22
23
КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯХОРОШЕГО ШОФЕРС Т АТЬЯля |о **ОТ РЕДАКЦИИ. В серии статей т. А. Туманяна делается попытка сформулировать требования нашего социалистического автотранспорта к хорошему водителю. Редакция обращается с просьбой к общественности наших гаражей — обсудить на собрании шоферов статьи т. Туманяна и сообщить в редакцию свои замечания и добавления. „Кодекс поведения хорошего шофера" должен быть создан с помощью всего коллектива шоферов СССР. Первые статьи т. Туманяна напечатаны в журнале „За рулем", ММ 23 и 24 за 1933 г. и вМ 1, 2 и3 за 1934 г. вершенно безразлично, к каким ужасающим последствиям может привести его неумеренная езда, его лихачество! Он выработал и развил в себе враждебность к дисциплине на улице, стройности н порядку движения и особенно — скоростным нормам. А между тем последнее, т. е. вопрос о скорости движения—самый серьезный вопрос в жизни водителя и механического транспорта. Неразрывно со скоростью связана дистанция торможения или тормозной путь. Тормозной путь—это та опасная зона, которую ни одиншофер , как бы опытен он ни был, не в состоянии преодолеть, если он сделал неправильный расчет ик торможению приступил слишком поздно. Особенность механического транспорта заключается в том, что машину или вагон трамвая, находящиеся в движении, н евозможномгновенноостановить , если даже тормоза у них в идеальном состоянии. Это происходит в силу физического закона, по которому всякому движущемуся телу сообщается инерция, причем сила ее находится в прямой зависимости от скорости движения самого тела. На сухой дороге при скорости движения в 10 км машина (с тормозами на 4 колеса) после торможения пройдет еще 1—1,5 м, прежде чем окончательно остановится, а при скорости движения в 40 км машина остановится на расстоянии 11—12 м. Если же машине сообщить скорость в 80 км, тормозной путь увеличится в 3—4 раза. Лихач игнорирует эту специфическую особенность механического транспорта, полагаясь на «авось» и на свой опыт. Среди широкой массы водителей лихачеством привыкли называть только езду с превышенной скоростью. Это не совсем верно. Лихачество следует рассматривать гораздо глубже, ибо проявления его многообразны и разнохарактерны. По данным отдела регулирования уличного движения московской милиции, из всех аварий, происшедших в Москве в 1932 г., 88,3 проц. имели место по вине водителя, а из этого количества более половины относятся за счет лихачества. Являясь фактором психологического порядка, лихачество в условиях движения преследует две основные цели: а) максимально сократить время на выполнение задания и б) максимально сократить пространство , потребное для проезда по реализации задания. Однако сокращение времени и пространства, по существу своему чрезвычайно полезное и важное в деле социалистического строительства,Лихач—самый серьезный и злейший враг автотранспорта Лихач не только опасен, но и крайне вреден! Любовь к спортивности, острым ощущениям в нем преобладает над здоровой производственной закалкой советского строителя. Он не знает, что такое плавное торможение. Он работает на крайней напряженности всего своего существа и управляемой им машины. Его излюбленный метод — о саживание машины! Подражая своему первообразу—лихачу дореволюционной купеческой России, на «резвой» лошади угождавшего прихотям разошедшихся пьяных купчиков и разных дельцов, современный лихач на машине полностью усвоил и основные «методы» работы своего предшественника. Лихо подъехать и на всем ходу резким торможением «поставить машину на дыбы», или «вольным ветром» перенестись по змейке вьющейся узкой дороги, «проскочить под носом» трамвая или машины, «проскользнуть сквозь игольное ушко» узкого прохода между двумя экипажами, ежесекундно рискуя опрокинуть соседа или перевернуться самому—таков стиль работы лихача! Ему нет дела до того, что резким торможением он губит тормоза, расшатывает кузов и весь экипаж, быстрее изнашивает резину. Ему со--# .*ЙЙ;Р*"Грузовая машина Гражданстроя Амо-3 под управлением шофера Лях, следуя от Москвы по Дмитровскому шоссе, на 16-м километре со скоростью 60—65 км выехала на левую сторону шоссе и ударила встречную грузовую машину. Обе машины получили повреждения и вышли из строя Фото автора у него (лихача) происходит не засчетулучшения производственных процессов (ускорения погрузки и разгрузки, быстрого оформления документов, уменьшения нулевых пробегов и т. п.), а за счетнарушения установленных правил езды. Несоблюдение правил езды обычно у лихачей сопровождается проявлениями также нервозности и нетерпения. Подъезжая к перекрестку и вынужденный остановиться у закрытого светофора,///////А?