16
17
18
19
20
ИнжИ . ДЮМУЛЕНОБЗОРНОВЕЙШИХАВТОМОБИЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В САСШСТАТЬЯ Ходовая часть Ходовая часть автомобиля состоит: 1) нз рамы автомобиля, 2) рессор и их креплений, 3) передней и задней осей, 4) колес, 5) шин и 6) вспомогательных приборов, амортизаторов, стабилизаторов и т. д. Рама автомобиля за последние годы получила существенные изменения. Для понижения общей высоты автомобиля лонжеронам рамы дан двойной изгиб в вертикальной плоскости (рис. 1), благодаря чему двигатель автомобиля остается на прежнем расстоянии от земли, а кузов понижается. Понижение креплений двигателя невозможно вследствие уменьшения расстояния от картера до земли, а следовательно, и возможности пробития его при осадке рессор. Изгиб в задней части рамы предусматривает возможность достаточного колебания заднего моста при движении по неровной дороге. В горизонтальной плоскости лонжероны часто не изгибаются и ставятся с сужением к передней части для возможности поворота передних коле сна достаточный угол. Для придания раме большей жесткости вместо обычных поперечин применяются Х-образные поперечины, расположенные примерно посредине длины рамы. Для пропуска карданного вала оставляется соответствующая шахта. Укрепление передней части рамы производится А-образной поперечиной, не связанной с траверсой для крепления двигателя, а проходящей под ней. На рис. 1 представлена рама такой конструкции автомобиля Оберн. На некоторых моделях применяются рамы, лонжероны которых имеют изгиб ив горизонтальной плоскости. На рис. 2 представлена рама автомобиля Форд, модель «40», с лонжеронами изогнутыми ив вертикальной плоскости ив горизонтальной. Изгиб лонжеронов в горизонтальной плоскости преследует ту цель, чтобы дать раме ширину, равную ширине кузова, благодаря чему подножку можно привернуть к лонжерону, не опуская ее еще ниже, обходясь без брызговиков. Пример такой конструкции показан на рис. 3,* См. «За рулем», №№ 20, 21, 22.4"где видно, что кузов подходит прямо к подножке, и часть лонжерона при этом служит брызговиком. Благодаря применению рам указанных конструкций удалось довести общую высоту автомобиля с закрытым кузовом до 1 600 мм (Хадсон, Эссекс). В среднем общую высоту современного американского автомобиля следует считать около 1 650—1 700 мм. Благодаря Х-образным крестовинам современные рамы значительно прочнее и жестче, вследствие чего кузов меньше деформируется, не скрипит и не шумит. Ширина полки лонжерона колеблется от 44 до 76 мм, высота от 127 до 200 мм и толщина стенки от 3 до 4,5 мм. Сечение лонжерона в тех случаях, когда он является продолжением кузова, применяется не с прямолинейной стенкой, а с выпуклой, как это изображено на рис. 1 и 2.Рис. 2. Рама автомобиля Форд модель „40" с лонжеронами, изогнутыми в горизонтальной и вертикальной плоскости Рессоры. Передние рессоры в подавляющем большинстве применяются прямые полуэллиптические, за исключением двух моделей Форд и двух моделей Континенталь, где употребляются поперечные рессоры. Длина рессор колеблется от 790 до 1 080 мм, в зависимости от типа автомобиля. Листы применяются шириной от 38 до 63 мм в количестве от 5 до 14 штук. Задние рессоры почти у всех моделей прямые полуэллиптические, за исключением двух моделей Форд с поперечными рессорами и двух моделей Континенталь с двойными полукантилеверными рессорами. Длина рессор колеблется от 1 350 до 1 550 мм, ширина листов от 38 до 63 мм, количество листов 5—12 штук. Совершенно непонятным исключением является одна модель Франклин, монтированная на полных эллиптических рессорах, в то время как другие модели той жеРис. 1. Рама автомооплей Оберн с Х-образными н А-образнымн поперечинами16 .-"..'•.:•••-••.,.• • • „ • ;Рис. 3. Автомобиль „Олдсмобиль", модель 1933 г.'