13
14
Инж.Н. МЕНГЕЛКАК КОЛХОЗУ, СОВХОЗУ и МТСПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ И СОДЕРЖАТЬ СВОИ ДОРОГИЛиквидация бездорожья в Советском союзе должна быть осуществлена в течение ближайших лет. Этого требует соцдоговор на ликвидацию бездорожья, заключенный в Чувашии, об этом же говорит и решение IV сессии ВЦИК. Автодоровская общественность должна уделять исключительное внимание вопросам постройки дорог и правильного их содержания, в первую очередь по сети сельских дорог и дорог специального назначения (подъездные, внутриколхозные и др.). ЦС Автодора поставил перед своими организациями задачу: в 1934 г. не только активно участвовать в мобилизации трудового населения на дорожные работы, но и непосредственно, своими силами, строить и ремонтировать дороги и мосты, а также постоянно наблюдать за содержанием отдельных участков. $ В помощь автодоровскому коллективу в колхозе, совхозе и МТС редакция с этого номера журнала начинает печатание серии статей т. Менгел на тему о том, как правильно построить и содержать грунтовую дорогу. Серия статей т. Менгел даст автодоровцам основные понятия о дорогах (составные части дороги, их назначение и предъявляемые к ним требования), основные сведения о грунтах и условиях, обеспечивающих устойчивость дорожного полотна, о применении и изготовлении простейших дорожных снарядов для постройки дорожного полотна, об укреплении проезжей части дороги простейшими способами, о постройке простейших мостов и труб, установке указательных, оградительных и измерительных знаков на дорогах, а также сведения по ремонту и vxody за грунтовыми дорогами. I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О ДОРОГАХ Все дороги по роду укрепления проезжей части можно разделить на 4 основных технических типа: а) грунтовые дороги, б) дороги с каменной одеждой, в) дороги с усовершенствованными покрытиями и г) дороги высших типов. К «низовой сети» • следует отнести главным образом грунтовые дороги, что же касается остальных типов, то они относятся к дорогам с большой грузонапряженностью и имеют гораздо меньшее значение для сельского дорожного строительства. При приведении в порядок наших 'сельских и колхозных дорог придется иметь дело с постройкой и ремонтным содержанием грунтовых дорог, одежда которых составлена или из местного грунта или же улучшена и укреплена привозным грунтом, гравием, шлаком и другим местным дешевым материалом. II. СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ДОРОГ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ Всякая дорога в основном состоит из доро жн ого полотна с проезжей частью иразличного рода дорожных сооруж ений . Полоса земли, занятая под дорогу, называется дорожнойполосой или полосой отвода. На рис. 1 обозначены отдельные составные части дороги: а—п роезжаячасть , по которой происходит езда. Она обычно улучшена и укреплена; в обочины , которые расположены по бокам проезжей части. Они служат для упора, складывания материала для ремонта дороги и позволяют разъехаться встретившимся повозкам, если мала проезжая часть;Рис. 2Рис. 1с—б оковыеканавы (кюветы), которые служат для отвода воды от дорожного полотна; в них линия 1—1 называется внутренней бровкой канавы, а 2—2—наружной бровкой канавы; д—о брез ы, которые расположены по обе стороны дороги за боковой канавой до границ дорожной полосы. Здесь в случае дорог с каменной одеждой можно в летнее время устроить летний путь. 3—3—о сьдороги , т. е. линия, которая проходит посредине дороги. Размеры полотна и ширина всей дорожной полосы в целом зависят от назначения дороги, от размеров повозок и машин, какие будут двигаться по дороге, и от того, как велико будет это движение. В силу этого ширина проезжей части для грунтовых дорог колеблется от 3, 5 до 6 м, а ширина обочины от 1 до 2 м. Таким образом полная ширина дорожного полотна между внутренними бровками канавы получается в пределах 6,5—10 м. Ширина всей дорожной полосы зависит от категории дороги. Для дорог сельского значения, когда в условиях открытой местности не надо копать канав, она определена в 6,5 м. В случае же необходимости строить дорогу с боковыми канавами (в насыпи, в выемке или если дорога проходит лесом) для получения материала на устройство насыпей и мест для ., складывания излишнего грунта или выемки, а I также для лучшего просыхапия полотна в лесистых местностях можно довести ширину дорожной полосы до 21'м. Поперечный профиль дороги Под поперечным профилем дороги принято считать мысленный разрез дорожной полосы,Рис. 5 & тех случаях, когда для возведения насыпи экономически невыгодно использовать землю из соседних выемок, устраивают резервы (рис. 2). Резервы закладываются преимущественно с нагорной стороны (рис. 4) насыпи. В случае горизонтальной местности в поперечном направлении резерв можно закладывать на любой из сторон насыпи, в зависимости от того, где это удобнее сделать. На поймах рек, вдоль дамб ив таких местах, где с верховой стороны возможно образование вдоль полотна водостоков, резервы закладываются исключительно с низовой стороны. Расстояние резервов, от подошвы насыпи зависит от класса дороги. Для дорог сельских это расстояние обычно не более 4 м. Дну резерва для вывода из него, воды следует придать и попе-Рис, 3 сделанный Поперек оси дороги. В зависимости от того, будет ли верх дорожного полотна проходить выше или ниже поверхности земли, различают поперечные профили дорожного полотна: а) в насыпи , б) в выемкеи в) в нулевых местах. Дорога в насыпи Если дорога преходит насыпью (рис. 2), то полотну по всей длине дороги дается определенная ширина по верху ав. С боков оно ограничивается наклонными плоскостями—откосами ее и ад, которые определяются свойствами грунта. Линия пересечения откоса насыпи с поверхностью земли дне называется подошвой откоса. В ысота насыпи м считается от поверхности земли до бровки откоса а. Расстояния де и гс называются заложениемоткоса .Рис. 6 речный и продольный уклон. При этом поперечный уклон дается 0,02, т. е. на каждый метр понижение 2 см ив сторону от полЬтна насыпи. Дорога в выемке При сооружении дороги в выемке в обыкновенных грунтах дорожное полотно устраивается согласно технических условий ЦДТ 1931 г. по типам, изображенным на рис. 5. Если при устройстве выемки вынутую землю невозможно отвезти в насыпь, земля укладывается в специально отведенное место—в кавальер . Схема расположения кавальера по отношению к выемке показана па рис. 6. Возведения кавальеров на крупных косогорах с нагорной стороны следует избегать. Верхняя грань кавальеров должна иметь скат в сторону от полотна. Дорога при нулевых работах При сооружении дороги нулевыми работами (рис. 7) (т. е. без выемок и без насыпей) поРис. 4 Степень наклонения или.крутизна откосов измеряется отношением высоты откоса к его заложению, т. е. II : де или Н : гс. Это отношение называется коэфициентом откоса. В зависимости от величины этих отношений откосы называются одиночными, полуторными, двойными и т. д. и обозначаются 1:1, 1 :1 1 / 2 , 1 :2. При одиночном откосе заложение равно высоте, при полуторном откосе заложение в полтора раза более высоты и т. д. В зависимости от высоты насыпи в обыкновенных грунтах дорожное полотно устраивается, согласно технических условий Цудсртранса 1931 г. по типам, изображенным на рис. 3.Рис. 7