Инж. ДЮМУЛЕКО БЗОРН ОВЕЙШИХАВТОМОБИЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В САСШСТАТЬЯ Механизм управления автомобилем К группе механизмов управления автомобилем относятся рулевое управление и система тормозов. Все применяемые на американских легковых автомобилях рулевые механизмы — в зависимости от типа передачи—мсжно разбить на следующие группы: 1) механизм, состоящий из червяка и сектора (рис. 1); 2) механизм, состоящий из винта и ролика (рис. 1а); 3) механизм, состоящий из винта и шипа (рис. 2). Механизмы первой группы, состоящие из червяка и сектора, установлены на 25 моделях (34.8 проц.), механизмы второй группы имеют 20 моделей (27,8 проц.) и, наконец, механизмами третьей группы оборудовано 27 моделей (37,5 проц.). Ни один из автомобильных заводов, за исключением «Паккард», рулевых механизмов не изготовляет, и все они поставляются тремя фирмами в совершенно готовом виде. Механизмы первой группы изготовляются фирмой «Джакокс», механизмы второй группы фирмою «Геймер» и, наконец механизмы третьей группы фирмою «Росс». Число оборотов штурвала для поворота колес из одного крайнего положения в другое колеблется от 2,5 (Франклин) до 5 (Паккард). Особое внимание обращено на стабилизацию рулевого управления, т. е. на способность автомобиля «держать дорогу» как на прямых участках пути, так и на поворотах. В связи с увеличением скорости движения это особо важно. С этой целью шкворни поворотных цапф устанавливаются с наклоном вбок и назад, а колеса ставятся не вертикально, а с некоторым развалом и кроме того не параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. В результате бокового наклона шкворня при выводе колес из нейтрального положения передняя ось поднимается вверх, следовательно, под влиянием веса автомобиля передние колеса стремятся стать опять в нейтральное положение. Угол а (рис. 3) бокового наклона цапф значительно увеличился на последних моделях, доходя в от* См. „За рулем" №№ 20, 21.Рис. 2. Рулевой механизм, состоящий из винта и шипа дельных случаях до 9,5° (Бюик, Олдсмобиль, Понтиак и др.). Величина этого угла колеблется от 6 до 9,5°, средней цифрой надо считать 8°. Угол (J (рис. 3) наклона шкворня назад увеличивает устойчивость рулевого управления при движении на кривой. Появляющиеся при этом центробежные силы стремятся повернуть колеса в нейтральное положение. Этот угол, долгое время державшийся в пределах 1—2°, на последних. моделях тоже увеличился и доходит до 4° (Мармон 16, Континенталь). Средней цифрой надо считать 2,5°. В связи с изменением поперечного профиля дорог угол Л (рис.3) наклона колеса, державшийся раньше в пределах 2—2,5°, теперь уменьшается. и в большинстве случаев составляет 1,5°, колеблясь от 1 до 2°. Для уменьшения явления «шимми», т. е. болтания колес вокруг поворотных цапф, передние колеса ставятся не параллельно друг другу и продольной оси автомобиля, а с некоторым уклоном внутрь (рис. 4). Расстояние А между ободами колес спереди оси меньше расстояния В сзади оси;. разность В—А колеблется от 2,5 до 6,5 мм. Благодаря применению указанных углов наклона рулевое управление современных легковых автомобилей отличается хорошей устойчивостью на больших скоростях и легкостью действия. В связи с увеличением угла а наклона шкворня цапфы вбок увеличилось усилие, необходимое для поворота колес. Чтобы уменьшить усилие водителя и сделать управление белее легким, диаметры рулевых колес увеличены и передаточные числа рулевых механизмов ВЕЯТЫ бсльшие.'•летРис. 1 и 1а. Справа—рулевой механизм, состоящий из червяка и сектора, слеьа—механизм, состоящий из винта и ролика. Рис. 3. Углы наклона шкворня цапфы и колеса Передаточное число рулевого механизма колеблется от 13 до 18. Шарниры рулевых и поперечных тяг снабжаются особыми приспособлениями, автоматически уничтожающими зазор в сочленениях. Шарнир тяги имеет два эксцентричных сухаря АиВ (рис. 5), охватывающие шаровой палец рычага. Пружина, закрепленная своими концами в сухарях, стремится все время раздвинуть сухари. Благодаря эксцентричности поверхностей появляющийся в сочленении зазор автоматически уничтожается. Такими сочленениями оборудовано большинство автомобилей. Рулевое колесо теперь, как правило, имеет только три спицы, благодаря чему водитель может свободно читать показания приборов, помещенных на переднем щитке автомобиля, без наклона и поворота головы. Все вместе взятое делает рулевое управление современного автомобиля легким,, комфортабельным и надежным. Тормоза. Применяемые в настоящее время тормоза относятся к группе внутренних колодочных или типа колодочных тормозов. В зависимости от механизма, привода их можно разбить на тормоза с механическим приводом и тормоза с гидравлическим приводом, причем и те и другие могут иметь сервомеханизмы, работающие на механическом принципе или пневматическом. По количеству моделей тормоза распределяются следующим образом: 1) тормоза с механическим приводом — 29 моделей, 40,9 проц.; 2) тормоза с механическим приводом и механическим сервомеханизмом-—3 модели, 4,3 проц. 3) тормоза с механическим приводом и вакуумсервомеханизмом15 моделей, 21,1 проц.; 4) тормоза с гидравлическим приводом17 моделей, 23,9 проц.; 5) тормоза с гидравлическим приводом и вакуум-сервомеханизмом7 моделей, 9,8 проц.