22
23
24
25
ПРОСТЕЙШИЕ СПОСОБЫ РЕМОНТА ПОРШНЯ И ПОРШНЕВОГО ПАЛЬЦАПредложение рабочих Чапаевского зерносовхоза На складах наших ремонтных мастерских валяются груды изношенных тракторных частей. В том виде, в котором они сняты с тракторов, они уже дальше непригодны для работы и могут быть использованы только как материал для литья. Между тем после восстановления эти' части могут служить еще некоторое время. В Чапаевском зерносовхозе сконструировали ряд приспособлений, которые позволяют восстанавливать изношенные поршневые пальцы, использовать поршни с разработанными отверстиями в приливах и втулки верхних головок шатунов. Восстановление изношенных поршневых пальцев может быть' произведено путем раздачи. Для раздачи поршневой палец помещается внутрь матрицы Б (рис. 1), которая устанавливается на подставке Д. Внутрь матрицы помещают палец Ви вставляют в него узкий конец пуансона Г. Предварительно палец нагревают до температуры 600°. Тотчас же после нагрева, без промедления, производят его раздачу путем протяжки внутри пальца пуансона Г. Протяжка осуществляется с помощью ручного молотка, которым наносят удары по пуансону. Вследствие протяжки поршневой палец может быть увеличен в своем диаметре до 0,3 мм. Расширенный палец укрепляется с помощью двух конусов на центрах токарного станка и подвергается наружной обточке. При значительРис. 2. Обработка втулки верхней головки шатуна шарошкой ном износе поршневого пальца, а также при снимании во время обточки слоя материала более 0,2 мм необходимо поршневой палец проверить на твердость. Дело в том, что вследствие износа и проточки у поршневого пальца сильно уменьшается наружный и цементированный слой. Следовательно, прочность пальца значительно уменьшается. Обыкновенно испытание на твердость производится по способу Бринелля. Однако наши мастерские не все могут прибегать к этому способу, так как в большинстве из них нет приборов Бринелля. В Чапаевском зерносовхозе, не имея этого прибора, производили испытания пальцев путем* их пробы под молотом. Поршневой палец, имеющий достаточно толстый цементированный слой, при ударе по нему кувалдой, раскалывается вдоль на две половины или дает две продольных трещины с разных сторон. Поршневые же пальцы, у которых нарушен цементированный; слой, раскалываются на несколько кусков или дают несколько трещин, идущих в разных направлениях. При обновлении целой партии поршневых пальцев можно пожертвовать одним пальцем для того, чтобы убедиться в сохранности цементированного слоя. Если результаты испы-Рис. 1. Раздача поршневого пальца Рис. 3. Обработка приливов поршня с помощью шарошки тания пальца окажутся отрицательными, нужно произвести цементацию. Цементация пальцев производится следующим путем. В металлический ящик, имеющий крыш-ку, насыпается смесь древесного угля с роговым порошком, слоем в 30 мм. На этот слой укладывается ряд пальцев на расстоянии 25 мм друг от друга. Палоцы засыпаются сверху слоем цементирующего состава, после чего укладывается новый ряд пальцев. Считается допустимым, чтобы в одном ряду было не более 9 пальцев, а всего было 4 ряда. После того как ящик наполнен, его закрывают крышкой, а крышку смазывают глиной. Для цементирования коробку с пальцами помещают в муфельную печь. Вполне положительные результаты цементации получаются в том случае, когда нагретые до 800° пальцы в ящике подвергаются медленному охлаждению. Способ испытания отдементированных пальцев тот же, что и способ цементации до испытания. После цементации полезно произвести шлифовку поршневых пальцев на специальном шлифовальном станке или с помощью наждачной бумаги. Для того чтобы произвести подгонку пальцев к поршням ик втулкам головок шатунов пользуются специальными шарошками. С' помощью шарошек простругивают втулки головокшатунов и отверстия в приливах поршней. Рис. 2 и3 иллюстрируют пользование шарошками. Примечание редакции: Отверстия в поршне и головке шатуна легче и точнее развернуть при помощи развертки с регулируемым диаметром.ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯГРЕЛКАДЛЯРАДИАТОРАбензин, потраченный на подогрев мотора, то получится большое количество его, израсходованное непроизводительно.. х одогрев ЕСДЫ можно производить электричеством. Для этого надо взять кусок мрамора или фарфора, намотать на него некиленовую проволоку длиной от 3 до 5ми толщиной от 0,2 до 0,5 мм. Концы такой спирали нужно присоединить шнурс.м к штепселю электрического освещения. Такую грелку вставляют через коробку радиатора в воду так, чтобы она не касалась металла, ц вода в радиаторе будет всегда горячая. Двигатель не нужно будет подогревать и он всегда! будет готов к ~ыезду. На заводе для новых машин такую грелку можно поставить внутрь радиатора, а наружу выпустить штепсель.Предложение шофера И. Чечеткина (Киев) Пожарные автомобили требуют быстрого выезда из гаража в любое время дня и ночи. Для того чтобы двигатель быстро завелся и сразу же хорошо начал работать, приходится в холодное время заводить его и подогревать. За 12-часовое дежурство приходится заводить двигатель от 3 до 6 раз, в зависимости от температуры. Заводку производят на богатой смеси, которая не вполне сгорает. Бензин, попадая на холодные поршни и стенки цилиндра, обмывает смазку и попадает в картер, разжижая масло. Такая частая заводка двигателя плохо отражается на нем, отравляет воздух в гараже и непроизводительно расходует бензин. В особенности плохо работают холодные моторы АМО Ф-15, которые приходится заводить даже в самых теплых районах Союза. Если сосчитать весьИСПРАВЛЕНИЕ ЗАДРАННЫХ СТЕНОК ЦИЛИНДРОВПредложение шофера Чумаченко, (Павловский зерносовхоз, Северо-кавказский край) Для исправления задранных стенок цилиндров мы применяем несложный ремонт. Царапины на стенках цилиндров тщательно очищаются и облуживаются оловом с помощью обычного паяльника, после чего заливаются баббитом. По охлаждении баббита залитые места тщательно подшабриваются, и ремонт окончен. Если указанную работу выполнить хорошо ив дальнейшем не перегревать двигатель, то баббит держится долгое время.ЗАЩИТА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЯ АМ0-3ОТ ВОДЫПредложение шофера т. Куницина (Краснодар, з-д Кубаноль) При движении автомобиля во время дождя или при переезде бродов, вода попадает через радиатор на корпус распределителя, вследствие чего начинаются перебои в зажигании. Тов. Куницын рекомендует следующий способ защиты распределителя. Отрезается кусок камеры дли- . ной 45—50 см и надевается поверх проводов на корпус распределителя, второй конец камеры обвязывается вокруг железной трубки с проводами. Благодаря этому вода стекает по камере , и не попадает на распределитель. ' Уд АЛЕНИЕ ЭЛЛИПСАЕ ЕЕНЧДТОГ0,007 дюйма). При этом надо категорически запретить выводку эллипса с помощью наждачной бумаги, так как этот способ не обеспечивает желаемых результатов. Вообще же говоря, весьма целесообразно вовсе отказаться от выводки эллипсов с шеек коленчатых валов путем шлифовки как самостоятельного способа. Наиболее положительные результаты дает выводка эллипсов с шеек коленчатых валов путем проточки. При остром недостатке кадров ремонтных рабочих и оборудования для гаражных мастерских и мастерских МТС ремонт автомобилей и тракторов в ряде случаев оказывается чрезвычайно сложным. По прошествии определенного срока шейки коленчатых валов тракторов а автомобилей изнашиваются. Износ шеек происходит не ровно по всей поверхности, а в форме эллипса. Для выводки эллипса