.jмарки имеют прямые полуэллиптические рессоры. Передача толкающих и скручивающих усилий производится рессорами у 56 моделей (79 проц.), у остальных же 15 моделей (21 проц.) для этой цели применяются толкающие трубы, внутри которых проходит карданный вал и передний конец которых имеет шаровое соединение с картером коробки передач. К последней группе относятся такие марки, как Бюик, Кадилляк, Линкольн, Форд, Шевроле и др. Для улучшения смазки листов рессоры последняя помещается в металлический кожух, предохраняющий ее кроме того от загрязнения. Стальной кожух получается путем обматывания рессоры полосовой сталью. Для понижения высоты автомобиля у большинства моделей рессоры крепятся не над осями, а под ними, как это изображено на рис. 1. Крепление рессор в раме производится или на сережках или на резиновых буферах, причем буфера применяются для шарнирного конца рессоры, а сережки для подвижного конца. Сережки по своей конструкции могут быть разбиты на следующие типы: 1) палец вращается во втулке (37 моделей), 2) палец вращается на конусах (4 модели), 3) палец вращается на шариках (8 моделей), 4) палец и втулки с винтовой нарезкой (8 моделей), 5) палец поворачивается за счет упругости резиновой втулки (8 моделей), так называемый «Сайлент блок». Пример такой подвески, применяемой на автомобилях Грехем, приведен на рис. 4. Для уменьшения явления «шимми» передняя рессора подвешивается не как обычно (передний конец ее крепится на шарнире, а задний насе_ режке), а наоборот, как это изображено на рис. 1, причем со стороны рулевого управления рессора подвешивается более сложным способом, зато позволяющим рессоре удлиняться при сильных ударах не вперед, а назад. Подвеска такого типа применяется на автомобилях Паккард. Передняя ось. Передняя ось автомобиля с введением передних тормозов стала работать не только на изгиб в вертикальной плоскости, но и на изгиб в горизонтальной плоскости и на скручивание. Эти добавочные усилия возникают в момент торможения и доходят до значительной величины. Двутавровое сечение, применяющееся для балки оси, менее всего приспособлено для работы в таких условиях. Поэтому во избежание искривлений оси сечения балки были увеличены. В настоящее время начинает входить в употребление трубчатая передняя ось, отлично работающая в указанных условиях, но несколько сложная в производстве. В 1933 г. 7 моделей Хапмобиль, Додж, Плимут и Франклин имеют трубчатую переднюю ось. Остальные модели применяют еще или двутавровые передние оси или же оси смешанного профиля. Средняя часть оси между рессорами—• двутаврового сечения, а концы — круглого сечения. Задняя ось. Задняя ось осталась в общем без изменения. Главным образом применяется цельная штампованная ось, в некоторых моделях штампованная разъемная. Разъем происходит в двух вертикальных плоскостях. Примером такой конструкции может служить задняя ось автомобили Форд. Расстояние от картера задней оси до земли (клиренс) в новых моделях колеблется от 196 до 222 мм. Колеса и шины. Размер колес на последних моделях значительно уменьшился и диаметр обода доходит до 16". Моделей с колесами в 16" имеется 3 шт., в 17"—-54 шт., в 18 " — 1 0 шт. и в 19" — 4 шт. Колеса применяются с деревянными и проволочными спицами и штампованные. Штампованное колесо со спицами см.. на рис. 3. Последний тип колес начинает применяться всерессореРис. 4. Подвеска на резинеРис. 