16
17
•_Г. Д ЕМИНРЕМОНТ ТРАКТОРОВПОДГОТОВКА К ПОСЕВНОЙВ настоящее время все мастерские совхозов и МТС нашего Союза заняты капитальным ремонтом тракторного парка. В этих мастерских работает большое количество малоквалифицированных рабочих, главным образом из состава трактористов. В целях повышения их квалификации, а следовательно, улучшения качества ремонта и ускорения его, редакция журнала ,3а рулем" помещает серию статей т. Демина о ремонте тракторов. В этих статьях автор уделяет основное внимание вопросам выполнения отдельных ремонтных операций, опуская все монтажные работы. с которыми рабочие более знакомы. \ РЕДАКЦИЯ Для приварки отломившегося куска головки его притягивают к последней с помощью железной полосы и двух струбцинок, как это видно из рис. 2. Такое соединение необходимо для того, чтобы во время сварки не произошло стяжения материала. Перед сваркой края головки и привариваемого куска скашиваются и производится подогрев в горне. Сварку производят, не вынимаяС м * Т А АТЬЯ *Третьей статьей мы закончили описание ремонта блоков моторов различными способами и там же начали описывать ремонт пробоев в рубашках цилиндров путем установки в них заплат. В этой статье мы описываем технику приварки заплат и ремонт сваркой треснувших и поломанных частей моторов. Если заварку можно произвести в один прием без повторных подогревов, то завариваемый блок следует вынуть из печи или горна и сварку производить на сварочном столе. Однако производить заварку в несколько приемов вне горна или сварочной печи нежелательно, так как частые подогревы плохо отражаются на блоке мотора. В нем могут появиться даже трещины и всевозможные сужения и растяжения материала в разных частях. При сварке наиболее правильным способом надо считать ведение горелки змейкой. Лучшим углом направления пламени по отношению к завариваемому месту является угол в 45°. При сварке можно применять и присадочный материал в форме прутков; следует широко пользоваться флюсами. Ремонт головки цилиндра Головка цилиндра, так же как и рубашка блока мотора, подвержена всевозможным механическим напряжениям, вследствие которых в ней образуются трещины, а иногда выкрашиваются целые куски материала. Кроме того не исключается возможность разрыва рубашки головки цилиндров замерзшей в ней водой.Рис. 2. Сварка головки блока мотора головки из горна, стараясь возможно больше нагреть присадочный материал. При заваривании пробоев в головке цилиндров (рис. 3 и 4) надо, приступая к заварке, произвести осмотр головки и выяснить, с какой стороны удобнее варить. Пробитое место надо несколько увеличить с помощью вырубки материала слесарным зубилом. Через ' расширенное место пропускают палочку присадочного материала с предварительно приваренным к ней куском материала, который будет вьрриваться. Для нагрева головки можно пользоваться специальной печью или переносным горном. После нагрева головка переносится на сварочный стол, где заваривается сначала газопровод. Для заварки газопровода рабочий действует мундштуком горелки и присадочным материалом через отверстие в рубашке. После того как пробитое отверстие заплавилось, пламя горелки направляется на неровности и возможные свищи. Этим заканчивается заварка. После того как газопровод заварен, вваривается кусок чугуна в пробитое Отверстие рубашки. Ремонт флянцев цилиндровСТРУБЦИНКИ•мггядлич. плянкя-МЕСТО НААЛРЛЧЯРис. 1. Приварка отломившегося куска от головки мотора На рис. 1 показана головка блока мотора трактора СТЗ и указано место, где наиболее часто происходит поломка головки. В таких случаях единственным способом ремонта является сварка.• См. „За Рулем" № 3.Рис. 5 дает представление о наиболее частой поломке, которая происходит во флянцах цилиндров тракторов Катерпиллер и ЧТЗ. Такого рода поломка может быть устранена путем соединения отломившегося флянца с помощью накладки (рис. 6). Накладка изготовляется из куска железа толщиной 5—6 мм. В накладке и во флянце насверливаются ,и нарезаются несколько отверстий. Соединение накладки с флянцем производится с помощью винтов. Лучшие результаты дает приварка отломившегося куска. Для сварки, флянца отломившийся. кусок прикрепляют к цилиндру с помощью же- Рис. 3. Заварка пробоя лезной полосы Г (рис. 7), которая притягивается струбцинками Ви В. Перед сваркой производят нагрев в печи или горне до тёмнокрасного каления. Сварку можно производить не вынимая полосы из горна. После сварки надо обработать флянцы-с внутренней стороны с помощью слесарной пилы. Несколько сложнее заварка трещин и отломившихся кусков у цилиндров, объединенных в блок. Например, чрезвычайно сложной является заварка трещины, образовавшейся у блока трактора Фордзон в месте соединения верхней части картера с блоком мотора (рис. 8). Заварка такой трещины сложна тем, что нагрев ее дои незначительным пробоям, могут быть устранены с помощью автогенной сварки. Производя сварку тех картеров, которые: имеют подшипники, следует иметь в виду, что» подшипники при сварке могут легко расплавиться. Для того чтобы предупредить расплавку подшипников, их в процессе сварки охлаждают. Лучшим способом для охлаждения подшипников' считается накладка на них трубы (рис. 9)._ Труба притягивается скобками к блоку и соединяется концами с баком, наполненным водой. Благодаря тому, что вода в трубе может циркулировать, тепло от подшипников во время» сварки отводится довольно хорошо. При сварке следует иметь в виду возможность различных усадок и расширений картера-Рис. 6. Прикрепление отломившегося куска флянца Для предупреждения этих последствий можно» скрепить свариваемые части специальными скобами и планками. При этом надо иметь в виду,, что во время сварки могут возникнуть напряжения, которые послужат причиной образования трещин и изломов. Поэтому следует производить нагрев стягивающих скоб и планок^ Если при сварке не применяются скобы и планки,. то нужно свариваемые детали устанавливать с таким расчетом, чтобы между ними оставалось некоторое расстояние, которое во время сваркиследует заплавлять присадочным материалом..Рис. 4. Заварка пробой в головке блока мотора сварки и во время сварки должен быть все время ровным с нагревом всего блока, иначе легко могут возникнуть сильные напряжения. Ремонт картера Ремонт картера блока мотора—нижней его части, а также верхней, которая у ряда марок тракторов отливается вместе с блоком, состоит в устранении механических повреждений. Все повреждения картеров, сводящиеся к трещинамРис. 7. Закрепление куска флянца с помощью стру<£цинок Усадка, которая будет при охлаждении, даст сокращение, а поэтому сделанное расстояние между свариваемыми частями не вызовет увеличения общих размеров картера. Сварку надо производить возможно быстрее с тем, чтобы картер сильно не нагревался.Рис. 5. Отломившийся кусок от флянца