СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ! ДОГОВОРС ЧУВАШИЕЙ вРавняться на Горьковский край После того, как договор с Чувашией был подписан, делегаты республик и областей вернулись из Чебоксар домой. Свеженькие экземпляры копий торжественного договора, под которым чернел длинный ряд подписей республик, краев и областей, горячие речи энтузиастов чувашских «американок», еще звучавшие в ушах, и самые эти «американки», покойные, ровные, такие гостеприимные и приветливые,—все это звало к немедленным действиям, к работе, к борьбе. Некоторые так и сделали) и с места в карьер поставили перед риками вопрос о камне, о перке, гравии, о подводах, привели в движение тысячные массы людей. , Так сделали в Горьковском крае. Еще 11 ноября президиум крайисполкома дал директиву к началу декабря, т. е. ко времени открытия чувашского съезда, закончить и представить на утверждение окончательно разработанный план дорожного строительства на 1934 г. Ко времени окончания съезда в Горьком были окончательно проверены и утверждены дорожные планы почти по всем районам. При этом была дана новая установка: перейти на строительство дорог улучшенного типа. Развернули широкую сеть районных курсов для подготовки дорсельуполномоченных и дорожных бригадиров. На этих курсах обучается 2 700 человек. В ра"йоны было брошено около 100 работников дорожных органов и техникумов; они подняли на ноги более пятидесяти районов, провели в них дорожные совещания, на участках они орга' низовали кустовые производственно-технические совещания и здесь по пунктам прорабатывали чебоксарский договор.ДЕЙСТВИИОБЗОР 3С 15 января начался дорожный месячник. На всесоюзной радиоперекличке дортрансов и автодоровских организаций представители Горьковского края доложили, что в результате дорожного месячник закончившегося 15 ^февраля, годовой план заготовки строительных материалов выполнен на 60 проц. и все заготовленные материалы вывезены на места работ. Ремонт дорожных механизмов выполнен на 72 проц., а к1 марта будет полностью закончен. Почти половина всех намеченных объектов строительства уже обеспечена окончательно утвержденными проектами. — С 1 марта Горьковский край будет полностью готов к развертыванию всего фронта дорожных работ. Так закончил свое сообщение представитель Горьковского края на радиоперекличке 17 февраля. В других краях и областях поступили поиному. Миллион обещаний—ноль исполнения Ленинградская и Западная области, не довольствуясь общим договором с Чувашской АССР, договорились о том, чтобы заключить между собой отдельный договор. Договор размножили и разослали по сельсоветам и колхозам. Великолепный договор!, Все, что только возможно, предусмотрено и включено в этот ответственный документ: «К 15 января разработать конкретные планы и довести их до каждого сельсовета и колхоза, МТС и совхоза, дорожной бригады и дорожного участка», «не позднее 15 января проработать план капитального строительства и ремонта и развернуть соревнование»... «провести аэросанные пробеги»... «пустить по районам культавтомобили», «провести радиопереклички, кольцевые лыжные пробеги физкультурников, агитационно оформить вокзалы, колхозные базары, подъезды... объявить конкурс... организовать дорожные бригады...». При проверке; от этого пышного фейерверка взаимных обязательств и обещаний ничего не осталось. При проверке выяснилось, что «Лендортранс проявил недопустимую халатность в обеспечении строительства проектами, — так пишет в своем заключении инспектор Глаздортранса.—Зная еще в сентябре объекты нового дорожного строительства в 1934 г., Лендортранс своевременно не подготовил для них технических проектов И сейчас новое дорожное строительство фактическими проектами не обеспечено». «К новому дорожному строительству Лендортранс проявил полное невнимание. Конское поголовье доргранса находится в истощенном состоянии. Механические средства не распределены между объектами. Автотранспорт работает на сторону. Заготовка строительных материалов проходит слабо. Вывозка—еще хуже». К 10 февраля камня для нового дорожного строительства в области заготовили 47,3 проц., а вывезли 19 проц., гравия вывезли 21 проц., щебня заготовлено всего 11 проц. Еще хуже1|у.К сведению республик, краев и областей, подписавших с Чувашией договор о ликвидации бездорожья. На снимке — типичный вид чувашской сельской дороги (в Марьин-Посад)Фото Цыганова• обеспечены стройматериалами дороги низовой сети, заготовлено для них только 35—40 проц. необходимого количества. Совсем плохо с ремонтом дорожных машин—подготовлено не более 20 проц. машинного парка дортранса. Вот с чем пришли на радиоперекличку пред' ставители Лендортранса и Ленавтодора. В Ленинградской области в этом году должны быть развернуты большие работы по постройке Архангелогородской и Приморской дорог и Киевского шоссе союзного значения, а также дороги на Карельском перешейке. На вопрос, как обеспечиваются эти дороги стройматериалами, последовало жалкое признание: «Плохо, железная дорога вагонов не дает. Для строительства Киевского шоссе не дано ни одного вагона». Посмотрим теперь, какие успехи имеет соревнующаяся с