9
10
11
12
13
( его свойства, которые полезны или вредныв дорожном полотне. К таким свойствам относятся сопротивляемостьпроездуи устойч ивость при колебаниивлажности . , Грунт представляет собой разрыхленную горную породу, которая разрушилась от совместнойсостоит из частиц песка, смешанных с меньшим количеством глинистых и пылеватых частиц. Колеса повозки на такой дороге не будут прорезывать колеи, и она будет чувствовать себя прочно. Как определить содержание глины в составе грунта? Берется стакан с делениями, показывающими объем в куб. см, называемый мензуркой (рис. 1), который можно купить в любой аптеке. Размер мензурки—2,5 см в диаметре. В такую мензурку всыпается испытуемый грунт и слегка осаживается легким постукиванием мензурки о какойнибудь предмет с таким расчетом, чтобы получилось грунта 3—5 куб. см. После этого вливают в мензурку воды, и грунт тщательно размешивается стеклянной палочкой для отделения глинистых и пылеватых частиц. Вслед за этим дают воде отстояться до следующего дня. На другой день определяют по делениям мензурки, насколько грунт увеличился в объеме (набух). Это увеличение объема делят на число куб. см. сухого объема грунта и по следующей таблице находят процент содержания глины: Содержание глиныПриращение на 1 куб. см 43,75 куб. смРис. 1 работы воды и изменений температуры. Он состоит из отдельных крупных и мелких зерен. Вследствие дальнейшего воздействия на них воды и др. причин они легко меняют свое положение, а благодаря разной крупности и веса зерен порода оседала в разных местах и сортировалась в разные грунты. В результате получились группы грунтов: 1. Крупные остатки (камни, галька, гравий, гравелистые грунты) с размером обломков выше 2 мм. 2. Песок (размер зерен от 0,05—2 мм). 3. Пыль (размер частиц от 0,005—0,05 мм). 4. Глина (размер менее 0,005 мм). Песок залегает сплошными пластами или отдельными гнездами. Он не обладает связанностью между отдельными зернами, вследствие чего он рыхлый и хорошо пропускает сквозь себя воду. Глина—прямая противоположность песку. Она обладает значительною связанностью частиц. Во влажном состоянии она сильно набухает и водонепроницаема. Во время распутицы глина сильно размокает, в связи с чем устроенная дорога поддается весьма быстрому расстройству. В отдельности глина и песок—плохой материал для дороги, но если их вопределен ­ н ойпропорцииперемешать , добавив промежуточные частицы пыли (0,05—0,005), то можно получить весьма устойчивый для дороги грунт. Если внимательнее посмотреть на те участки грунтовой дороги, где в сырое время проезд хорош, то легко будет увидеть, что грунт этой проезжей части в преобладающем большинствеПроцент Приращение Процент глины глины (округляя) на 1 куб. см91 85 79 74 68 62 57 51 45 1,75 куб. см 1,50 1,25 1,00 0,75 0,50 0,25 0,12 40 34 28 23 17 1!. , „ „ , „ „ .„ „ „ „ . , „ „„ , . „ , . „ ., , „ , „ „ . .3503,25 3.00 2,75 2.50 2.25 2,006 30,1П ример : Пусть вес сухого грунта был 5 куб. см, а после намокания в воде стало 11,25 куб. см; следовательно, он получил приращение объема всего 11,25—5 = 6,25 куб. см или на 1 куб. см—6,25:5=1,25 куб. см, значит в смеси глины 28 проц . (Продолжение следует)П РОДОЛЖАЕТСЯПОДПИСКА НА 1934 ГОДПОДПИСНАЯ ЦЕНЛ: 12 мес. — 3 р. 60 к. 6 „ — 1 „ 80 „ 3 „ „90 „НА БЮЛЛЕТЕНЬ „АВТОДОР"орган ЦС Явтодора, освещающий опыт автодоровской работы и борющийся за укрепление автодоровских рядов.Подписка принимается: Москва 6, Страстной бульвар, 11, Жургазобъединениеи повсеместно почтой и отделениями Союзпечати.»3а рулем", ШЬ.