16
17
18
ГДоминПЕПЛОНТ ТРАКТОРОВВ мастерских совхозов и МТС нашего Союза, занятых капитальным ремонтом тракторного парка, работает большое количество малоквалифицированных рабочих, главным образом из состава трактористов. В целях повышения их квалификации, а следовательно улучшения качества ремонта и ускорения его, редакция журнала „За рулем" помещает серию статей т. Демина „Ремонт тракторов". В этих статьях автор уделяет основное внимание вопросам выполнения отдельных ремонтных операций, опуская все монтажные работы, с которыми рабочие более знакомы. РЕДАКЦИЯС 1 АТЬЯQ QВ этой статье мы переходим к описанию ремонта системы зажигания — самой сложной из всех механизмов трактора. Отдельные детали этой системы при сложных повреждениях должны направляться для ремонта в специальные мастерские, средняя мастерская МТС или совхоза может выполнять ограниченный круг ремонтных работ. Здесь мы даем описание техники выполнения этих работ по отдельным деталям. Р емонтраспределителя . В распределителе может быть много различного рода неисправностей. При всех неисправностях необходимо очистить, промыть и просушить все части распределителя, проветрить каждую из частей и затем произвести требуемый ремонт. При трещинах в бакелитовых и фибровых роторах и крыщка.х нельзя применять способ склеивания. Эти части должны заменяться новыми. Точно так же надо поступать при поломках щеточных контактов или пружин. Лишь при незначительной срабогке, когда концы щеточных контактов несколько обкололись, их можно восстановить путем шлифовки мелкой бархатной пилкой. После ремонта частей распределителя последний должен быть собран и проверен в работе. Перебои, слабое искрообразование и несвоевременное появление искр будут свидетельствовать о том,что неисправности распределителя исправлены неполностью и неправильно. Р емонтколлектора . Коллекторное кольцо и щетка подвержены загрязнению, а также поломкам; кроме того происходит сработка ла-Рис. 2. Измерение зазора в контактах прерывателя туиного кольца, ослабление пружины и истирание коллекторной щетки. Загрязнение и замасливание устраняются путем промывки. При по.томке эбонитового борта коллектора можно рекомендовать изготовление новой стенки коллектора из эбонита. Однако, если нет в этом крайней необходимости, лучше поломанный коллектор заменить новым. Необходимо предупредить, что при установке новой стенки коллектора следует установить шелковую прокладку между вновь устанавливаемой стенкой и корпусом коллектора. В том случае, когда коллекторное кольцо имеет трещину, его нужно спаять латунным припоем, после чего произвести проточку коллектора на токарном станке. Коллекторное кольцо должно быть такл<е подвергнуто проточке ив том случае, когда оно имеет неравномерную сработку. Поломанная пружина и щетка коллектора должны быть заменены новыми. В случае неравномерной сработай щетки ее следует восстановить путем шлифовки. Р емонтпрерывателя . Перед ремонтом прерыватель очищается от пыли и грязи.и промывается. При осмотре прерывателя могут быть обнаружены следующие неисправные части: обгорелые контакты, сработанный фибровый кулачок,Рис. 1. Припиливание контактов прерывателя заевший шарнир молоточка, сработанный заземляющий уголек, поломанная нажимная пружина, а также поломки в других мелких частях. Обгорелые контакты должны быть зачищены с помощью бархатного напильника, как это показано на рис. 1. После зачистки контактов прерывателя следует произвести регулировку зазора между ними. Зазор между контактами прерывателя должен быть строго определенного размера; колебания возможны в пределах 0,4—0,5 мм. Измерение зазора в контактах перед регулировкой обычно производится с помощью специальной пластиночки, которой снабжается ключ от магнето. Эта пластиночка помещается между контактами прерывателя (рис. 2) и пошатывается. С помощью пошатывания определяется величина люфта, указывающего на расширение зазора. Зазор может быть чрезмерно малым. В этом случае пластинку между контактами вставить не удастся. Увеличение и уменьшение зазоров контакта прерывателя достигаются подвертыванием специального регулировочного винта или гайки (рис. 3). Если не удается сблизить контакты путем подвертывания гайки, можно попробовать разогнуть рычажок фибрового кулачка. Заедание в шарнире фибрового молоточка влечет за собой уменьшение быстроты и резкости смыкания и размыкания контактов. Устранение заедания в шарнире молоточка достигается путем его промывки и очистки с помощью наждачной шкурки. Сработанный заземляющий уголек, поломанная пружина и другие части прерывателя при поломках заменяются новыми. Р емонтимпульсера обыкновенно вызывается износом или поломкой его частей. Изношенные и поломанные части импульсера заменяются новыми. При этом части, поставленные saHOBOj смазываются легким маслом, применяемым для смазки магнето. Ремонт импульсера необходим также в случае заедания в его частях, что происходит обычно вследствие попадания грязи, которая, смешиваясь с маслом, «склеивает» собачку. В этом случае ремонт сводится к очистке и промывке импульсера. Р емонтсвечей заключается в очистке электродов от нагара ив регулировке зазора между ними. Очистка электродов производится с помощью бархатного напильника или наждачной бумаги. Зазор измеряется с помощью ка-колт VP звонок илиЛАМПОЧКААККУМУЛЯТОР{-Ззонок илиЦ- ЛАМПОЧКААККУМУЛЯТОР Рис. 4. Вверху—схема проверки обмотки динамо, вниз у — схема проверки изоляции обмоток либрованной пластинки. Для отгибания и пригибания электродов можно пользоваться плоскогубцами или производить отгибание отверткой,. а пригибать наружный электрод с помощью молоточка. Р емонтпроводов заключается в устранении обрывов ив исправлении изоляции. При ремонте проводов часто приходится производить смену наконечников. Все эти ремонтные операции очень просты, поэтому описание