22
23
24
Инж. С. НОТОКМАШИНЫЗАСТРЯЛИ НА ШОССЕ...КАК ОБОРУДОВАТЬ МАШИНЫ СКОРОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИВ эксплоатации нашего автомобильного парка имеется ряд серьезных недочетов, которые при водят к простоям довольно большой процент автомашин. В № 3 журнала „За рулем" были напечатаны беседы как с руководящими работниками в ооласти автоэксплоатации, так ис водителями, в которых указаны причины ив известной мере намечены пути борьбы с простоями и плохой работой автопарка. Редакция на этом, конечно, не закончила обсуждение этих вопросов на страницах журнала. В дальнейшем мы будем печатать различные предложения по улучшению работы и повышению коэфициента использования автомашин. Огромную роль в обслуживании автопарка призваны сыграть У нас станции скорой технической помощи. Пионерами в этом деле должны стать автодоровские организации. ЦС Автодора признал необходимым организовать первую станцию скорой технической помощи в Москве для обслуживания ближайших шоссе с наиболее напряженным автомобильным движением. Создание таких станций вполне посильно для крупных автодоровских организаций с привлечением средств заинтересованных ведомств. В этом номере мы печатаем статью инж:. С. Нотова, который на ряде примеров показывает крайнюю необходимость организации станций скорой технической помощи и дает необходимые сведения об оборудовании автомобилей для выезда на места аварий и оказания первой помощи. Г.с мере увеличения ходовых автомобильных единиц увеличивается и число аварий и остановок машин среди дороги. Остановки, тормозящие потоки движения, происходят иногда из-за самых незначительных пустяков, с которыми зачастую не могут справиться наши слабо подготовленные кадры водителей. Мы выехали за заставу и едем по укатанному загородному шоссе. Изредка встречаются отдельные машины, которые не могут двигаться дальше. Мы видим шоферов, беспомощно копающихся в моторах. Останавливаемся у одного автомобиля и спрашиваем водителя: — В чем дело? — Да не знаю. Все было в порядке, вдруг мотор зачихал, машину начало подергивать, как в судорогах, и чем дальше, тем больше, а мотор начал работать тише и наконец заглох. — У тебя засорилась система подачи горючего. Продуй насосом и тогда поедешь. — В том-то и дело, что насоса у меня, с собой кет Проехали 5—10 км, подъезжаем к ДОУГОЙ машине. — Почему стоишь? — Не могу понять. На десятом километре мотор начал баловать, а потом совершенно остановился. Запустился легко, а как только стал трогаться с места—заглох. Так повторилось несколько раз. Аккумулятор разрядился—стартер перестал брать. Начал запускать пусковой рукояткой, измучился. Стою вот уже два часа. — Ньсос у тебя есть? — Нет. У нас на весь гараж один насос. Достаю свой, продуваю главный жиклер. Полоборота пусковой рукояткой—и мотор заработал. Нажимаю акселератор—двигатель не глохнет. Включаю скорость—машина идет. •—-Ты понимаешь, в чем дело? — Нет,—после долгих заминок отвечает шофер. —-Так слушай, я тебе расскажу. В твоем карбюраторе три жиклера: 1) пусковой, 2) компенсатор и 3) главный жиклер. На пусковом жиклере (он же называется капиллярной трубкой и трубкой тихого хода) двигатель- запускается и работает на месте. При средних оборотах коленчатого вала оба жиклера (компенсатор и главный) работают как один и, наконец, при больших оборотах работает главный жиклер. Тьи мне сказал, что двигатель запускается и оаботает на месте хорошо, но, как нажимаешь на) акселератор, чтобы тронуться с места, двигатель глохнет. Что это значит? Это значит, что засорен главный жиклер, так как при трогании с места надо дать сравнительно большие обороты коленчатому валу, а при больших оборотах горючее подается через главный жиклер. Теперь понятно? — Садись за руль и поезжай. Старайся дать больше оборотов коленчатому валу и пока аккумулятор подзарядится—не останавливай двигателя. Дальше мы столкнулись с еще более занятным случаем. Машина стоит целый день, она не за-Рис. 1. Автомобиль, свалившийся под откос, вытягивается машиной скорой технической помощи, оборудованной подъемным краном Рис. 2. Кран, установленный на автомобиле скорой технической помощи, подтаскивает аварийную машину сбоку из-за столба, мешающего подъезду пускается. Как внимательный врач у постели больного, выспрашиваю шофера о симптомах, сопровождавших остановку работы двигателя, о предпринятых им мерах и после минутного размышления обращаюсь к зажиганию. Ошибки нет. Поставленный диагноз правилен: от слабого закрепления сбился кулачок, вследствие чего контакты прерывателя