16
17
GОВЕТСКИИ ДИЗЕЛЬМОТОР КОДЖУПо плану второй пятилетки автопарк СССР должен увеличиться до 250 тысяч грузовых машин, что ставит СССР по грузовому автостроению на первое место в мире. В соответствии с этим колоссально возрастет расход бензина. Поэтому, в целях максимальной экономии горючего, партия и правительство еще в 1930 г. постановили оборудовать большую часть нашего автотракторного парка дизельмоторами. За границей постройка быстроходных дизельмоторов, работающих на тяжелых погонах нефти, производится уже в течение нескольких лет. Широкому распространению этих машин препятствуют следующие их недостатки: сравнительно большая, чем у бензинового мотора, сложность конструкции и более высокая стоимость мотора. Для обслуживания такого мотора требовался более квалифицированный, а следовательно и более дорогой персонал. Габаритные размеры дизельмоторов, хотя и не отличались значительно от таковых же для бензинового мотора, но все же имеющаяся разница нередко требовала для установки дизеля значительных переделок в раме и шасси автомобиля. Значительный вес дизеля на лошадиную силу (от 7 до 12 кг) часто требовал усиления рессор автомобиля и увеличивал собственный его вес. Значительным недостатком заграничных дизелей является также затруднительность пуска в ход холодного мотора, в особенности в зимнее время. Все указанное привело к тому, что у нас в Союзе пришлось заняться разработкой собственной конструкции быстроходного дизельмотора автомобильного типа, учтя лишь в этом отношении достижения заграничных конструкций, но не давая точной их копии. Одним из удачных примеров разрешения поставленной задачи является построенный в 1933 г. и установленный на шасси ярославского грузового автомобиля Я-5 дизельмотор под маркой Коджу. Дизельмотор Коджу был спроектирован в Москве в Бюро особых конструкций и спущен в опытное производство на нескольких заводах Союза, причем строительство большинства деталей и сборка мотора под руководством Бюро произведены на Ярославском автозаводе. В настоящее время два опытных мотора Коджу прошли уже около 2 000 км и дали в условиях тяжелой зимней эксплоатацпи хорошие результаты. На рис. 1 помещен общий вид мотора Коджу справа, со стороны выхлопной трубы, форсунок и топливного насоса. На рис. 2 помещен продольный разрез мотора. Основной деталью мотора является алюминиевый блок, общий для всех шести цилиндров мотора, отлитый заодно с верхней головкой картера. В блок вставлены съемные стальные цилиндровые гильзы (втулки). Пространство между корпусом гильзы и стенками блока заполнено водой для охлаждения мотора. Коленчатый вал установлен на семи коренных подшипниках (один из них двойной упорный у маховика) скользящего типа со вставными бронзовыми вкладышами, залитыми баббитом. Головка цилиндров общая на все 6 цилиндров, отлита из чугуна. Коренные подшипники в дюралевых подвесках крепятся при помощи анкерных болтов, проходящих через весь блок мотора, к верхнему картеру его. К свободным верхним концам анкерных болтов крепится также головка цилиндров, ввиду чего съемка головки, в случае необходимости притирки клапанов или других операций, требует минимального демонтажа, не нарушая основных связей мотора.. В головке размещены камера сгорания оригинальной конструкции, клапанные коробки с направляющими для клапанов, камера всасывания и выхлопные патрубки. С наружных сторон головки крепятся кронштейны оси клапанных коромысел, форсунки и корпуса их охлаждения, а также воздушный фильтр, выхлопной коллектор и сборная труба отвода воды из корпусов охлаждения форсунок в радиатор. К нижней части верхнего картера подвешена масляная магистраль и прикреплен масляный насос шестеренчатого типа. С левой стороны снаружи верхний картер имеет постели для установки водяной помпы, динамо и стартера. С правой стороны картера имеется постель для крепления нефтяного насоса Бош. С этой же стороны помещен и маслоналив, являющийся также и суфлером.Рис. 1. Общий вид мотора Коджу справа со стороны; выхлопной трубы, форсунок и топливного насоса к^тЩРис. 2. Продольный разрез мотора Коджу Внутри картера и вдоль его расположен распределительный вал, вращающийся в пяти подшипниках. На передний конец вала напрессовывается шестерня передачи. Конец распределительного вала имеет шлицы, позволяющие картеру удлиняться при нагревании мотора, не нарушая условий работы зацепления шестерен. Передняя часть картера является коробкой передач к механизму распределения и закрывается алюминиевой крышкой, имеющей место для крепления передней траверзы подвески мотора на шасси. К верхней части передней крышки спереди крепится также нефтяной вспомогательный насос. К задней части картера крепится кожух маховика (также алюминиевый) с лапами, опирающимися на кронштейны шасси автомобиля Я-5. Следовательно, подвеска мотора на шасси осуществлена в трех точках. Нижний картер мотора состоит из крышки с ребристой наружной поверхностью (в задней ее части), в которой помещены две сеткифильтры над резервуаром для масла. Конструкция нижнего картера позволяет быстро и удобно (в случае надобности) произвести подтяжку подшипников мотора, для чего достаточно только снятие нижней крышки картера. Поршни из алюминиевого сплава имеют четыре верхних рабочих кольца и одно нижнее, маелоснимающее. Поршневый палец—плавающего типа. Шатун трубчатого типа (как показано на рисунке) или таврового сечения (в случае нали1чня готовых подходящих поковок от других: моторов) с нижней головкой на четырех болтах и бронзовыми вкладышами, заливаемыми баббитом по резьбе. Охлаждение мотора—центробежной водяной помпой и вентилятором спередиг мотора. Смазка циркуляционная—принудительная. Масло подается под давлением 3 атм. (прю прогретом моторе) ко всем коренным шейкам, поступает через сверленья внутри вала к шатунным шейкам и оттуда по трубкам (вдоль шатунов) к поршневым пальцам. Поршни и зеркала цилиндров смазываются стекающим и разбрызгиваемым маслом. Система питания мотора топливом состоит из> насоса Бош, одного фильтра Бош, нефтяноговспомогательного насоса и форсунок Бош. Насос Бош снабжен регулятором, устанавливающим пределы как максимальных, так и минимальных. оборотов мотора. Электрооборудование состоит из стартера Бош в6 л. с. (служащего для раскручивания мотора в момент запуска), динамодля зарядки аккумуляторов, 12-вольтовой батареи аккумуляторов емкостью 135 ампер/часов, запальных свечей Бош, работающих от двухвольтового аккумулятора и прочей мелкой аппаратуры, обычно устанавливаемой на шасси автомобиля Я-5. Баков для топлива 2. Один, емкостью 135 л, расположен под сиденьем шофера, другой, емкостью 177 л, расположен справа под кузовом. Радиатор для охлаждения мотора—обычного ^, стандартного типа. Емкость водяной системы• -,3а рз'лем" №5