КАК АГИТБРИГАДА „ШЕСТЕРЕНКА" БОРОЛАСЬ С БЕЗДОРОЖЬЕМ В БАШКИРИИВ 1933 г. Башкирия добилась известных успехов в дорожном строительстве с трудучастием населения. Если в 1932 г. план дорожных работ был выполнен лишь на 70 проц., то в 1933 г. больший план выполнен на 97 проц. Мы хотим здесь подробно остановиться на одном опыте, примененном в Башкирии, который сыграл большую организующую роль. Речь идет о местной агитхудожественной бригаде «Шестеренка», посланной Башавтодоромхювместно с республиканским Дортрансом во время проведения месячника по. борьбе с бездорожьем. Агитируя на митингах художественными выступлениями за хорошую дорогу и исправные мосты, крепко ударяя по председателям риков, сельсоветов и колхозов, срывавших месячник по борьбе с бездорожьем, вручая им тут же рогожные знамена и рогожные портфели, бригада в результате блестяще справилась с порученной ей задачей. Куда бы ни прибывала «Шестеренка», везде она производила сильное впечатление на колхозников и единоличников, показывая им на живых примерах, как надо работать по-ударному, как следует не только вскрывать, но и немедленно исправлять обнаруженные недочеты в дорожном строительстве с трудучастием населения. После выступлений агитбригады немедленно развертывалось соцсоревнование между отдельными колхозами и сельсоветами, колхозниками и единоличниками, которые начинали активно работать по постройке и ремонту дорог и мостов. Не ограничиваясь массово-разъяснительной работой, «Шестеренка» принимала непосредственное участие в дорожном строительстве—нагружала и возила камни на дорогу, помогала разбивать дорожное полотно на участки, ремонтировала мосты и т. п. В Архангельском сельсовете бригада вместе с райштабом сумела организовать субботник, какого по многочисленности участников и результатам проделанной работы там еще не видели. В субботнике приняли участие члены профсоюза, автодоровцы, колхозники и единоличники, причем среди них многие, выполнив положенные им по закону 6 трудодней, работали в порядке соревнования. Секретарь сельской ячейки Автодора т. Аук, „отказывавшийся до приезда бригады выходить на субботники, после поднесения ему на митинге черной грамоты работал так хорошо, что райштаб снял с него позорную грамоту и включил в красный список, ударников. Результаты субботника на месте были подведены в художественном выступлении бригады, умело осветившей положительные и отрицательные стороны проделанной работы. Наиболее отличившимся тут же были розданы денежные премии. Приехала «Шестеренка» в особо отстающий Табынский сельсовет Красноусольского района. Комсомол здесь не работает, учителя—тоже. Самокритика не в почете. Зам. секретаря ячейки ВКП(б) Ермаков арестовывает стенгазету за деловую критику работы сельсовета. Неудивительно поэтому, что к приезду бригады план ремонта дорог был выполнен только на 0,8 проц. Бригада сразу же применила свои испытанные методы работы. Она созвала «митинг», на котором под аккомпанемент баянов участники пели частушки о плохих дорогах, песни об Автодоре, о бригадных методах работы. От имени райшга- • ба «Шестеренка» преподнесла рогожное знамя спавшему до сих пор сельсовету, а председателей двух худших колхозов наградила рогожными портфелями. Среди молчавших пока колхозников и единоличников начали раздаваться возгласы: «верно, правильно, неужели мы на последнем месте, завтра же выходим на дорогу...» На сцене появился предсельсовета.—«Мы по заслугам получили позорное знамя,—говорил он.—В пятидневный срок снимем это позорное пятно». За ним выступили председатели колхозов, бригадиры, колхозники, единоличники. Каждый из них дал конкретное обязательство и все они вызвали друг друга на соревнование. «Я завоевывал советскую власть, завтра выхожу завоевывать дорогу»,—говорил 60-летний красный партизан, не обязанный отрабатывать трудодни на дорожном строительстве. «Бригада правильно критиковала учительство, мы с завтрашнего дня все свободное время посвятим дорожному строительству»,—заявила учительница, призывая всех выйти на работу." Перелом совершился. На другой же день 105 человек и 37 подвод вышли драться за культурную дорогу. А ведь незадолго перед этим приехавший из Красноусольска уполномоченный райкома, пробыв в Табынске 10 дней, еле-еле сумел привлечь на дорожное строительство 12 подвод. После отъезда бригады дорожные работы в Табынске уже не приостанавливались, люди аккуратно выходили на рытье траншей и канав, подводы безостановочно подвозили к месту работ гравий и песок. В Кармаксалинском и Белебеевском районах бригада добилась от директора МТС выделения колхозам на нужды дорожного строительства тракторов, которых до этого времени М£С упорно не давала. В Тублукушевском сельсовете Белебеевского района, в одной из самых отсталых деревень, бригада получила обязательство колхозников, колхозниц и единоличников закончить постройку и ремонт дорог до уборки путем ежедневного выхода на работу 104 человек и 45 подвод, что и было выполнено ими в срок и полностью. В ряде районов бригада, связываясь с редакциями местных газет, выпускала специальные бюллетени и стенгазеты, освещавшие ход субботников. Во время своей работы «Шестеренка» вскрыла немало крупных недочетов в работе дорожных органов и сельсоветов. Так, например, в селе Ирныкино, Архангельского района, бригада установила, что план дорожного строительства не был спущен дортрансом, там же оказалось, что недоимка по трудучастию за 1932 г. в сумме 37 тыс. руб. сельсоветом была самочинно сложена; Архангельский райдоротдел за 4У? месяца выполнил работ только на 1 868 руб., а содер-