размыкаются не во время подхода поршня к верхней мертвой точке сжатия. Пять минут потраченного времени, и зажигание установлено. Нажим на кнопку стартера, и мотор заревел. Шляпа-шофер в недоумении. —• Где ты учился? — На курсах водителей Цудортранса. — В своем гараже повышал квалификацию? — Нет. — Вот поэтому ты и мерз целый день вместо того, чтобы за пять минут найти причину болезни в двигателе. Мы выехали на загородное шоссе, чтобы проверить свою машину после притирки клапанов. Нам было безразлично куда ехать. Решили продолжить экскурсию. Подъезжаем к еще одной застрявшей машине. Как затравленный зверь, исподлобья смотрит на нас черномазая девушка. — Что случилось? Мотор балует? — Да, гражданин. Звонила в гараж, буксира послать не могут. Обещал приехать после смены старший шофер. Гараж у нас маленький. И. знаете, такая досада берет: год работаю на этой машине, кажется изучила всю ее, но что происходит сегодня с мотором,—понять не могу. Всегда спокойный мотор сегодня начал драться, того гляди без руки оставит, не запускается, если запустился, поднимает стрельбу, как из пулемета, даже лошади и люди в сторону шарахаются. Подхожу и поднимаю капот мотора. Смотрю на магнето—«Бош» ДУ-4, отнимаю крышку прерывателя, проверяю контакты. Все в порядке. Разрыв 0,5 мм. Вскрываю распределительную доску и, улыбаясь, преподношу ее девушке, год работающей на этой машине.— Вы замечаете что-нибудь на внутренней доске распределителя? — Нет. — Поэтому вы целый день и мучились. Обратите внимание: из шести сегментов, принимающих ток высокого напряжения, от угольку ротора, расстояния между тремя сегментами соединены порошком графита, образовавшимся от следа бегающего по сегментам уголька. Возьмите чистые концы, смочите их слегка в бензине и смойте тщательно с крышки распределителя все следы угольной пыли. Просушите и поставьте крышку на место. После этого двигатель будет послушно и спокойно вести себя при запуске и будет так же хорошо работать, как работал раньше. По приезде в гараж предложите старшему тщательно проточить и прошлифовать крышку распределителя, иначе явления, имевшие место сегодня, будут повторяться,. так как сработавшаяся угольком ротора фибра имеет углубления против латунных пластин сегментов. Задевая за образовавшиеся выступы сегментных пластинок, уголек оставляет после себя* след порошка в виде дорожки. Этот след, содной стороны, замыкает ток высокого напряжения, а с другой—неправильно распределяет ток,: по цилиндрам. В трех километрах стоит двое суток аварийна». машина,—отрапортовала нам группа мальчишек. Я решил доехать и посмотреть. Возле аварийной машины никого не было.. Правое заднее колесо изуродовано, крыло и кузов в этой части сильно помяты. Прибежал водитель, который грелся в ближайшей избе. — Как это ты изуродовал машину? — Были неправильно отрегулированы тормоза. И ехал не сильно: под самым носом неожиданно стали закрывать шлагбаум, я затормозил. Сегодня только мне отрегулировали тормоза. Правая сторона отрегулирована слабее, у меня зад. занесло и прямо колесом на столб. Второй день сижу здесь. У нас всего одна машина. Сейчас, вероятно, ищут по Москве машину, которая могла бы взять меня на буксир или привезти! другое колесо. Все, чем мы могли помочь товарищу, этовзять телефон завхоза и просить скорее прислать помощь, что мы и сделали. На обратном пути девушку с машиной мы ненашли на старом месте. Очевидно, с помощька>Рис. 3. Дополнительная ось с колесиками подводится под аварийный мост автомобиля при буксировке на отечественных заводах кранов, подобных при"вашего рецепта она укротила «разбушевавшийся» веденному на рис. 2. • двигатель и благополучно уехала. Машина скорой технической помощи, минимум Если подытожить время простоев от больших в 1,5 т, должна быть оборудована прежде всего й малых аварий, от неисправности выпускаемых парой мощных пневматических или гидравли'на линию машин и от низкой квалификации воческих трех- и пятитонных домкратов, с по'•дительского состава, это составит внушительмощью которых можно было бы каждую машину, ную цифру. под любую часть, поднять на максимальную выАвтодоровская общественность не раз выступала с призывом организовать скорую техническую s соту с затратою не более одной минуты врепомощь застрявшим автомобилям. Недостаток ' мени. Это не менее важно для автобусов и троллейбусов, идущих по загородним рейсам. такой помощи особенно остро ощущается собВ данном случае без треста ГАРО также не ственниками автомашин, которым в случае остаобойтись. У него имеются импортные образцы новки где-либо за городом, хотя бы из-за нетаких домкратов, по которым он может и должен хватки горючего, некуда звонить. форсировать налаживание собственного массоАвторемснаб раскачивался с этим вопросом вого производства. целых три года и наконец при содействии ЦенТакая машина скорой технической помощи, трального автоклуба, выделившего для этой цели оборудованная особым прожектором, должна две машины ГАЗ-АА, участвовавших в Кара• кумском пробеге, начинает поворачиваться лицом иметь кроме обычного шиоокого набора инструмента специальный полный набор ключей для к этой проблеме, использовав импортное оборуавтомобиля ГАЗ. Этот набог изготовляется Бе.