16
17
18
КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯХОРОШЕГО ШОФЕРАС АТЬЯОТ РЕДАКЦИИ. В серии статей т. А. Туманяна делается попытка сформулировать требования нашего социалистического автотранспорта к хорошему водителю. Редакция обращается с просьбой к общественности наших гаражей — обсудить на собрании шоферов статьи т. Туманяна и сообщить ее редакцию свои замечания и добавления. § „Кодекс поведения хорошего шофера* должен быть создан с помощью • всего коллектива шоферов СССР. Первые статьи т. Туманяна напечатаны в журнале „За рулем", №№ 23 и 24 за 1933 г. и в №№ 1, 2, 3 и5 за 1934 г.Неправильный обгон и невнимание к знакам — приводит н авариямПорядок обгона одного вида транспорта другим четко и ясно формулирован примерными правилами уличного движения1. Тем не менее неправильный обгон являлся наиболее частой причиной происшествий на транспорте в прошлом и позапрошлом годах. Дело в том, что большинство наших шоферов усвоило вредную привычку (в этом значительно повинны наши водительские курсы и школы) наплевательски и легкомысленно относиться к уличной дисциплине. Некоторым водителям, сидящим за рулем, «не терпится», им не хочется задержаться ни на секунду, они стремятся во что бы то ни стало проскочить, выбраться вперед. У таких шоферов одновременно с притуплением сознания опасности теряется чувство ответственности. Обгон всегда сопровождается увеличением скорости, а, следовательно, удлинением тормозного пути, что на узких дорогах или городских улицах с интенсивным движением' представляет большую опасность, так как внезапное появление на близком расстоянии препятствия и невозможность маневрирования неизменновлекут за собойстолкновение . Среди разных моментов автомобильного движения обгон, особенно неправильный, скорее, чем что-либо другое, создает положение, влекущее за собой аварии и несчастные случаи. В зависимости от создавшегося положения хороший шофер должен уметь дать своей машине такое направление или такое положение, которое максимально гарантировало бы от опасных последствий. Трудность и сложность работы молодых водителей заключаются именно в том, что слабая техника управления у них сочетается с отсутствием необходимых навыков и уменья быстро выйти Из аварийного положения. Этим и объясняется, что большинство аварий и наездов у молодых водителей происходит при обгоне. Так случилось и 28 января в Москве. Легковая машина—такси 2-го таксомоторного парка под управлением шофера Бородинова Е. 3., имевшего всего лишь месячный водительский стаж, шла по улице Горького от Охотного ряда к Советской площади. Подъехав к ул. Белинского, Бородинов увидел перед собой ломовую подводу, которая пересекала ул. Горького,, чтобы въехать во двор д. № 16.1 См. „Примерные правила уличного движения Главного управления рабоче-крестьянской милиции",обязательное постановление Цудортранса о „правилах движения автомобильного и гужевого транспорта по дорогам СССР" и, наконец, обязательное постановление местных исполкомов о правилах уличного движения.Шофер Метростроя Бобрышев С. В., 24 лет, стаж 6 мес, проезжая по Поперечному переулку (Сокольники, Москва) при разъезде с встречным экипажем не сумел вывернуть руль ис полного хода врезался в дерево. В результате машина разбита, а шофер Бобрышев получил ушибыФ ото автораШоферу такси нужно было чуть-чуть замедлить ход и выждать, пока подвода въедет в ворота. Бородинову, однако, не терпелось L он «нажал на газ» и начал объезжать подводу, но не рассчитал и зацепил своим правым передним колесом за полок. Желая «спасти» положение, Бородинов круто повернул руль в левую сторону и очутился на путях встречного движения. В это же время в обратном направлении под уклон шел автобус. Шофер автобуса, заметив на своем пути неожиданное препятствие, резко затормозил свою машину, но от резкого торможения зад автобуса занесло, ударом левого бока повернуло такси в обратную сторону и задней частью кузова прижало его к тротуару. Иногда неверный обгон со стороны шофера вызывается неправильной ездой впереди находящегося экипажа. В этом отношении особенно часто отличаются водители грузового транспорта. Заняв середину проезжей части дороги или улицы, шофер ведет машину, не считаясь с требованиями более быстроходной машины. Б одном из журналов фашистской Германии («Форкерстехник» № 24 от 20 декабря 1933 г.) помещена пространная статья о «безопасности уличного движения». Автор статьи, анализируя рост аварийности и травматизма в Берлине, между прочим пишет, что «зачастую быстроходные автомобили должны долгое время итти позади грузовика, пока водителю последнего не заблагорассудится уступить дорогу. Существует строгое правило обгонять только слева, а уступать дорогу справа. Но водители грузовиков вместо того, чтобы уступать дорогу вправо, придерживаются больше левой стороны, ' отчего получается впечатление, что ониумышленно хотят легковой автомобиль прижать к деревьям и тротуару». В этом фашистский журнал, очевидно не без оснований, видит проявление классовой ненависти