12
13
СОВЕТСКИЕ АВТОМОБИЛИНА ЕСТЕСТВЕННОМ НЕФТЯНОМ ГАЗЕуглеводородов парафинного ряда, в состав которого входят метан, этан, пропан, бутан, иетан и другие более тяжелые углеводороды. Все эти части естественного газа могут гореть и при известной температуре и давлении переходят в жидкое состояние. Опыты, произведенные лабораторией института с автомобильным двигателем АМО-3, показали, что на пропане и бутане можно получить мощность более высокую, чем дает бензин, так как их теплотворная способность выше бензина. Остается добавить, что эти газы, будучи тяжелее воздуха приблизительно в полтора раза, не подымаются наверх, а стелются по земле, чем устраняется опасность отравления. Установленные лабораторным путем свойства газа: 1) способность к горению с развитием высокой мощности, 2) свойство легко превращаться в жидкое состояние, 3) низкая воспламеняемость в обычных условиях, 4) дешевизна газа как отхода производства (6 р. 50 к. тонна газа против 26 р. 50 ас. за тонну бензина) выдвигают его в качестве нового горючего, источники которого огромны. Северокавказский крайком партии, крайисполком, а также крайавтодор тотчат же оценили огромное значение работы лаборатории Ростовского института транспорта. При активном содействии руководящих краевых органов и автодоровской общественности были изготовлены сконструированные проф. Петровским несложные устройства для питания газом двигателя, и в конце октября из Ростова на Ленинград двинулись-в пробег пять полуторатонных фордов, в числе которых два были оборудованы приспособлениями проф. Петровского для работы мотора на пропане и бутане. Что выявил пробег? Все пять машин после 56 час. рабочего времени пробега успешно прибыли в Москву, причем, как свидетельствует дневник пробега, две машины, работавшие на газе, не только не получили ни одного штрафа за поведение, но ветПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ ПРОБЕГА РОСТОВ—ЛЕНИНГРАДНедавно сделано новое крупнейшее завоевание, открывающее широкие возможности для газификации автотранспорта. Мы имеем в виду блестящий пробег нескольких автомашин на естественном нефтяном газе по маршруту Ростов—Ленинград, проведенный под руководством профессора Ростовского института инженеров транспорта Н. В. Петровского. Экономическое значение этой проблемы в СССР очень велико. Достаточно сказать, что использование газов на базе производственной программы нашей металлургической промышленности уже в текущем году дало бы стране не менее 6,5 млн. тонн условного топлива. Если из этого • количества использовать только 85 проц., то можно считать, что металлургические заводы выбрасывают буквально на ветер 910 тыс. тонн условного топлива в год. В переводе на стоимость топлива это составляет не менее 3S млн. руб. и устраняет излишние транспортные перевозки твердого и жидкого топлива в количестве 5 700 вагонов в год. Подсчеты, произведенные Главтопом и Севкавпланом, показывают, что в текущем году естественного газа только по одной Грознефти не использовано в количестве около 500 тыс. тонн условного топлива. 3 лаборатории Ростовского института В настоящее время естественный нефтяной газ ка промыслах Грознефти свободно уходит в воздух. Газом не только не пользуются, но им и не интересуются, и в институтах и лабораториях Грознефти не знают даже его химического состава. Проблему использования естественного нефтяного газа изучал Ростовский институт инженеров транспорта, исходя из положения, что если можно ездить на светильном газе, на генераторном газе, то с неменьшим успехом можно ездить на газах нефтяных и газах доменных и коксовых печей. Естественный нефтяной газ наших нефтеносных районов представляет собой соединениеМашины автопробега Ростов — Ленинград, работающие на естественном нефтяном газе, прибыли в Москву. На 16-м километре Серпуховского шэссе Центральным советом Автодора была организована торжественная встреча. На снимке — учас гники автопробега с работниками Ц Автодора на С 16-м километре от Москвы. Шото Союзфото (Чернова) ли себя намного лучше, чем остальные три машины, работавшие на бензине. По заявлению участников пробега задержки в пути происходили чаще с обычными машинами, работавшими на бензине. Один из участников пробега, т. Шорн, проведший на этих машинах около 12 часов, рассказывал, что его особенно поразило то, что в отличие от других автомашин, работающих на бензине, машины на газе не чихали, они катились по шоссе бесшумно, спокойно и ровно. Пробегом установлено и доказано пять основных полоЖ'Ший: 1) нефтяной газ полностью пригоден для питания двигателя легкого типа взамен бе!