требуется снять материал с поверхности шейки, т. е. удалить лишний слой. Некоторые мастерские, располагая шлифовальными приборами фирмы Келенбергер, успешно производят шлифовальные работы по съемке эллипсов с шеек коленчатых валов. Коленчатый вал, предназначенный для шлифовки, устанавливается в центре токарного станка. Прибор снабженный электрическим мотором, становится ка место снятой верхней части супо-рта. Вращающийся коленчатый вал прошлифовывается одновременно вращающимися шлифовальными камнями. Этот способ шлифовки коленчатых валов по существу является лучшим способом ремонта, так как получается точность, равная 0,001 дюйма. ' Однако высокая стоимость такого прибора и сложность его установки делают этот способ ремонта почти неприменимым. В пашей ремонтной практике известен, другой способ шлифовки шеек коленчатых валов с помощью двух соединенных колодок, обитых наждачной шкуркой. Коленчатый вал, шлифуемый по этому способу, также укрепляется в токарном станке. Шейка вала охватывается колодками, благодаря чему во время вращения вала материал снимается с шейки. Несмотря на видимую простоту этого способа шлифовка шеек коленчатого вала с помощью двух колодок оказывается весьма сложной в том смысле, что эллипс удается вывести лишь с точностью до 0,005 дюйма. Третий способ шлифовки—это шлифовка с помощью лепты наждачной бумаги. Коленчатый вал при применении данного способа укрепляется в тисках, шлифуемая шейка обертывается бумагой. Рабочий, производящий шлифовку, тянет попеременно то за один, то за другой конец шкурки. Благодаря этому способу удается вывести небольшие царапины и задиры с шейки вала, но отнюдь не уменьшить эллипс. Таким образом мы приходим к следующему выводу: применение шлифовки для выводки эллипсов с шейки коленчатых валов может быть допущено лишь с помощью шлифовального при-бора Келепбергера (если эллипс не превышает 0,01 дюйма) и с помощью прибора, состоящего из двух колодок (если эллипс не превышаетРис. 2. Приспособление конструкции Тищенко У 'нас в Союзе в ремонтных мастерских широко распространен прибор АММКО для проточки шеек коленчатых валов (рис. 1). С помощью этого прибора проточка производится вручную. Коленчатый вал укрепляется на коренных подшипниках блока мотора. На шейку, предназначенную для проточки, одевается головка прибора. Прибор имеет резец, устанавливаемый па определенную глубину стружки с помощью специального микроскопического винта. После того как прибор одет на шейку вала, резец устанавливается па определенную глубину стружки и закрепляется в этом положении с помощью стопорного винта. Рабочий, производящий проточку, вращает коленчатый вал за пусковую рукоятку. Второй рабочий удерживает прибор в определенном положении. После того как шейка коленчатого вала проточена начерно, производят вторичную установку резца для чистовой проточки. По данным опытного завода ВИММЭ с помощью прибора АММКО можно спять эллипс с точностью до 0,001 дюйма. Однако, как пока- • зала практика, эта работа может быть выполнена с точностью до 0,002 дюйма. К сожалению^ с памощью этого прибора выводка эллипса с коронных шеек коленчатого вала является чрезвычайно затруднительной, так как сам вал очень трудно укрепить. Коленчатые валы больших тракторов (СТЗ, ЧТЗ и автомобилей (Бюсипг) не подходят под габариты токарных станков, которыми обыкно-Рис. 1. Прибор „АММКО" венпо снабжаются наши ремонтные мастерские. ятку. Такого же типа прибор может быть прнДа и сами приборы АММКО зачастую не соот• менен для проточки коренных шеек. В отношении! ветствуют размерам шеек коленчатых валов мощточности выводки эллипса прибор т. Тищенко, ных тракторов и автомобилей, например ЧТЗ. как ""показали опыты, не уступает приборамВот почему для