ЖУРГАЗОБЪЕДИНЕНИЕ» ОЗЕЛЕНЕНИЕДОРОГления («дороги расползлись, как раки, высыпанные из торбы»—Гоголь), древесные насаждения по дорогам указывали направление. В отношении снегозадержания роль одно- и двухрядных обсадок ничтожна, а потому такой вид обсадок может иметь место на _участках, не подверженных снежным заносам, в качестве декоративного оформления современных дорог. Примерно с 80-х годов прошлого столетия на железных дорогах в степных районах, в целях борьбы со снежными заносами, начали практиковать обсадку дорог целыми лесными полосами, состоящими из лиственных пород.БОЕВАЯ ЗАДАЧА АВТОДОРОВСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙОбсадка дорог насаждениями включена у нас в разряд основных задач при строительстве дорог. Зеленые насаждения охраняют путь от снежных заносов, закрепляют движущиеся массы песка подле дорог ив то же время задерживают пыль, укрепляют угрожающие полотну дорог овраги, горные склоны, откосы, насыпи и выемки, предохраняя этим целость дорожного полотна и дорожных сооружений. Древесные насаждения у дорог имеют известное значение для обороноспособности страны; они улучшают также природные условия мест-дау^уризу^эт '^'>',?-у-%у^И%^$#з??# ^у*** • 1.0 95ЕльАУсловные А ЛипаS 6азнаки 1 шипоЬникВ ащ.ня'...3 К алимя.хОпешнин.о J)нация....у Но до революции такие полосы не имели широкого применения из-за узости полос отчуждения дорог. 'Для успешности же снегоборьбы на дорогах необходимы защитные зеленые полосы достаточной ширины, что требует отвода соответствующих полос земли при дорогах. Но этому сильнейшим образом препятствовало право частной собственности на землю. После Октябрьской революции с момента уничтожения у нас частной собственности на землю стало возможным развивать зеленое строительство на дорогах так, как этого требуют интересы нашего социалистического транспорта. Ширина защитной полосы должна устанавливаться в тесной зависимости от степени заносимое™ снегом того или иного участка дороги и намечаемой густоты самих посадок. Поэтому для решения вопроса о ширине зеленой полосы необходимо иметь сведения за ряд лет о снегозаносимости на единицу (1 пог. м) пути для каждого заносимого участка дороги. Нужно о сожалением отметить, что такого учета на безрельсовых дорогах до сего времени не ведется. Завести этот учет, включить его в программу по зимнему содержанию дорог—очередная и неотложная задача дорожных органов и автодоровских коллективов. При выборе пород нужно иметь в виду также и хозяйственные соображения: зеленые насажде-ности, облегчают борьбу с засухой. Наконец, они украшают дороги. Обсадка дорог деревьями ведет свое начало от времен седой старины. Одной из причин такой обсадки был обычай хоронить умерших при дорогах. Этот обычай в древнем Риме послужил к созданию великолепной обсадки кипарисами, считавшимися деревом мертвых, Аппиевой дороги. В древней Руси был также распространен этот обычай. В одной русской старинной песне поется, как человек просит похоронить его при дороге и посадить три березки (вариант «три кусточка, три цветочка»). В 1722—1724 годах были изданы первые правила-узаконения по обсадке деревьями дорог. В то время была проведена первая «першпективная» дорога между Нарвой и Петербургом, обсаженная аллеями. В начале девятнадцатого столетия озеленение дорог было уже довольно обычным явлением. Обсадки того времени состояли исключительно из однорядной и двухрядной посадки березы по обеим сторонам дороги. Следы их можно встретить почти на любом тракте средней полосы нашего Союза. Такие обсадки имели значение указателей пути. В зимнее время, при нашем обилии дорог, обычно выходящих в разные стороны от каждого се- ния, оберегая дороги от снега, должны путем побочного использования окупать свое содержание и давать материальный доход. Целесообразно наряду с различными дикорастущими породами деревьев и кустарников в местах, наименее ответственных в отношении снегозаносимоети, создавать зеленые полосы из фруктовых деревьев и плодовоягодных