рабочих к буржуазии и отдельным представителям фашистского режима, поэтому автор статьи разъясняет шоферам грузовых машин: «Водители грузовиков не должны видеть в водителе легкового автомобиля «хозяина», «любителя. В настоящее время легковой автомобиль больше используется для служебных поездок, чем для катания». Это признание фашистского автора представляет для нас несомненный интерес. В Германии в процессе решительных классовых боев фашистские эксплоататоры, хозяева легковых машин, в рабочих вызывают одно только желание—«прижать их к деревьям или тротуару». Но такое поведение шофера грузовых машин не может существовать у нас, где сами рабочие и крестьяне являются хозяевами всей страны. Хороший1 советский шофер обязан всегда пр ав ильнообгонять машину инемедлен ­ но уступать дорогу сворачиванием вправо, как только услышит сигнал обгоняющего экипажа. Невнимание к знакам стоит жизни людям. Невнимание водителей к дорожным знакам и сигналам есть одно из проявлений нетерпимого в Советской стране лихачества. Не все дороги и особенно не все городские улицы обладают однородными условиями для одинаковой езды по ним всех видов транспорта. В Москве, например, имеются улицы с пересекающими их путепроводами железных дорог. Высота этих путепроводов различна ив зависимости от этого ограничена высота погрузки для свободного проезда под ними. Все эти путепроводы в местах пересечения с проезжими дорогами оборудованы соответствующими знаками о предельной высоте погрузки. Тем не "менее немало было случаев аварий, иногда сопровождавшихся человеческими жертвами, вызванных исключительно тем, что шофер не желал обращать внимания на знаки, Сколько разрушено навесов и ворот, попорчено грузов в результате «лихих» поездок и езды «на-авось». На пересечении железнодорожных путей с проезжими дорогами—переездах—устанавливаютсяспециальные знаки, установленные в международной практике. История транспортного движения знает немало жутких катастроф, происшедших на таких переездах из-за невнимания к предупредительным знакам. Достаточно вспомнить случаи наезда поезда на пассажирский трамвай в Ленинграде, на автобус в Москве (Остаповское шоссе, у ст. Павшино и др.), наезд на такси у ст. Перово,. когда объятую пламенем машину (бензин загорелся в момент столкновения) паровоз протащил 150 метров ив результате вместе с машиной заживо сгорели шофер и трое пассажиров, чтобы оценить всю опасность неосторожного проезда через переезд. Учитывая особую опасность неохраняемого переезда, предупреждающий знак устанавливается; в двух местах. Кроме того, от водителя, согласно обязательному постановлению Цудортранса, требуется соблюдение следующего порядка следования через железнодорожную линию: а.) в одительобязанподъезжатькпереездусоскоростью не более 10 км в час; б) он долженостановитьмашинув 1.0 м от переездаи в) проезжать дальше он может лишь после того, как убедится в безопасности переезда через линию. Все ли водители автотранспорта добросовестно выполняют требуемые правила проезда? К сожалению, не все и не всегда. Вот, например, Кулаков М. Е., шофер 2-го грузового парка' Мосавтогруза (Москва). Ему 28 лет и шофером он работает толькошесть месяцев. Казалось, это обстоятельство должно было побудить Кулакова к особенной осторожности и, бдительности. Ничуть не бывало. . Кулаков управлял грузовой машиной АМО-З^ и с грузом ехал из Москвы в совхоз. Было 12 часов. Проезжая неохраняемый переезд у моста № & Московско-Курской ж. д., Кулаков не обратил внимания на правила движения через переезды^ не выяснил предварительно безопасность переезда и въехал на железнодорожный путь. В это время из Москвы шел пассажирский поезд № 171,Шофер Мосавтогруза Кулаков М. Е„ не удостоверившись в безопасности проезда через неохраняемый переезд, въехал на ж.-д. линию и был сбит настигшим его поездом. При столкновении убит агент и ранен сам Кулаков. Машина совершенно разбита Фото автора Машинист не успел своевременно остановить поезд, т. к. грузовик для него показался совершенно неожиданно и, кроме того, дорога в этом месте идет под уклон. На полном ходу паровоз ударил в правый бок машины и отбросил ее метров на десять в сторону. При столкновении •был убит на месте ехавший в кабинке пассажир, а сам Кулаков получил средние ранения. Машина совершенно разбита и негодна для восстановления (см. фото). К таким же печальным последствиям приводит и невнимание водителей к уличным знакам и •сигналам, в особенности светофорным. В целях улучшения и усовершенствования уличной сигнализации в последние годы в крупных промышленных центрах СССР (Москва, Ленинград, Харьков и др.) применяются трехзначные, а в Москве, кроме того, и стрелочные светофоры. Управление производится путем смены свето, ®ых сигналов или же движением стрелки по цветным секторам стрелочного светофора. Зеленый цвет означает, что путь свободен; красный—путь закрыт, желтый—призывной к вниманию. Продолжительность горения каждого сигнала зависит от мощности потоков. В Москве на многих перекрестках установлены