дование, дожидавшееся этого с 1930 г. иа разжецким заводом и выпущен в свет. Отделка ных складах и предприятиях. ключей хорошая, все они уложены в прекрасный Два грузовика будут оборудованы подъемныпортативный ящик, очень удобны для работы, ми кранами, с помощью которых можно вытя• нуть автомобиль, свалившийся под любой отно несколько дороги (около 500 руб.) и требуют несколько Лучшего качества стали. кос (рис. 1). Кроме того, на машине должны быть. самые На грузовиках экспериментальной станции Авнеобходимые запасные части, как, например, которемснаба (уг. Б. Дмитровки) установлены по ренные листы передних и задних рессор, поодному подъемном^ крану американского завода крышки и камеры, клей для холодной вулканиВильсон (рис. 2). Кран весит около 300 англ. зации, конденсатор и прочие запчасти, необфунтов и может поднимать около 3 т. ходимые для зажигания, звуковых и световых Стоимость его—60 долларов. Рама крана сосигналов; тормозные тяги, колеса, аккумулятор брана из прокатной стали. Верхний блок повос переносной лампочкой, запас бензина, масла рачивается в любом направлении и дает вози пр. I ->' можность подтягивать и поднимать груз под 'каким-угодно углом. Передаточное число зубчаКаждая машина скорой помощи, а также аваток имеет отношение 6x1и благодаря тройной рийная с краном должны иметь буксир. На булинии цепи окончательная величина передачи ксире необходимо остановиться подробнее. Дело выражается 252x1 . Цепь рассчитана на груз в том, что до последнего времени буксировка - 5 400 англ. фунтов и гарантия от разрыва выавтомобилей почти во всех автохозяйствах Союза производится с помощью веревки, проворажается отношением 4x1 локи или цепи. Буксируют, как попало, и приПри аварии с автомобилем, когда поврежденвязывают за что попало. . н ые передний или задний мосты не позволяют Такой способ буксировки в лучшем случае вести машину на ее собственных колесах, под оставляет след на окраске, но в большинстве поврежденный мост подводится дополнительная • ось с колесами (рис. 3). При ударе в машину случаев бывает и хуже: ослабевшая цепь от внезапного торможения ведущего автомобиля посбоку, когда выведены из строя оба боковых падает под колесо ведомой машины и при по. колеса, аварийная машина буксируется и веследующем натяжении может погнуть рулевую .дется одной из своих частей на весу, будучи сошку, продольную или поперечную тяги, ры.подвешена под кран. Под другой мост, в дан• ном случае под задний, подводится дополничаги, колеса, нижнюю часть картера и пр. Кроме того, отсутствие амортизатора в буксируемых тельная ось. цепи или проволоке вредно отражается на обеих Подобного типа дополнительная ось с коле- сами для аварийных машин изготовляется на автомашинах. Мы приводим один из усовершенствованных заводах треста ГАРО, по импортным образцам. буксиров с амортизатором. Простейший и доНо этого мало. Три машины скорой техни• ческой помощи для аварийных автомобилей, из ступный для изготовления в мастерских гара/ которых две с подъемными кранами в специальжей, такой буксир явл:"чся одним из распространенных в автохозяйствах дружественной нам ном цеху экспериментальной станции обслужиАмерики. вания и ремонта,—это только начало. На рис. 8 приведен общий вид буксира, приУ нас имеется громадная сеть авгодоровских чем под литерой а указан захват одного конца организаций, раскинувшихся по всему Союзу. буксира, приспособленного к форме передней Необходимо в каждом культурном уголке Сооси, и под литерой в—другой конец буксира, юза, на каждом проходимом для автомобилей схватывающий буфер или круглую часть будорожном тракте иметь аварийные машины с • подъемными кранами. Для этого тресту ГАРО ксирного приспособления. И тот и.другой концы буксира затягиваются гайкой г, чго предi нужно срочно освоить массовое пооизводство Рис. 4. Буксир с амортизаторами для буксировки аварийных автомобилей