кустарников. Первоочередной задачей дорожных органов является организация специальных питомников для выращивания посадочного материала. Самое выполнение озеленительных работ ни в коем случае нельзя мыслить без участия широкой общественности. Привлечение внимания широких масс трудящихся к этому делу, помимо непосредственного трудового участия, будет иметь огромное значение в деле сохранения придорожных посадок. Посадить древесную растительность—уже не такое сложное дело, но сохранить гораздо труднее, а потому роль общественности в деле охраны древесных культур неизмеримо высока. Автодоровские организации в первую очередь должны целиком и полностью притти на помощь делу озеленения дорог. Автодоровцы должны быть застрельщиками зел еногостроительства на дорогах , широко пропагандировать идею озеленения автодорог, разъяснять местному населению значениеэтой работы и содействовать наиболее правильной ее постановке. Первый опыт в деле озеленения дорог с трудовым участием населения произведен на тракте Чебоксары—Канаш в Чувашской АССР осенью 1933 г. В течение двух месяцев были заложены снегозащитные зеленые полосы на тракте с обеих сторон на протяжении 50 км, посажено свыше миллиона деревцов и кустарников 17 пород, среди которых—яблоня, вишня, смородина, малина. Все эти посадки, равные по площади 140 га, огорожены. Таковы итоги применения метода массовых посадок на дорогах с трудучастием населения. Чувашский Автодор, учтя большую потребность в посадочном материале для дальнейшего развития зеленых насаждений вдоль дорог республики, развернул кампанию по закладке питомников, выдвинув лозунг «При каждой автодоровской ячейке в Чувашии—свой древесный питомник». Осенью чувашским Автодором заложен питомник—база для последующих озеленительных работ на дорогах Чувашии. Закладка .таких участков повсеместно будет содействовать правильной постановке работ по озеленению дорог и организовывать широкие массы вокруг вопросов этого вида строительства. П. СарсатскихЗА РЕМОНТ ВЗЯЛИСЬ САМИКоллектив Автогаража Борисовского зерносовхоза обязался к XVII съезду партии пропустить через средний ремонт 17 автомашин и капитально отремонтировать 41 машину. Несмотря на ряд трудностей, в том числе нехватку запчастей, гаражный коллектив к открытию съезда обязательства свои выполнил с превышением на 37,5 проц. В настоящее время задержка в окончании всего ремонта происходит из-за недостатка запасных частей к моторам. Эти части должна изготовлять центральная мастерская. По распоряжению Зернотреста моторы нужно ремонтировать в центральной мастерской. В связи с этим из гаража выделили 13 ремонтных рабочих, создали две бригады. Однако положение остается плохим—мастерская недодает необходимых запасных частей. За месяц собрали один мотор. Пришабрили подшипники, но прижигать нельзя, так как нет поршней и колец. Видя такое положение, у нас в гараже решили самостоятельно провести капитальный и средний ремонт моторов. Организовали ремонтную бригаду ив течение одного месяца отремонтировали четыре мотора Амо-2. Секрет успеха нашей гаражной бригады состоит в том, что механик т. К овалев , руководивший ремонтом, не только администрирует, но и лично участвует в ремонте, показывает, как надо быстро производить шабровку и другие операции. Рабочие ремонтных бригад, откомандированные в центральную мастерскую, заявляют: «Если бы мы были в гараже, то во всяком случае четыре мотора отремонтировали бы, а здесь на нас никто внимания не обращает. Центральная мастерская должна немедленно повернуться лицом к гаражу. Ремонтировать трактора надо, но не следует забывать и автопарк. При этом надо серьезнее относиться к качеству ремонта. Бывали случаи, когда пальцы для новых поршней во втулках оказались слабыми, пришлось из новых поршней