Таким образом тормоза с механическим приводом преобладают, будучи установлены на 47 моделях (66,3 проц.), на долю же гидравлических. тормозов приходится 24 модели (33,7 проц.). Действие сервомеханизма состоит в том, что> при нажатии на тормозную педаль одновременно приводятся в действие тормоза и сервомеханизм сообщается со всасывающей трубой: двигателя. Под влиянием разрежения шток сервомеханизма начинает перемещаться и увеличивает усилие, подводимое к тормозным колодкам. Сервомеханизм подбирается с таким расчетом, что на его долю приходится две трети усилия. и одна треть • на долю ноги водителя. Такой — механизм, действуя на все четыре колеса, значительно увеличивает эффективность торможения, не требуя в то же время значительного усилия со стороны водителя.Рис. 5. Шарнир рулевой тяги Тормозное усилие у большинства моделей распределяется поровну между тормозами передних: и задних колес. У остальных моделей какойлибо закономерности в распределении усилий подметить нельзя. Распределение усилий между передними иг задними тормозами представлено на нижеследующей таблице.Распределение тормозных усилий Распределение тормозных усилии °/09 усилия на на заднюю ось заднюю 60 55 50 48 47 45 40 40 45 50 52 53 55 60Число моделей % усилия на % переднюю ось переднюк ось 32564 12Рис. 4. Установка передних колес3 Тис. 6. Двухколодочный сервотормоз В связи с увеличением скорости движения автомобиля установкой автоматического сцепления II свободного хода тормоза значительно усилены. •Свободный ход и автоматическое сцепление исключают возможность торможения двигателей в тех •случаях, когда эти механизмы работают. Для получения большей надежности и долговечности тормозного устройства диаметры тормозных барабанов увеличены и колеблются от 230 до 400 мм в зависимости от типа и веса автомобиля. Тормозные колодки применяются шириною от 38 до 50 мм. Поверхность трения всех тормозов на колесах, действующих от ножной педали, значительно увеличена и колеблется от 683 (автомобиль Плимут) до 2 280 кв. см (автомобиль Мармон). В отношении веса это дает следующую картину — :на 1 кв. см поверхности трения всех тормозов приходится от 1,0 до 1,8 кг собственного веса .автомобиля. Для увеличения коэфициента трения между •обшивкой тормозов и барабаном, барабаны изго-товляются, как и раньше, из стали, но с чугунным кольцом внутри. Это чугунное кольцо и является поверхностью трения. Конструкция самих тормозов . у большинства автомобилей выполнена по принципу «самоторможения», т. е. если тормоз приведен в действие, то возникшая сила трения увеличивает давление на колодки. При такой конструкции требуется меньшее усилие...со стороны водителя для получения того же эффекта торможения. На рис. 6 изображен двухколодочный самотормозящий тормоз «Бендикс». Колодки АиВ соединены шарнирно друг с другом, имея опоры не внизу, а наверху в точках С. Вследствие имеющегося значительного зазора между отверстием колодки Аи стержнем С, колодка А под влиянием силы трения сдвигается по ходу вращения и давит на колодку В, прижимая ее сильнее к барабану. Благодаря указанным выше мерам система тормозов стала очень надежной и эффективной и делает езду даже на больших скоростях безопасной. Ручной тормоз действует или на барабан, установленный на трансмиссии (трансмиссионный тормоз), или же непосредственно на колеса. Трансмиссионным тормозом снабжены 20 моделей (28,2 проц.), тормозом, действующим на все четыре колеса, оборудована 41 модель (57,7 проц.) и, наконец, ручным тормозом, действующим только на задние колеса, оборудовано 10 моделей (14,1 проц.). Ручной тормоз на все четыре колеса в большинстве случаев действует на те же самые колодки, что и ножной тормоз (Форд V-8), благодаря чему он в некоторых случаях может являться рабочим. Трансмиссионный же тормоз и тормоз, действующий только на задние колеса, предназначаются для торможения автомобиля на стоянке и по своей размерности не могут служить рабочими тормозами. Ходовая часть и устройство кузовов будут освещены в следующей статье.КАК ПРОДОЛЖИТЬ СРОК СЛУЖБЫ КРОНШТЕЙНОВ ПЕРЕДНЕЙ РЕССОРЫ И СЕРЕЖЕК Предложение шофера И. С. Крысь, Гомель, БССР У автомобилей Форд и ГАЗ после пробега •45—50 тыс. км ушки кронштейнов изнашиваются -настолько, что кронштейны необходимо заменять новыми. Чтобы избежать этого, я предлагаю следующий способ, удлиняющий срок службы -этих дефицитных деталей. В протертое место вставляется железная планка, планку надо подогнать так, чтобы она легла плотно. Сережки нужно тоже плотно подогнать в ушко, независимо от их износа. Не следует допускать износа кронштейнов более 3—4 мм, а сережек — более 1—1,5 мм, так как при этом возможна поломка ушка кронштейнов. Эта мера сберегает кронштейны и сережки и кроме того приподнимает немного рессору, тем самым предохраняя ее от поломки около ушка (см. статью проф. Чудакова в № 13 «За рулем»). Я проделал это в начале марта этого года и только в середине августа заметил осадку ушек рессоры исключительно из-за износа планок. Указанная работа легко выполнима в гаражных условиях с максимальной затратой 4—5 часов.Кронштейн корллальный •изношенный24