Ленинградской Западная область. Положение угрожает прорывом В области важнейшими объектами дорожного строительства являются тракты Великолуцкий, Невельский, Усвятский и Велижский. Это—основные дорожные строительства,'имеющие большое хозяйственно-экономическое значение для об• ласти! Так вот по этим четырем важнейшим объектам положение на 10 февраля представлялось в таком виде. На тракт Невель—Сеньково вывезено 8,6 проц. стройматериалов, на участок Невель—• Борисово—Велижск—25,8 проц., на тракт Великолуцк—Сеньково—13,9 проц. На другие участки ничего не вывезено. Для того чтобы окончить к 10 марта вывозку стройматериалов на строительство Великолуцкого тракта, необходимо, чтобы ежедневно с5 февраля работало не менее 2 000 подвод, фактически же с 25 января работает в среднем 220 подвод, т. е. немного более 10 проц. До февраля к реализации трудучастия районы не приступали, и планы трудучастия до сельсовета не доведены. Таково же положение в общем и по тракту Невель—Борисов. Вместо 1600 подвод, необходимых тракту ежедневно, работает не более 600. Положение на строительстве трактов явно грозит прорывом. Материально-техническая подготовка никуда не годится, карьеры камня, песка и гравия не разрабатываются, качество заготовляемых материалов скверное, дорожные рабочие не обеспечены жильем, лошади не имеют фуража. Райисполкомы недооценивают значения дорожного строительства, срывают мероприятия по прикреплению колхозов к участкам, срывают договорную работу по гужу. Таково положение почти на всех трактах и не только на трактах, а и по всему фронту дорожных работ в области. К 15 февраля для нового дорожного строительства областного значения вывезено камня 39,2 проц., песка—12 проц., для низовых дорог вывезено 28 проц. камня, песка... 5,6 проц. К 15 февраля отремонтировано всего 9,5 проц. дорожных механизмов. Как показала радиоперекличка, почти во всех республиках, краях и областях картина в общем одинаковая. Всеми одинаково проявляется недооценка \ значения дорожного строительства, сплошь и рядом средства, отпущенные по бюджету на дорожное строительство, расходуются не по назначению. Дорожные организации не только не получают содействия со стороны местных органов, но во многих случаях последние срывают все мероприятия, которые дортрансы проводят собственными силами. Причина этого заключается в неумении местных органов сочетать дорожную работу с текущими хозяйственно-политическими кампаниями. При этом надо отметить, что не только на местах, но ив центре и, прежде всего, в Цудортрансе и Главдортрансе нет еще должного поворота «лицом к дороге». Планы нового дорожного строительства были утверждены со значительным запозданием (только 20 января), до этого местные организации и дортрансы не знали объема работ, и это, несомненно, сыграло свою роль. До конца февраля в аппаратах Цудортранса • и Главдортранса господствует окончательно осужденная XVII съездом партии функционалка. Связь с местами работ у центральных органов дорожного строительства слабая и носит довольно случайный характер. В конце февраля в Управлении нового дорожного строительства Главдортранса имелись сведения только на , 1—10 февраля, и то лишь от 6 краев и областей. В секторе низовых дорог сведения имелись также только на 1 февраля. Сведения эти представляют собой общие цифры по краю или области и не дают никакого представления о положении дел на отдельных объектах дорожного строительства. Если к этой статистической отчетности, присылаемой раз в месяц, прибавить «живую связь», представленную несколькими инспекторами, да случайные донесения,—то это будет все, что связывает центр с местами. Такое положение перед лицом большой программы . дорожного строительства в этом году, исчисляемого в сумме 330 млн. руб. только по РСФСР, внушает серьезную тревогу. До начала разворота дорожных работ осталось- менее месяца. Найти основное звено Заместитель председателя Центрального совета Автодора т. Данилов на радиоперекличке, подводя итоги, сказал: «Плохо пока работают дорожные органы, но еще хуже—автодоровские организации». Со стороны последних наблюдается неспособность найти основное звено, ухватившись за которое можно было бы потянуть всю цепь мероприятий содействия дорожному строительству. В этом находит свое отражение слабость автодоровской работы в деревне. Между тем сама жизнь выдвигает новые формы и пути организации масс на борьбу с бездорожьем. Одной из таких форм является совместная работа Автодора с политотделами МТС под руководством последних. В печати уже были опубликованы сведения о дорожной автодоровской работе политотдела Подбельской МТС. Теперь уже имеются отклики на почин Подбельской МТС от других политотделов.-. Большую работу проводит Крестовская МТС (ЦЧО), Логайская МТС (Белоруссия) и некоторые другие. Широко использовать помощь политотделов МТС для развертывания дорожной работы колхозов—это одна из первоочередных задач автодоровских организаций. Под руководством политотделов МТС, вместе с ними, автодоровские организации должны развертывать свою работу в колхозной деревне ив частности по дорожному строительству.25 февраля И. Ф-Н "