28
29
тЕХНИЧЕСКАОНСУЛЬТАЦИЯпод ОБЩЕЙ РЕДАКЦИЕЙ ИНЖ. И. И. ДЮМУЛЕНТов. МОСИЕНКО и 170 КУРСЛНТЯМ (г. Майкоп), тт. ВОРОЖЕЕВУ (Люксембург), ТКЯЧЕНКО (Донбасс, Константиновна), ХОЛОДОВИЧ (Ленинград), ГЯЛКИНУ (ст. Курорт, Казакстан), ВЛАДИМИРОВУ (Ростов-на-Дону), кр-цу ХРИЧЕНКОВУ (Новый Петергоф), шоферам ПЯНЧЕНКО, МИХАЙЛОВУ и РЯБИНИНУ (ст. Чибеньки, Самаро-Златоустовской жел. дор.) и др.Как устроена и работает система зажигания автомобилей ГАЗ и АМО? Каков путь тока первичной и вторичной обмоток катушки зажигания? Как проходит ток высокого напряжения с массы во вторичную обмотку и может ли он при этом проходить через аккумулятор? Как разряжается конденсатор?Принцип и система батарейного зажигания являются общими для автомобилей ГАЗ, АМО (ныне ЗИС) и Я-3. Катушка зажигания (индукционная катушка) имеет железный сердечник из тонких железных полосок, изолированных друг от друга лаком, во избежание появления токов Фуко. На сердечнике намотаны две обмотки: тонкая, состоящая из 16 000 витков проволоки толщиной 0,1 мм, и толстая толщиной 0,8 мм, состоящая из 250 витков. Толстая первичная обмотка расположена поверх вторичной (тонкой) для лучшего ее охлаждения и обе обмотки имеют между собою соединение. Катушка помещена в железном футляре, залита изолирующей массой (компаунд) и швы футляра пропаяны для предохранения катушки от попадания масла и воды. При включении зажигания ток идет (см. схему, рис. 1) от аккумуляторной батареи по кабельному проводу до выключателя стартера, далее проходит первичную обмотку катушки и направляется к подвижному рычажку прерывателя. Пройдя по контактам прерывателя, ток по массе возвращается в аккумуляторную батарею. Образующийся в момент разрыва прерывателя ток высокого напряжения во вторичной обмотке идет через распределитель на свечи, проскакивает в виде искры на электродах свечи и возвращается через аккумуляторную батарею. На*опоказано на схеме 2-й. При поднесении провода высокого напряжения к тому или другому полюсу аккумуляторной батареи искра будет проскакивать одинаковой силы. Получающееся напряжение тока зависит от величины искрового промежутка в свече, от степени сжатия, а также от температуры в ци-Рис. 2 линдре. При нормальном искровом промежутке в свече =0,7 мм величина напряжения, необходимого для появления искры, около 6 000 вольт. С увеличением искрового зазора увеличивается также и напряжение. Полное напряжение тока на зажигание слагается из: напряжения индуктированного тока во вторичной обмотке, напряжения тока самоиндукции первичной обмотки и напряжения аккумуляторной батареи. В цифрах это будет приблизительно выражено так: 6 000 -)- 100 + 6. Образующийся в момент размыкания прерывателя ток самоиндукции первичной обмотки заряжает конденсатор. В следующее мгновение конденсатор разряжается, частью через вторичную обмотку, повышая ее напряжение и участвуя в искре на свече, частью через первичную обмотку. Разряд этот имеет довольно сложный характер (затухающие колебания высокой частоты—вопрос, имеющий большое значение в радиотехнике) и разбирать его подробно нет необходимости. Консультант ЛаринWJ nPLfbl^TtJIbРис. 1 правление тока высокого напряжения будет соответствовать разрядке батареи, но так как сила тока высокого напряжения измеряется в тысячных долях ампера,—никакого заметного действия на батарею он не окажет. Убедиться в этом можно, соединив катушку зажигания, как Тт. ПЯНЧЕНКО, МИХАЙЛОВУ и РЯБИНИНУ (ст. Чибеньки, Самаро-Златоустовской шел. дор.). 1. Какой предел расточки цилиндров Форд и АМО-3? 