выбивать втулки и вставлять другие. Правильное руководство, темпы и качествовот что нужно сейчас в ремонтной кампании в совхозе, а главное, подготовляя трактора, не надо забывать об автомобилях. К-ов "ИДоска с гребнем (изобретение т. Савина) помогает машине вылезать из тяжелого бездорожья и липкой грязи весенней распутицы Фото Богдана и Прехнер Г. ДЕМИНРЕМОНТ ТРАКТОРОВ — ПОДГОТОВКА К ПОСЕВНОЙВ настоящее время все мастерские совхозов и МТС нашего Союза заняты капитальным ремонтом тракторного парка. В этих мастерских работает большое количество малоквалифицированных рабочих, главным образом из состава трактористов. В целях повышения их квалификации, а следовательно, улучшения качества ремонта и ускорения его,—редакция журнала „За рулем" помещает серию статей т.Демина—„Ремонт тракторов". В этих статьях автор уделяет основное внимание вопросам выполнения отдельных ремонтных операций, опуская все монтажные работы, с которыми рабочие более знакомы. РедакцияС Т АТЬЯФЯ "J "В предыдущих статьях нами было описано производство ремонта блоков-моторов. В этой статье дается описание ремонта подшипников мотора. Старые изношенные и расплавившиеся шатунные и коренные подшипники во время зимнего ремонта должны быть выплавлены, залиты заново, расточены и пригнаны по коленчатым валам ремонтируемых моторов. Для заливки шатунных подшипник ов применяется специальный прибор (рис. 1) Он состоит из следующих частей: верхней крышки 1, нижней крышки 2, болванки з, станины 4, установочного винта 5, системы рычагов 6, 7, 8 и 9, винтов 10, скобы 11. Этот прибор снабжается набором болванок, которые позволяют производить заливку подшипников различных размеров. Также к прибору прилагаются верхние и нижние крышки разной величины, соответствующие по своим размерам набору болванок. К станине станка крепятся все остальные части, как это хорошо видно из рисунка. Нижняя крышка крепится с помощью скобы 11 из двух винтов 10. Верхняя крышка 1 крепится .с помощью пальца. Рычаги сочленяются с прибором, будучи укрепленными на специальных колонках. Устанавливая прибор для заливки шатуна определенного размера, следует убедиться в том, насколько хорошо верхняя крышка прилегает к подшипнику.Рис. 2. Части прибора, служащего для заливки коренных подшипников Может оказаться, что крышка прилегает хорошо и не требуется никакой регулировки. В обратном случае регулировка оказывается необходимой. Ее производят с помощью рычага 7, соединяющего верхнюю крышку с рычагом 8. Также очень важно соответствующим образом установить нижнюю крышку, которая должна при правильной установке выступать примерно на 1 / 1 6 часть дюйма. Перемещение нижней крышки осуществляется посредством винта 5. Предназначенный для заливки подшипник устанавливается между верхней и нижней крышками прибора. Производя заливку, верхнюю крышку поднимают, нажимая на рычаг 8. При этом экстрактор 9, приводимый в движение рычагом G выталкивает залитый баббитом подшип, ник. Заливка коренных подшипников осуществляется также с помощью специального прибора, который состоит из следующих частей (рис. 2): основания 1, литника 2, болванки 3, двух рукояток 4, двух пальцев 5, двух пружин 6и мелких установочных частей 7, 8, 9, 10, 11 и 12. Основание 1 имеет болт с гайкой и4 шпильки. На болт основания одевается литник 2и навертывается гайка. Между основанием 1и литником 2 помещается болванка 3. В нарезанное отверстие, имеющееся по бокам литника 2, ввертываются рукоятки 4. Кольца 6 надеваются на болванку с двух сторон и прижимаются к литнику пружинами 6. Пружины 6 закрепляются на болванке частями 7, 8, 9, 10, 11, 12. Устроенный таким образом прибор устанавливается на предназначенный для заливки подшипник. При этом шпильки, имеющиеся на основании 1, входят в отверстие, сделанное с боковРис. 