5. Амортизатор автомобиля Студебеккер с темпера- ш турной регулировкой tg рис. 6. Задняя часть кузова обтекаемой формы больше и больше. Для удобства монтажа покрышек начинают все больше и больше применять обода с глубокой выемкой, хорошо известные у нас по автомобилям Форд. С такими ободами сейчас уже имеется 64 модели, на остальных же моделях обода с пружинным кольцом, по типу Форд-АА. Размер шин становится все больше и больше и колеблется от 5,25" для легких машин до 7,50" для тяжелых машин. Некоторые резиновые фирмы начали выпускать цветные шины под цвет кузовов. Цветной делается только боковая поверхность шины, протектор же оставляется серым. Шины применяются исключительно баллонные с полотном Корд. Амортизаторы. Применяемые в настоящее время амортизаторы относятся к гидравлическому Рис. 7. Движение воздуха внутри кузоватипу. Механические амортизаторы больше не применяются. По роду действия они могут быть двойными, т. е. действующими в обе стороны, и одинарными, действующими в одну сторону. Амортизаторами двойного действия оборудовано 55 моделей (77,5 проц.), на долю же одинарных амортизаторов приходится всего 16 моделей (22,5 проц.). В зависимости от условий дороги действие амортизаторов различно: на плохих дорогах амортизаторы должны быть сильнее, а на хороших слабее. В отношении регулировки применяемые амортизаторы делятся на четыре типа: 1) амортизаторы, не регулируемые на ходу автомобиля; регулировка их возможна только от руки, причем каждого амортизатора отдельно; действие амортизатора в зависимости от дороги не изменяется; 2) амортизаторы с ручной регулировкой; регулировка производится при помощи тросов, приводимых в действие рукояткой, помещенной на переднем щитке автомобиля; такие амортизаторы возможно регулировать на ходу автомобиля, в зависимости от степени неровности дороги; 3) инерционные амортизаторы; регулировка их производится автоматически, в зависимости от толчков, получаемых рамой автомобиля; таким образом амортизатор сам приспосабливается к неровностям дороги; 4) автоматические амортизаторы; регулировка их производится автоматически, в зависимости от температуры жидкости амортизатора, с увеличением-температуры вязкость жидкости уменьшается и амортизатор начинает действовать слабее. Изменение температуры жидкости может произойти от изменения наружной температуры, а также и от работы самого амортизатора. Чтобы сделать действие амортизатора постоянным по величине, применяется регулировка от- Рис. 8. Контрольные приборы. верстия для прохода жидкости, в зависимости от ее температуры. На рис. 5 изображен амортизатор автомобиля Студебеккер с температурной регулировкой. Клапан А под влиянием термостата В поворачивается и перекрывает отверстие для прохода жидкости из одной полости в другую в большей или меньшей степени, чем и изменяется сопротивление амортизатора. Изображенный амортизатор — двойного действия. • Действие амортизатора с инерционной регулировкой основано на следующем принципе. В корпусе амортизатора помещен груз, эксцентрично укрепленный и поддерживаемый пружиной, натяжение которой может регулироваться. При колебаниях рамы груз тоже начинает поворачиваться вокруг своей оси и открывает больше или меньше клапан для прохода жидкости, чем изменяется сопротивление амортизатора. Амортизаторы такой конструкции применяются на автомобилях Бюик, Кадилляк и др. По моделям амортизаторы распределяются следующим образом. Амортизаторами с инерционной регулировкой оборудовано 8 моделей (11,3 проц.), амортизаторами с тепловой регулировкой снабжено 17 моделей (24 проц.) Ручная регулировка с переднего щитка имеется у8 моделей (11,3 проц.) и, наконец, на 38 моделях стоят амортизаторы без возможностей регулировки на ходу автомобиля. Таким образом амортизаторами с возможностью регулировки оборудовано 33 модели (46,6 проц.). Стабилизаторы, т. е. приспособления, превращающие угловые колебания кузова в колебания параллельные его вертикальной оси, начинают только входить в употребление. Таким стабилизатором оборудованы 8-цилиндровые модели Хапмобиль. Кузова и оборудование автомобилей Небьющиеся стекла, появившиеся несколько лет назад, сейчас уже являются стандартным оборудованием современного автомобиля. Небьющееся переднее