техники выполнения их мы здесь не даем. У становказажигания . Закончив ремонт частей системы зажигания, производят установку их на трактор. Собирая части магнето, надо убедиться в правильности зацепления шестерен распределителя и якоря. Обыкновенно эти шестерни имеют метки и установка их производится по меткам. Проверенные и собранные магнето устанавливаются на кронштейн и соединяются с валиками регулятора. Для этого следует на конец валика надеть половину соединительной муфточки, а другую половину соединительной муфточки поместить в вырез, имеющийся в шайбе ускорителя. Когда обе половинки муфточки надеты, нужно привернуть магнето к кронштейну с помощью четырех винтов и закрепить провода на крышке распределителя,. соединив их со свечами. Проделав это, поршеньпервого цилиндра (от радиатора) устанавливают в верхней мертвой точке после хода сжатия. В этот момент магнето должно дать искру в свече первого цилиндра. Для этого устанавливают обойму прерывателя в определенное положение, соответствующее наибольшему запаздыванию. Далее нужно удалить крышку распределителя и поставить неподвижный контакт против уголька, соответствующего первому цилиндру. Этот уголек на крышке распределителя обозначается цифрой 1. Далее нужно поставить якорь магнето в такое положение, при котором в прерывателе начался бы разрыв первичной цепи. Контакты прерывателя в этот момент должны начать расходиться. Для определения этого момента между контактами помещают полоску папиросной бумаги иРис. 3. Регулировка зазора в контактах прерывателя повертывают якорь магнето, пробуя вытащить бумагу из контактов прерывателя. Как только бумага освобождается, сейчас же прекращают вращение якоря. Произведя все указанные операции, нужно соединить половины муфточки с помощью болтов. Таким образом производится установка зажигания у большинства марок тракторов. Ремонт динамомашины состоит в проверке ее частей ив устранении мелких неисправностей. Проверка якоря производится с помощью аккумулятора. Один провод от аккумулятора нужно присоединить к любой из коллекторных пластиночек или к концу обмотки возбуждения. Другой провод должен быть соединен с концом обмотки возбуждения или с какой-либо из коллекторных пластин. В момент прикосновения второго провода должна проскочить искра между проводом и той частью, с которой он прикасается. Для проверки всех коллекторных пластин прикасаются поочередно к каждой из них вторым проводом от аккумулятора. Наличие искры во время прикосновения свидетельствует об исправности обмоток. Определение исправности изоляции на обмотках якоря производится также с помощью аккумулятора. В этом случае второй провод вводится в соприкосновение с якорем магнето. Схема проверки обмотки представлена на рис. 4 — вверху, а схема проверки изоляции представлена на этом же рисунке внизу. В цепь второго провода можно установить звонок или включить лампочку. В этом случае вместо искры при прикосновении провода будет слышаться звонок или вспыхивать свет в лампочке. Во всех случаях, когда выявляются неисправности обмоток или изоляции, нужно отправить магнето для ремонта в специальную электромастерскую. Ремонт коллектора динамо состоит в его обточке, шлифовке ив прорезаиии изоляции. Обточку коллектора производят на токарном станке (рис. 5), а шлифовку с помощью наждачной бумаги также на токарном станке или вручную. Прорезание изоляции осуществляется наждачным полотном, укрепленным в ручке, как это показано на рис. 6, -вверху слева. Справа же вверху па этом рисунке показана прорезанная изоляция. После обработки коллектора следует притереть к нему коллекторную щетку. Для выполнения этой операции между коллектором и коллекторной щеткой помещают стекляннуюСТЕКЛЯННАЯРис. 6. Вверху — пропиливание слюдовой изоляции, внизупритирка коллекторной щетки бумагу, после чего вращают коллектор. Помещенная между коллектором и коллекторной щеткой бумага показана на рис. 6 внизу. При испытании отдельных частей динамо может оказаться, что они находятся в полном порядке, но динамомашина при нормальных оборотах двигателя не дает напряжения достаточной силы. Это может быть вследствие того, что обмотки напряжения размагнитились. Для намагничивания обмоток обыкновенно пользуются аккумуляторной батареей. Положительный конец обмотки соединяют проводом с положительной клеммой, а отрицательный—с отрицательной клеммой. Электрический ток, проходя через обмотку возбуждения в течение 10—15 минут, намагнитит ее в достаточной степени. В том случае, когда есть подозрение, что регулятор неисправен, его надо проверить. Проверка регулятора осуществляется, так же, как и проверка обмотки якоря, с помощью аккумулятора. Разница состоит лишь в том, что проводники присоединяются непосредственно к зажимам. Наряду с неисправностями в динамо могут быть также неисправности ив сети системы освещения. Перегорание лампочек может быть вследствие порчи регулятора, а также вследствие того, что устанавливаемые на трактор лампочки рассчитаны на меньшее напряжение. Отсутствие света в одной из лампочек может быть оттого, что она перегорела. Однако не исключается возможность, что испорчен патрон, провод или выключатель. Порча патрона обычно происходит от его загрязнения. Поэтому прежде всего следует произвести промывку патрона. Порча проводов может ^происходить от внутренних или наружных разрывов. В этом случае следует произвести осмотр провода и сделать новое соединение в месте разрыва. Выключатель, так лее как и патрон, должен быть промыт и прочищен. Бывает так, что не горят лампочки обеих фар. В этом случае, помимо указанных неисправностей, следует иметь в виду, что возможна неисправность предохранителя—перегорание его. Здесь единственным способом восстановления может быть замена предохранителя новым. Г. Демин (Продолжение следует)г8Рис. 5. Обточка коллектора линамо