЕСТНЫЙВ ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯЛЕГКОВОЙ АВТОМОБИЛЬДОЛЖЕН БЫТЬ ОДНИМ ИЗ ЛУЧШИХ В МИРЕПосле пуска Горьковского автозавода имени Молотова и Московского им. Сталина и освоения производства грузовых автомобилей легкого, среднего и тяжелого типа (ГАЗ-АА, АМО-3, Я-5), а также легкового автомобиля среднего типа (ГАЗ-А), возник вопрос о производстве многоместной легковой машины. Необходимость в машине такого типа — при наших расстояниях и условиях эксплоатациине требует доказательств. Опытные экземпляры семиместного автбмо-' биля тяжелого типа марки Л-1 были построены в Ленинграде и показали. Что производство более сложной по конструкции машины, оборудованной по последнему слову техники, для нашей автопромышленности не представляет затруднений. При современном состоянии нашей промышленности и имеющегося уже опыта можно смело сказать, что мы можем построить автомобиль любого типа, любой^модели не хуже заграничного. Но какой же тип автомобиля принять на производство для нового завода легковых автомобилей? -Автомобиль американского или автомобиль европейского типа? . Американский многоместный легковой автомобиль обладает мощным двигателем, прочным, выносливым и комфортабельным кузовом. Рабочий процесс двигателя регулируется целой серией автоматов; 1 автоматизация входит ив шасси как в части управления, так ив • части комфорта и ухода 1 . Такой автомобиль' является продуктом массового производства, он сконструирован и построен с учетом движения с большими скоростями, на большие расстояния, по дорогам различного профиля и качества. Он мощный, прочный, выносливый, комфортабельный и не--утрмительный в управлении при невысокой цене. Соответствующий европейский автомобиль в техническом отношении значительно отстает от американского. Условия эксплоатации на Западе на короткие расстояния по хорошим дорогам наложили на него свой отпечаток. Все европейские автомобили такого типа в лучшем случае являются продуктом серийного производства. Массовой продукции автомобилей тяжелого типа в Европе нет и не было. Опыт эксплоатации в наших условиях показал, что европейский автомобиль более капризен, менее надежен и удобен при более высокой стоимости. Таким образом, если говорить о типе автомобиля, то наиболее подходящим типом для наЩих условий эксплоатации и производства несомненно будет автомобиль американского типа. В этой статье я постараюсь дать краткий сбзор американских сёмиместных легковых автомобилей. Американские семиместные легковые автомобили делятся на три самостоятельных класса: 1. Класс автомобилей средней стоимости от 1000 до 2200 долл. с массовым принципом производства. 2. Класс дорогих автомобилей, стоимостью от 2 500 до 5 000 долл. с крупносерийным принципом производства. 3. Автомобили высшего класса с производством небольшими сериями. Стоимость or* 7 000 долл. Кузова строятся по заказу. Автомобили последнего i^iacca состоят всего из трех -' марок с общим выпуском около 1 000 штук в год. Мы говорить о них не будем. , 1. Класс автомобилей сраднзй стоимости.iЭтот класс машин ведет марка Бюик, выпуск которой составляет около 30 проц. общей продукции всего класса. На втором месте по количеству выпускаемых машин стоит марка «Крейслер» на третьем—марка «Студебекер». На таблице" 1 даны некоторые данные по заводам этого класса. '>, и гЗаводТаблица 1м чыоЧО=s аиIT К С) ХС-0« 3 « . >.