1. Прибор для заливки шатунных подшипников Рис. 3. Заливка коренного подшипника с помощью специального прибора подшипника для стяжных болтов. Болванка 3 своей средней частью помещается внутри подшипника, кольца 5, прижимаемые к литнику 2, прикрывают с боков подшипник, предупреждая этим вытекание баббита из него. Установив на блок мотора прибор, приступают к заливке баббита при помощи одного ковша (рис. 3). Для того, чтобы освободить от прибора залитый баббитом подшипник, литник первого поворачивают о помощью рукояток. Этой операцией отодвигаются кольца в сторону, благодаря чему борта залитого подшипника оказываются освобожденными. После того, как произведена заливка коренных и шатунных подшипников, необходимо уплотнить баббит. Уплотнение баббита достигается путем его осадки с помощью специального инструмента. Валик инструмента вкладывается в подшипник, после чего наносится несколько ударов молотком по его рукоятке. Уплотненные подшипники могут быть расточены. Для расточкишатунных подшипн иков применяется специальный прибор, представленный на рис. 4, где цифры имеют следующее значение: механизм передачи 1, станина 2, закрепляющий рычаг з, регулирующий винт 5, центрирующая головка 6, конец растачивающего вала 7, шарошки для облицовки бортов подшипника 8, универсальный палец 9, люнет 10. На станине 2 монтируются все части прибора. Механизм 1 служит для передачи вращающегодвижения от растачивающего вала к ведущему валу. Этот механизм состоит из 2 шестерен, укрепленных на вспомогательном валу одной шестерни, укрепленной на ведущем валу, и одной шестерни, сидящей на растачивающем валу. Рычагом з закрепляется в определенном положении центрирующая головка 6, которая перемещается с помощью рукоятки 5. В головке 6 имеются два гнезда с бронзовыми втулками, в которые помещаются гайки стержневых болтов подшипника. Верхняя головка шатуна надевается на универсальный палец, соединенный с шкалой. Универсальный палец может быть помещен в любое из отверстий, имеющихся в шкале. Таким образом расстояние от универсального пальца до центрирующей головки может быть уменьшено или увеличено в зависимости от размеров шатуна, что естественно дает возможность производить расточку подшипников различных размеров. Центрирующая головка 6и шкала с пальцем 9 могут быть в случае надобности перемещены в продольном направлении, что обеспечивает наиболее точную центровку растачиваемого подшипника. Укрепленный шатун в центрирующей головке и на универсальном пальце дополнительно зажимается люнетом 10. Такое крепление обеспечивает полную неподвижность шатуна в процессе расточки.Рис. 5. Прибор для расточки коренных подшипников Расточку ведут, вращая вал вручную или соединив его конец 7с патроном ручной сверлилки. Перед расточкой резцы на растачиваемом валу устанавливаются при помощи стопорного и Deryлировочного винтов. Перед установкой резца отвинчивается стопорный винт. Резец устанавливается установочным винтом на определенный размер, что контролируется специальным микрометром. После установки резца он закрепляется стопорным винтом. Резцы, укрепленные на щеках и представляющие собой вместе со щеками шарошки, не требуют никакой установки. Важно, чтобы резцы, которые снабжены шарошкой, были бы правильно заточены. Расточка ведется в два прохода резца. Первым проходом резца снимается более толстый слой материала. Вторым проходом окончательно отделывается' поверхность подшипника. После проточки производят облицовку бортов подшипника. При первой проточке подшипника все четыре шестерни находятся в зацеплении. Для вторичной проточки прибор устанавливается в первсначальное положение, при котором также все четыре шестерни должны быть сое- * п днвены.Рис. 4. Прибор для расточки шатунных подшипников