автоматические светофоры; у них чередование сигналов происходит в соответствии с мощностью потоков для «аждого участка. Как правило, на полную смену световых сигналов дается одна минута, а именно: по 25 секунд для красного и зеленого и по 5 секунд для желтого. Таким образом, если водитель подъехал к перекрестку в тот момент, когда стрелка с зеленого сектора перешла на желтый или же после зеленого светового сигнала зажегся желтый, ему понадобится лишь 30 секунд ожидания, чтобы вновь продолжать свой путь. Но и этих 30 сескунд многим водителям кажется чересчур много (обычно время ожидания колеблется в среднем • т 10 до 20 секунд) и они, не дожидаясь зелео ного сигнала, двигаются по закрытому пути и часто становятся жертвой своей опрометчивости и нетерпения. Б еспрекословноеподчинение дор ожнымиуличнымсигналами знак ам — о дно из важнейшихусловий работы хорошего шофера. По правилам уличного и внегородского движения «при несчастных случаях» водитель обязан немедленно остановиться, оказать пострадавшим первую помощь и сообщить о случившемся постовому милиционеру или в орган РК милиции. ' Существующие правила требуют, чтобы: Во всех случаях наезда или сшиба человека водитель немедленно обязан остановиться , соблюдая установленные правила, — предварительно дать сигнал, подъехать к правому тротуару или обочине дороги и затянуть ручной тормоз. Затем он должен подойти к пострадавшему и оказать ему помощь. Многие наиболее сознательные и культурные водители московских машин обычно держат при себе самые необходимые медикаменты (бинт, вата, эфир, иод и т. д.), которые очень часто нужны бывают им самим. Такие водители во всех случаях незначительных ранений и ушибов и отдаленности от места происшествия аптеки или лечебного заведения сами оказывают необходимую первую медицинскую помощь (про. мыть и перевязать царапину или небольшую I рану); если же раны носят более серьезныйхарактер и состояние пострадавшего позволяет, водитель обязан посадить его в свою машину и доставить в ближайшую больницу, амбулаторию или же аптеку. В более тяжелых случаях необходимо срочно вызвать карету скорой помощи (в больших городах) или же доставить пострадавшему ближайшего врача. К сожалению, среди наших водителей иногда встречаются такие, которые после наезда или сшиба человека оставляют его на месте в беспомощном состоянии, а сами пытаются скрыться. Подобные проявления следует рассматривать как позорные и преступные. Так именно рассматривает действия подобных водителей и наш пролетарский суд. В Москве шоферы Антипов и Седов были присуждены судом к высшей мере социальной защиты именно за то, что, наехав на трамвайных рабочих, занятых ремонтом путей, не остановились, а вздумали скрыться. Характерно, что подавляющая масса таких водителей оказывалась или алкоголиками или же выходцами "из чуждой нам среды. Наиболее законченным и ярким типом такого шофера-преступника является шофер научно-исследовательского института НКПС гр. Мержинский, Борис Федорович. Мержинскому 28 лет. Право на управление машиной он получил в 1932 г. и, несмотря на столь короткий срок работы, успел уже «отличиться». Четыре раза был он оштрафован за нарушения правил уличного движения, имеет судимости, алкоголик. 1 января 1934 г. в 10 , час. Мержинский на легковой машине, проезжая по Маросейке (Москва), у дома №. 13 сшиб гражданку Танхильсон и нанес ей ушибы всего тела. Оказавшимся на месте происшествия милиционером машина была остановлена и пострадавшая усажена в кузов а целью доставки в ближайшую больницу. Мержинский, воспользовавшись тем, что милиционер перед тем, как сесть в машину, заговорил с подошедшим другим работником милиции, включил скорость и сильным рывком повел машину в сторону Покровки. Не обращая внимания на свистки милиционера и крики граждан, Мержинский усилил скорость и, свернув в ближайший переулок, скрылся от погони. Мержинский гнал машину из переулка в переулок, не обращая никакого внимания на стоны и просьбы своей обессилевшей жертвы. Такая бешеная гонка продолжалась более 30 минут. Наконец, Мержинский «угомонился», доехал до середины Армянского переулка, остановился и со словами «дальше не поеду, машина испортилась и руки себе порезал», начал высаживать пострадавшую Танхильсон. Несмотря на ее мольбы проехать еще один квартал и довезти ее до ее квартиры, он категорически отказался и настоял на своем. Гражданка Танхильсон была высажена в тяжелом состоянии ис помощью прохожих доставлена домой. А Мержинский, сбросив в глухом переулке полубессознательную жертву, спокойно поехал к приятелю праздновать встречу нового года. С чувством глубокого возмущения всяводи ­ т ельскаямасса должна встретить гнусные действия лиц, подобных "Мержинскому. Но Мержииские кое-где еще свили себе прочное гнездо. Пользуясь отсутствием классовой бдительности среди руководителей маленьких «карликовых» хозяйств, они творят свое черное дело, дискредитируя и позоря почетную работу водителя социалистического транспорта. Аре. Туманян (Окончание следует)