стекло монтировано на 66 моделях (93 проц.), и только 5. моделей (Эссекс, Хадсон и Виллис и др.) ставят эти стекла за отдельную плату. Небьющиеся стекла для всех окон применяют только 25 моделей (35,2 проц.) — это Паккард, Линкольн, Кадилляк, Пирс-Арроу, Студебеккер и др. Открытые кузова постепенно выходят из употребления, и в 1933 г. они были только на 25 моделях (35,2 проц.), остальные же модели не только не оборудуются ими, но они не значатся даже в спецификациях. Большинство кузовов позволяет передвигать переднее сиденье для удобства посадки водителя на 50—100 мм, точно так же регулируется и уголнаклона рулевой колонки и позволяет приближать или удалять рулевое колесо от сиденья на 50—130 мм. Наружные очертания кузовов получают все более и более обтекаемую форму как спереди, так и сзади, как это изображено на рис. 3 и 6. Для того чтобы уменьшить возможность поддувания воздуха под крылья, передние крылья загибаются спереди очень низко и имеют боковины. Точно так же устроены и задние крылья (рис. 3 и 6). Большое внимание обращено на вентиляцию закрытых кузовов. С этой целью в передней части кузова устраивается клапан Д (рис. 7), открывающийся против хода автомобиля. При помощи этого клапана очень хорошо вентилируется нижняя часть отделения водителя. Для того чтобы провентилировать верхнюю часть ив особенности заднее отделение, стенки боковых окон делаются из двух частей. Одна часть, обозначенная на рис. 7 цифрой 1, может опускаться и подниматься обычным образом, вторая часть, обозначенная цифрой 2, может при помощи рукоятки 3 только поворачиваться вокруг вертикальной оси. При повернутом стекле 2 воздух начинает проникать в кузов и, совершая там круговорот, выходит из него. Картина движения воздуха внутри кузова представлена на рис. 7. Такое устройство стекол окончательно освободило закрытые кузова от их довольно существенного недостатка — духоты в летнее время, оставляя все их преимущества. Закрытые кузова начинают понемногу радиофицироваться. Антенну и всю проводку для установки радиоприемника имеют 44 модели (62 проц.), стоимость которых уже включена в цену автомобиля. Остальные модели радиофицируют свои кузова за отдельную цену. Стоимость самого радиоприемника колеблется от 30 до 70 долл., в зависимости от его мощности. Отопление кузовов не предусматривается ни на одной модели ив стандартное оборудование не входит, но может быть установлено за отдельную плату. Замки-выключатели зажигания имеются на всех моделях. Большинство моделей имеет замки, выключающие только зажигание, но некоторыми фирмами применяются комбинированные замки. Замок, выключающий зажигание и запирающий руль, установлен на 15 моделях (21,1 проц.), замок, выключающий зажигание и запирающий рукоятку коробки передач, установлен на 7 моделях (9,9 проц.).:. 9. Звено амортизатора19 Указатели уровня бензина применяются двух типов — электрические и гидравлические. Электрическими указателями оборудовано 42 модели (69 проц.), гидравлическими — 29 моделей (31 проц.). Термометры, указывающие температуру воды в радиаторе, входят в стандартное оборудование всех моделей, за исключением двух моделей Форд, Плимут и Виллис. Для удобства наблюдения все приборы располагаются на одном общем щитке, а в некоторых случаях даже совмещаются в одном приборе (рис. 8). Большая стрелка показывает скорость движения автомобиля; внутри шкалы спидометра справа и слева помещены указатели температуры воды и количества бензина, наверху и внизу — амперметр и указатель давления масла, а в середине — счетчик пройденного расстояния. Часы входят в оборудование только наиболее дорогих марок и установлены на 24 моделях. Все описанные выше модели относятся к различным маркам, часть которых объединена в концерны, а часть самостоятельна. Число марок, а вместе с тем и заводов сокращается с каждым годом ив настоящее время достигает 32. Наиболее крупным концерном является Дженерал Мототорс Корпорейшен. На первом месте по выпуску стоит Шевроле, на втором Форд, на третьем Плимут. Все они относятся к классу дешевых автомобилей. На шестом месте стоит уже автомобиль тяжелого типа марки Бюик, наиболее популярный среди машин своего класса.