В со 3 соСО~Характер производствао <и со81 См. статью Инж. И. Дюмулепа «Обзор новейших конструкций^ в № 20 «За рулем>./ Полное производство за исключен, ку* 'зовов.' Мотор, пеОберн 2 18 550 2 668 ред. и задн. оси, кузов — на разн. завод. Полное проКрейслер 4 87 200 12 637 изводство. Моторн. и Грэхем 2 62 900 5 313 кузовн. цехи. Мотор, задн. Хадсон 2 65 300 1778 мост, пер. ось, частично кузов. Мотор, задн Хапмобил 3 45 600 3 655 мост, пер. ось, частично кувов. Полное проНэш 5 109 400 5 726 изводство. Рио 2 S. 18 000 1586 Моторн. цех и кор. передач. Студебекер 4 78 000 8 030 Полное производство. Таблица показывает, что полное производство существует только на четырех заводах, а все остальные заводы пользуются в той или иной степни уже готовой продукцией как мелких деталей, так и крупных агрегатов. Максимальная производительность была в 1929 г., Бюик 4 176 600а-2са 05 25 276V Гиг. 1. Автомобиль Пюик мо. дели 1Ч1Ч г. с Н1ПИЛ1ССТ11ЫМ кузони.ч Седанговорит о высоких качествах машины и соот-, так что этот год может характеризовать проветстнии ее современным требованиям, даже в изводственные возможности заводов. В дальтакой стране, как CACI1I, где эти требования, нейшем под влиянием экономического кризиса очень высоки. И это несмотря на то, что. напроизводство сократилось в несколько раз, и пример, такие машины, как Рио, имеют автоцифры выпуска 1933 г. характеризуют уже в матическую коробку передач, а автомобили некоторой степени качества самой машины и .« ; Оберн — изменяемую передачу в залнем моее распространенность. сту и целый ряд других приспособлений. • На табл. 2 даны основные параметры автоНа таблице 3 (стр. 10) приведены основные мобилей различных м;фок\ относящихся к класданные по спецификации шасси автомобилей су средних машин. Дешевизна некоторых моданного класса. делей' об'яеннетси главным образом короткой' Все перечисленные модели имеют автоматибазой (126''), более простой отделкой и меньшим оборудованием шасси и двигателя. Пены - ческие сцепления и синхронизатор. Свободный ход имеется на всех, моделях, кроме Бюик. указаны для закрытых кузовов «Седан» (наиболее дешевых типов для' каждой модели). Из сопоставления данных эти таблицы видно, что" автомобиль Бюик имеет почти наиИз сравнения данных, приметенных в гра-. фах 4и 5, видно, что автомобили ' Бюик явли- '/ больший литраж (5,'i4), вследствие чего он можем работать на более низких степенях сжаклея наиболее дорогими для данного класса тия (.4.S), что в свою очередь позволяет 1Гримеи наиболее солидными. Так, например, автонять худшцё сорта топлива Moiopu Бюик имеют мобиль Оберн при базе 136" имеет значительменьшую литровую мощность и меньщее чисно меньший вес, чем Бюик с базой 138", и ло оборотов, что увеличивает срок службы автомобиль Нэш даже при большей базе имеет двигателя и уменьшает износ поршней, шеек тот же вес, чтЪ и Бюик. , коленчатого вала и т. д., так как двигатель " менее напряжен. Табп ица 2 ' \ Б части шасси автомобили Бюик тоже имеют' некоторое преимущество перед конкурентами. ч Применение двух ведущих дисков увеличивает св. срок службы сцепления, наличие же свободноМодель Марка го хода при автоматическом двухдисковом сцеся со плении не обязательно. Механические тормоза, со требующие меньшею ухода и квалификации водителей, тоже являются положительной сто33-90 138 "2075 1805 С еда н 5, Бюик роной и, наконец К разгруженные полу» 7 33-90 138 2100 1955 » оси являются значительным плюсом. Применение шин. большего профиля (7,00 XI7")..умень» 7 8-10'1А - 136 1820 1095 Оберн шает износ их и количество проколов и уве» 5 12-161А 133. 