|вина; 2) перевод автомашины на газ не требует переоборудования механизма машины и совершается при посредстве простейшего приспособления; 3) транспорт и хранение газа возможны в самых примитивных баллонах; 4) стоимость газа на 50 проц. дешевле бензина; 5) автомашины на газу работают более спокойно, чем на бензине. Карбюратор в одной опытной машине был оставлен лишь для того, чтобы в пути пробега испытать скорость перехода с одного вида топлива на другой (с газа на бензин и обратно), другие машины вовсе не имели карбюратора.Схема питания двигателя газсмПитание двигателя .сжатым и ожиженньш газом осуществлялось при помощи довольно примитивного устройства. Из баллона сжатый и сжиженный газ под давлением 15 атмосфер, поступает в газовую сеть и идет оттуда на кран. Перед краном установлен манометр. Отсюда газ направляется в подогреватель. Через внутреннюю трубу подогревателя проходит вода, а по внешней трубе идет газ. Газ по трубке направляется в резервуар, доходящий до дна, где он (газ) накопляется. Затем газ выходит из резервуара через верхнюю трубку (чем обеспечивается мотор от присутствия конденсата в рабочей смеси). Из баллона (1') с сжатым и ожиженньш газом, (последний (под давлением 15 атмосфер поступает в газовую сеть, в которой установлен манометр (2) и вентиль '(3), оттуда газ направляется в подогреватель J(4), через внутреннюю трубку которого из системы охлаждения мотора проходит теплая вода. Далее газ подводится в резервуар |(рессивер) (5), где осаждаются жидкие частицы. По рее-сиверу газ выходит по установленной в верхней части трубке, чем обеспечивается отсутствие конденсата в рабочей смеси. Пройдя рессивер, газ через регулирующий кран i(6), (установленный на рулевой колонке) и второй кран {7) (обратный клапан), связанный с педалью акселератора, подводится к кольцевому каналу дифузора карбюратора (Ш), оттуда через отверстия, просверленные тагенциально к окружности проходного сечения дифузора, обеспечивающие хорошее перемешивание газа с воздухом, газ всасывается в трубу мотора (12). Труба представляет собой маленькую сверловку в корпусе клапана (7), которая, пропуская немного газа, позволяет работать на малых оборотах при холостом ходе и закрытом клапане (7).Схема установки баллона с жидким газом. 1—Баллон с жидким газом. 2—Манометр. 3—Вентиль. 4—Подогреватель. 5—Рессивер. 6—Клапан для регулировки. 7—Клапан соединений с акселератором. 8—Калиброванный отвод для холостого хода. 9—Газовый канал вокруг дифузора. 10—Отверстие для подвода газа. II—Карбюратор. 12—Всасывающая труба мотора. 13—Мотор. 14—Радиатор Такова довольно несложная конструкция установки для питания газом мотора обычной автомашины. Снимите это приепоссОление, и автомашина опять возвращается к своему обычному режиму работы на бензине. В этой простоте, непритязательности, портативности ~w дешевизне приспособления, а главное, в принципе ее, не требующем при применении конструктивны'Х изменений в машине, — огромнейшая ценность его. Наблюдения в пути пробега показали. что расход газа не выше расхода бензина, динамические качества не изменились (разгон быстрый), пуск машины легкий, предварительный запуск на бензине не требуется. наоборот, установлено, что при запуске на одном газе затрачивается меньше времени, чем на бензине. Необходимо отметить, что для хранения газа были попользованы баллоны обычных противопожарных огнетушителей. Вопрос о баллоне и вообще о транспорте газа это сейчас наиболее сложный вопрос. Транспортировать ли газ в баллонах или подавать его в места потребления путем системы трубопроводов, — это требует изучения. Следует лишь отметить, что каждый очаг выхода газов мол<ет через систему трубопроводов обслужить район в радиусе 500 км. Принимая во внимание, что. томимо нефтепромыслов, коксовых и доменных печей, неистощимыми источниками получения естественного газа для питания двигателей может служить также торф, естественная база для добычи газа является почти повсеместной, и отсюда значение проблемы перевода различных видов транспорта и тракторной тяги на газозое питание исключительно.