•77777,1IY/777T?{уЧерт. 1лихач не в состоянии спокойно выждать те тридцать секунд, которые нужны для чередования сигнала. Даже зная, что он стоит у автоматического светофора, управляемого часовым механизмом, лихач свое нетерпение начинает выражать гудками и включает скорость, не дождавшись полной смены сигнала. Для борьбы с лихачеством и лихачами необходимо внимательно изучать водителя, его личность и производственное поведение. Лихачество прежде всего проявляется в стремлении превысить установленную правилами уличного или дорожного движения скорость. Наиболее типичная и тяжкая по своим последствиям катастрофа из-за превышения скорости произошла 15 января 1934 г., в 7 час, на углу . Садово-Земляной ул. и площади Курского вокзала. 5-тонная грузовая машина, груженая кирпичей, направлялась в сторону Земляного вала. Машиной управлял шофер Юданов 27 л., с двухлетним стажем. До получения прав на управление машиной Юданов был легковым извозчиком и работал на своей лошади. Максимальная скорость грузовой машины для Москвы установлена в 30 км, каковая должна быть снижена до 10 км при проезде через перекресток и мимо трамвайных остановок. На углу пл. Курского вокзала и Садово-Земляной ул. находится остановка трамвая линии «Б», «20» и др. В ожидании трамвая тротуар и мостовая были запружены рабочими и служащими, приехавшими из пригородных мест. Несмотря на наличие трамвайной остановки и перекрестка, управляемая Юдановым грузовая машина, по показаниям сидевших в кузове и кабинке грузчиков, шла со скоростью не менее 35 км. Не давая никаких сигналов и не уменьшая скорости, машина со всего хода врезалась в толпу и, не останавливаясь, проехала дальше. В результате одна гражданка была убита на месте, двое умерли в больнице, и пять человек получили различные ранения.Юданов наезд свой объяснил тем, что он задремал (?) и что при приближении к толпе у него внезапно испортился тормоз, и он не смог во-время остансвить машину. Само собой понятно, что если бы Юданов не пренебрег правилами движения и, подъезжая к перекрестку, заранее снизил скорость, этой жуткой катастрофы никогда бы не было. К хорошему шоферу мы предъявляем требование не только соблюдения скоростных норм,. но одновременно и такого управления машиной, при кагором ктормозам нужно прибегать. возможно реже, лишь в исключительных случаях. По всей уличной сети города самым опасны?* по аварийности и травматизму является перекресток. Взаимные столкновения двух или нескольких автомобилей, а также наезды на людей чаще всего происходят на перекрестке, особенна на тех, которые не управляются милиционерами или не оборудованы сигнализационными знаками. Лихач больше и ярче всего проявляет себяпри проезде через перекресток. Если НУЖНО сделать поворот влево, хороший шофер объедет центр и, свернув влево, поедет по своей стороне, как показано на рисунке (черт. 1). А лихач? Лихачу этот законный путь кажется слишком; длинным. По свойственному ему стремлению сократить время и пространство, лихач вместо того, чтобы объехать центр, поедет левее itобязательно «срежет угол», т. е. станет на трассу встречного потока (см. чертеж № 2). « С резывание угл а»—один из чрезвычайно опасных моментов в работе водителя, и, мы знаем немало серьезных катастроф с большими человеческими жертвами, происшедших именно по этой причине. Лихач не хочет понять, что на поперечной улице во время егонеправильного поворота может внезапно показаться другая машина, которая, не подозревая присутствия лихача, неминуемо должна столкнуться с ней. Типичным примером такой не-Л< • • > * 'V.• // / /,1 ftL_77777Т,v77777777.\Черт. 2 правильной езды служит авария на Петровке,. на перекрестке Кузнецкого моста (Москва) 1 декабря 1933 г. в 14 час. 50 мин. Легковая машина—такси первого таксомоторного парка, под управлением шофера Подгорного, следуя от Петровских ворот при повороте влево на Кузнецкий мост, с резала угол и столкнулась с грузовой машиной, направлявшейся к Петровским воротам. Таковы результаты «срезания угла». А. Туманян