проточки коренных шеек коАММКО. Недостаток способа восстановления шеек коленчатого вала целесообразно пользоваться приспособлением, обыкновенно применяющимся у ленчатых валсв путем проточки заключается внас для укрепления вала на время ручной шлинеобходимости производить вслед за проточкой. фовки. Это приспособление состоит из металшлифовку. Как бы хорошо ни был заточен резец лический подставки, привертываемой к полу. и как бы внимательно ни производилась проВ подставку укрепляется один конец коленчатого точка, все-таки на шейке вала останутся риски.. вала, второй же конец зажимается в паралДля вывода этих рисок и следует производить лельные слесарные тиски. Таким образом кореншлифовку, применяя шлифовальное приспособленые шейки коленчатого вала могут быть протоние, состоящее из двух колодок. чены с помощью того же прибора АММКО. В заключение о ремонте коленчатых валовЧто же касается проточки шатунных шеек надо сказать следующее: по техническим требобольших коленчатых валов, например, от тракваниям заводов максимальный слой материала, тора ЧТЗ, то здесь можно рекомендовать проснимается с шейки вала, не должен превышать стой прибор оригинальной конструкции, предло0,75 мм на каждый дюйм: диаметра шейки вала.. женный токарем Тишенко (Богучарский зерносов- В нашей же практике эту норму значительно пресовхоз). Этот прибор (рис. 2) состоит из шавышают. Так, например, известны случаи,' когда. туна А, соединенного с поршнем В посредством с шейки коленчатых валов тракторов СТЗ снипоршневого пальца Г. Поршень устанавливается мают по 7 мм (Горьковская МТМ). в цилиндр мотора трактора, к шатуну привертыПравда, преувеличенные заводские нормы мовается крышка 0с помощью болтов 3. Эта гут быть несколько повышены (до 1 мм на крышка имеет прилив Ис резцом Е, снабженным дюйм), но ни в коем случае нельзя допускать головкой Ж. После того как установлен прибор, сточки материала с шеек по 7и более миллирезец Е закрепляют в определенном положении метров. i и вращают коленчатый вал за пусковую рукоГ. Демин ПРИБОР ДЛЯ НАКАТКИ ПОРШНЕВЫХ КОЛЕЦПредложение т. Драненко (Богучарский зерносовхоз) От длительной работы поршневые кольца не только изнашиваются, по и теряют упругость. Очень часто потеря упругости происходит значительно раньше, чем износ поршневого кольца. Поэтому целесообразно восстанавливать упругость поршневых колец, которые при частичном износе перестали пружинить. Токарь Богучарского зерносовхоза т. Драненко сконструировал прибор, с помощью которого можно накатывать ослабевшие поршневые кольца. Этот прибор (см. рисунок) состоит из двух планок О, соединенных между собой валиками Би В. Планки О укрепляются в подставки Ж. На валик Б одевается с одной стороны ручка Еи шарошка Г. Шарошка представляет собой диск с нанесенными на поверхность рисками. Валик В имеет отверстие 3, в которое вставляется металлический стерженек, с помощью которого валик В можно поворачивать и устанавливать в требуемое положение. С правой стороны валика В (по рисунку) имеется диск, укрепленный неподвижно на валике. Диск А насажен на валик эксцентрично. Вследствие этого расстояние между дисками АиГ может быть уменьшено или увеличено. Перед накаткой в приборе укрепляют поршневое кольцо Д. Поршневое кольцо зажимают путем повертывания валика В, вследствие чего ЧИТАЙТЕдиск А приближается к диску Г. В процессе накатки диск Г вращается с помощью валика Б, на который насажена рукоятка Е. Накатка занимает несколько минут. Как показали опыты, накатанные поршневые кольца могут служить еще несколько сот часов, пока не будут изношены.И РАСПРОСТРАНЯЙТЕЖУРНАЛ „ЗА РУЛЕМ", БИБЛИОТЕКУ „ЗА РУЛЕМ" И БЮЛЛЕТЕНЬ„АВТОДОР"Конкурс на лучшего общественного „За рулем", стр. 29. распространителя напечатан в № 1