ЗаключениеВ заключение остается сказать, что конструкция автомобиля за последние годы несомненно улучшилась. Автомобиль стал мощнее, экономичнее и менее подвержен поломкам и неполадкам. Механизмы шасси стали прочнее и долговечнее и сам автомобиль комфортабельнее. Из приведенного обзора можно сделать ряд выводов и для СССР. Многие из перечисленных механизмов и усовершенствований следовало бы ввести у нас, на наших легковых и грузовых автомобилях. Крепление упорного треугольника передней оси автомобилей ГАЗ-А, АА и AAA следовало бы перенести с картера маховика на раму, что спасло бы картер от поломки, как это и сделано на новыхмоделях Форд. Само крепление следовало бы монтировать на резине вместо металлических вкладышей, что значительно удлинило бы срок службы крепления и не требовало бы ухода. Сережки рессор тоже необходимо изменить и вместо втулок, требующих смазки и периодической смены, поставить резину, не нуждающуюся ни в смазке, ни в смене. Соединительные звенья амортизаторов, постоянно срабатывающиеся и теряющиеся, тоже мсжно заменить звеньями более новой конструкции, изображенной на рис. 9. На легковых машинах, несомненно, надо увеличить размер шин и вместо 28X4,75 монтировать 29Х5,25,| что уменьшило бы износ и предохранило шасси от растрясывания. Двигатель модели А" следовало бы заменить более современным и усовершенствованным двигателем модели В, имеющим кроме того и большую мощность, что особенно важно для грузоЕых машин. Введение синхронизатора в коробку передач как легковых, так и грузовых автомобилей значительно увеличит срок службы шестерен, даже при меньшей квалификации водителя. Установка сервомеханизма для выключения сцепления облегчит работу водителя, в особенности на автобусах. То же самое можно сказать и об установке вакуума Бустера в тормозную систему грузовых автомобилей. Автоматизация рабочего процесса двигателя, несомненно, увеличит срок службы последнего, а установка охладителя масла предотвратит во многих случаях плавление подшипников. Целый ряд других усовершенствований может быть с успехом применен на наших машинах, что увеличит их надежность, срок службы и эксно мичность. Все мероприятия" такого рода не требуют коренных преобразований и могут быть выполнены существующим на заводах оборудованием. Все, что сделано нового в этой области, испытано на практике и дало хорошие результаты, и нет никаких оснований отказываться от улучшения конструкции наших машин. С незначительными преобразованиями из наших моделей можно легко получить модели 1934 г., не уступающие заграничным образцам. Инж. И. Дюмуленячеек . Автодора, автодорожных предприятий, учебных заведений и книготоргующих организацийВышли из печати следующие книги библиотеки „За рулем"Вып. 7—8. Г ильдебрандиВага — Англо-русский и русско-английский автомобильный словарь. Ц ена — 1 р. Вып. 9—10. инж. А. С траментови Е. М еркулов —Строительство усовершенствованных мостовых. Ц ена — 1 р. Вып. 11—12. инж. В. Н екрасов — Снегоочистка на дорогах и улицах. Ц ена — 1 р. В ближайшее время выйдет из печати книга проф. Е. Ч удаковаи инженеров Г. 3 имилеваи Н. Л юде — Автомобили ГАЗ. Устройство, уход и ремонт. В книге 12 печ. листов и 207 рисунков и чертежей. Заказы и деньги направлятьвадрес : Москва, б, Страстной бульвар, 11, Ж ургазобъединение , массово-тиражный сектор. ЖурнальноЗаказы иыполняются только по получении денег. газетное объединение Книготоргующим организациям скидка.