1. Общая норма пределов: 3 проц. диаметра для цилиндра и2 проц. для коленчатого вала. 2. Почему карбюратор Форд-Зенит соединяется двумя отверстиями с атмосферой и какова пропускная способность жиклеров горючего в минуту? 2. Без этих отверстий всасывающее действие из смесительной камеры передалось бы на поплавковую и промежуточную камеры, и горючее стало бы не вытекать , а высасываться , что изменило бы работу карбюратора и не дало бы возможности поддерживать правильность соотношения горючей смеси на всех скоростях вращения двигателя. Пропускная способность жиклеров Форд около 200 граммов в минуту. Для АМО-3 около 300 граммов в минуту. 3. Отчего зависит разная плотность электролита в разных аккумуляторах? 3. Плотность электролитов вообще не является величиной обязательной и разными фирмами назначается различной. Увеличение плотности облегчает работу аккумулятора, уменьшая внутреннее сопротивление и способствуя прохождению тока большей силы, что улучшает работу стартера. Кроме того уменьшается опасность замерзания аккумулятора зимою. Зато уменьшается и долговечность аккумулятора, так как крепкий раствор быстрее разъедает пластины.Тов. ПОГЛДЛЕВУ И. П. (Уралобласть, Киясовская МТС) 1. Какая плотность электролита по Боме в аккумуляторе на машине ГАЗ? 1. Плотность у вполне заряженного аккумулятора летом 28—30°, зимой 32—34°. 2. По какой причине порвалась с сильным звуком банка аккумулятора? 2. Внутреннее давление вследствие газообразования и засорившееся отверстие в пробке (отдушина). Другая возможная причина—взрыв газа от электрической искры или от огня: спички, окурка. 3. Проходит ли ток первичной обмотки через амперметр? По моему мнению он должен пройти через амперметр, так как другого пути ему нет. 3. По основной схеме Форда ток на катушке зажигания берется до амперметра. При ремонтах иногда провод, идущий к выключателю, переставляют на другую клемму переходной коробки, и тогда амперметр окажется включенным.Тов. РИЖКО (Днепропетровск, завод „Сатурн") 1. На автомобиле АМО-3 стоял аккумулятор 12 вольт, но для зажигания было соединено 3 батареи, через некоторое время бобина сгорела. Чем объяснить и как предостеречь бобину, не переделывая аккумулятора? 1. Соединение трех банок аккумуляторной батареи вполне возможно для питания катушки зажигания и всей электрической системы и не требует переделки аккумулятора. Причинами сгорания обмотки катушки могли быть: а) ошибочное соединение 4 банок вместо 3; б) плохой контакт соединения на батарею и сгорание обмотки вследствие повысившегося напряжения динамо; в) в случае установленной катушки БОШ—соединение на 3-й контакт, помимо сопротивления; г) невыключение катушки при остановке мотора; д) расположение катушки близ нагретых частей мотора и перегрев мотора.Тов. ВЛАДИМИРОВУ (Ростов-на-Дону) 1. Как расположен у Форда коленчатый валцентрирования или децентрированно? 1. Коленчатый вал у Форда центрирован. 2. Начало опережения зажигания колеблется от 5° до 45°. Сколько десятых миллиметра приходится на градус, т. е. на сколько миллиметров поршень не доходит до верхней мертвой точки, когда происходит вспышка? 2. Ход поршня в зависимости от угла поворота коленчатого вала нарастает неравномерно. Для автомобилей Форд расстояние будет таково: Угол поворота коленчатого вала 10° . . . . 1 мм 20° 4„ „,iТов. ЦЕЛИЩЕВУ Л. Л. (Сосновская МТС, Ново-Омского р-на, Западносибирского края) 1. Почему в аккумуляторе число отрицательных пластин на одну больше, чем положительных?+-ь +я30.. ..9 „„ 40° . . . . 16 „ „ 50Р. . . . 24 „ Поршень не доходит до верхней мертвой, точки.1. Для того чтобы использовать обе стороны положительных пластин, необходимо иметь лишнюю отрицательную пластину.