2070 1395 личивает проходимость машины, давая вместе » с тем более плавный ход. » 7 Роял 128,5 1660 1125 Крейслер Таким образом автомобиль Бюик, По праву » 5 Империал 126 1760 129.5 занимает ведущее место и категории машин • > ; средней стоимости. » 7 Пэш Амбасадер 133 1950 1575 На рис. 1 представлен автомобиль Бюик мо» 5 » ,» 142 2080 1855 дели 1НЗЗ г. с кузовом «Седан» На б мест.. Двигатель его имеет 8 цилиндров; располо» 5 Студебекер Президент 135 1980 1685 женных в ряд. Клапаны верхние при нижнем » 7 » »; 135 2080 1833 расположении кулачкового валика. Коленчатый нал монтирован на 5 подшипниках. Двигатель > — 5 Кэстом 16«0 1095 Грэхем дает 113 сил при 3 200 оборотах и степени » 7 132 1650 13 0 Хадсон '8 сжатия 4,8 Степень сжатия может быть по> 5 . нижена до 4,4 путем примененная более тол126 1750 1445 Хапмобил 326 стой прокладки под головку,, с соответствую5 Рио Роял 131 2140 1745 •»щим понижением мощности до 105 л с. Это позволяет использовать топливо самых разных сортов. Таким образом автомобиль Бюик, являясь - На выЬокой степени сжатия автомобиль раз-!' одним из самых дорогих автомобилей данного вивает 133' км/час, а на пон^жейной' •?класса (1 кг. стоит 93 цента), в то же время 125—128 км,'час. Кроме' ne.TOFO' ряда автоманаиболее распространен, и выпуск, завода в тов, регулирующих рабочий процесс двига1933 г. в несколько раз превышает ВЫПУСК зателя, имеется еще автоматическая регулировка водов конкурентных марок. Это несомненноВес в кгЦена в доллар. Таблица 3 Число! цилиндров Мощность и число оборотов Литровая мощность Марки Степень сжатия ло Бюик Оберн » Крейслер , » Нэш^ Студебекер Грэхем Хадсон Хапмобил Рио 33-90 8-101А 12-16Г А Роял Импеоиал' Амбасадер Президент Кэстом 8 326 Роял Тип . сцепленияСО• а35!8 8 12 88888888,<=3 5,64 4,40 6,42 £4,47 * 4,89 5,27 5,63 4 074,97 5,87ы113 — 3200 100 — 3 400 160 . - 3 500 90 — 3 400 108 — 3 400 125 — 3 600 132 — 3 400 95 — 3 400 101—3 600 109 — 3,500 Щ 25 — 3 3004,8 . 2- дисковое 5,26 1 » > 5,75 2 5,40 » » 6,2а » 5,25 » 5,50 •» 6,50 » 5,80 5,34 1 5,30 ? » / При помощи особого радиатора масло, в двигателе охлаждается, что значительно уменьшает износ трущихся поверхностей. Коробка передач имеет бесшумную вторую передачу и сихронизатор между второй и третьей передачами.. Автоматическое сцепление изготовляется фирмой Бендикс и относится к вакуумному типу. Передача толкающих усилий от заднего моста производится упорной трубой, что разгружает задние рессоры и уменьшает возможность их поломок. Амортизаторы применены саморегулирующиеся, инерционного типа, упругость которых увеличивается при сильных толчках и уменьшается при слабых. , Кузову придан обтекаемый \ вид как спереди (рис. 3), так и сзади (рис. 4).20,1 22,7 24,9 20,2 22,2 i ,23,8 23,8 23,4 24,3 20,4 21,32. Класс дорогих машин В данном классе ведущих марок нет, все они развиваются самостоятельно, имея каждая свой определенный круг покупателей. Производительность заводов очень небольшая. К этому классу относятся следующие заводы, 1 >, с 3со соРис. 2. Автоматическая регулировка подогрева рабочей- смесиподогрева рабочей смеси (рис. 2), фактор, весьма важный для наших условий эксплоатации.Таблица 4Характер производстваЗаводыв* ч >, я« и ч =1 ЕЖ" о о л§5я s >. 3 •ь С со ЭОКадиллак Линкольн Паккард Пирс-Арроу Ла-Саль3 215 200 2 622 6 200Полное произв., кроме кузова* 1 182 Полное производство. Полное производство. Полное производство. В основн. сборочный завод.3 46 100 4 749 8 700 1 20 600 900 1 848Рис. 3. Автомобиль Бюик. Вид спередиНаибольший выпуск таким образом получается у марки Паккард, пользующейся большим успехом не только в САСШ, но и во всем мире. \ Основные сведения по автомобилям этого класса даны на таблице 5. Таблица 5МаркиiМодельсз асо et евКадиллак } Ла-Саль Линкольн '» Паккард » » / Пирс-Арроу »/ * » »Ю« V-8 ' 140 V-12 140 V-8 136 136 136 145 145 136 S-8 " 142 12 147 1836 139 1236 139 1242 142'О Кф СИ <ч&4Й" cqsк О° ^12 320 2 470 2 260 2 360 2 640 2 100 2 260 2 540 2 180 2 280 2 4803 045 3 745 2 495 3 300 4 600 - 2 455 3 090 4 085 2 850 3 250 3 985JPHC. 4. Задняя часть автомобиля Бюик обтекаемой формы.Все модели имеют кузов Седан 7 мест. i Из этой таблицы видно, что машины этого класса имеют большие базы, большой вес н стоимость. Правильнее было бы отнести эти машины к машинам типа Люкс. i Если удельная стоимость машин класса Бюик выражалась в центах, то здесь она выражается уже в долларах. Наиболее дорогой машиной Является автомобиль Линкольн и наиболее дешевой—восьмицилиндровый Паккард. Большинство машин этого класса имеют V-образные двигатели, более сложные в производстве. Шасси автомобилей тоже значительно сложнее как по конструкции, так и по тем требоваиям, которые пред'являются к ним со стороны производства и эксплоатации. Единственным типом, о котором можно говорить, как о типе автомобиля, возможном для производства у нас, является «Паккард-8», пользующийся заслуженной репутацией хорошей и выносливой машины. Для того чтобы иметь представление о машинах этого класса, на таблице 6 дается спецификация по основным данным.щей. Наименьшая мощность здесь 115 сил. Степень сжатия тоже более высокая. Расположение циилндров в ряд применяется только у трех моделей Паккард - 8, S • 8 и ПирсАрроу 836. Все же остальным имеют V - образное расположение цилиндров. Применяемые тормоза с механическим приводом на всех моделях, кроме Пирс-Арроу, имеют вакуум Бустера. На автомобилях Пирс-Арроу установлены механические Бустера. Из сравнения всех машин этой категории видно, что только о Пакарде-8 можно говорить, как о типе автомобиля, пригодного для постановки на производство. Это. единственная машина этого класса, производимая в больших количествах. Последняя модель 1934 г. автомобиля Паккард-8 представлена на рис. 5. Таким образом из рассмотрения всех моде-' лей, того и другого класса тяжелых машин'," можно вывести следующее заключение:"только две ,машины по типу могли бы подойти нам при постановке на производство семиместных легковых машин — это Бюик и Паккард. Но, конечно, целиком брать модель нет смысла: каждая из них имеет и кое-какие недостатки. Правильнее принять один из этих типов и усовершенствовать его путем дополнения и изменения конструкции на основе лучТаблица 6яЯ* щМаркил ч£ > = оКадиллак » Ла-Саль • Линкольн » Паккард » » Пирс-Арроу » » » »V-8 • S V-12 V-8 136 145 8 12 S-8 836 1236 1242о Ч ct оЯи о. •5 jr ч8 12 8 12 12 8 12 88 12 12sсоо. я 5,80 6,01 5,80 6,25 7,35 5,25 7,30 6,30 6,00 7,03 7,47н _иUчоо Он куо« У со < 3 000 115 — s oга нсо cjАЕС W 0J ЯсЁ'о°яЯ о ^ SйТип ,* сцепления2- дисковое 2 > » 2 '2 > » 2 > . 1 » 1' 1 » 2 » 2 » 2 »CJ о135 — 3 400 115 — 3 000 125 — 3 400 150 — 3 400 120 — 3 200 145 — 3 200' 160 — 3 200 135 — 3 400 160 — 3 400 175 — 3 40019,8 '22,5 19,8 20,0 20,4 22,9 23,0 21,8 22,5 22,9 23,45,40 5,60 5,40 5,50 5,25 ,6,00 6,00 6,00 5,50 6,00 6,00Коробки передач всех модс ^ снабжены синхронизаторами, автоматическое сцепление установлено только на автомобилях Паккард. Свободный ход имеется только у Линкольн и Пирс-Арроу. Из таблицы видно, что литраж двигателей этой категории значительно больше предыдущих образцов, имеющихся в других марках. Эти модели дово^шно близко подходят друг к другу, как это видно из предыдущих таблиц. Мы. считаем совершенно правильным, что завод им. Сталина остановился, как на типе, на автомобиле Бюик. В Бюике двигатель ме-