ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ-ЛУЧШДЯ ЗАЩИТА ДОРОГ ОТ РАЗМЫВА И СНЕЖНЫХ ЗАНОСОВIV сессия ВЦИК в декабре прошлого года, заслушав доклад т. Лебедя о дорожном строительстве, приняла решение, в котором затронуты все важнейшие вопросы, связанные с строительством и содержанием дорог. Сессия дала также подробные установки по вопросам проектирования, строительства и постоянного ремонта гужевых дорог в целях полного обеспечения непрерывности движения. Однако своевременный ремонт не может в полной мере гарантировать бесперебойности движения на наших низовых дорогах по ряду причин, а именно, вследствие трудности быстрого повсеместного снабжения дорог прочной одеждой и надежной тягой, не разбивающей слабого полотна,; новизны дела регулярного ремонта и отсутствия у населения и технического персонала соответствующих навыков, гарантирующих исправление повреждений в самом начале их возникновения; отсутствия под рукой дешевого материала—хвороста, кольев, дерна, особенно в безлесных местностях, и недостатка рабочих рук в ответственные периоды весенней и осенней распутицы. Главная же причина заключается в наличии ряда угрожающих явлений, связанных с воздушным движением и характером водного стока, зависящим от разнообразных почвенных условий и рельефа. Ветер сильно затрудняет движение при встречном или боковом направлениях, особенно в распутицу, в местах открытых, не защищенных лесом. Ветер развевает и переносит снег (поземка), а также пыль и песок в районах слабых почв, легко разбиваемых при движении. Бывают и комбинированные заносы—песчаноснежные, особенно распространенные и опасные на юго-востоке, в Казакстане, в Сибири. Такие заносы, особенно снежные—зимой, распространенные почти повсеместно, на длительные сроки приостанавливают движение на автодорогах. Ликвидация таких заносов требует сложных приемов механической расчистки и привлечения больших масс населения и притом в трудных условиях снежных вьюг. Размывающая сила воды, образующая смывы почвы, овраги, горные потоки и оползни, создает постоянную угрозу путям сообщения в районах со сложным рельефом, и особенно в местах гористых. В отдельных случаях размывающая сила воды приводит к сплошному заносу полотна дороги песчаными или каменными отложениями вплоть до полного «погребения» старого полотна, как это наблюдается па перевальных дорогах Кавказа. Такое же «погребение» пути бывает ив результате песчаных заносов и черных бурь, когда полотно, занесенное толщей песка или пыли, становится трудно проходимым или просто недоступным для пользования. Учет этой природной обстановки со всеми угрожающими явлениями является вопросом первоочередного порядка, если мы хотим вступить на путь наиболее длительного и дешевого устранения или смягчения вредных влияний, связанных с деятельностью ветра и воды. Однако эта обстановка не всегда является неизменной. Следует отметить, что природные условия значительно ухудшаются в связи с уничтожением в непосредственном соседстве с дорогами растительного покрова—древесного и травянистого. Значение природной растительности для путей сообщения доказано практикой наших железных дорог. На участках ж.-д. пути, расположенных среди лесной растительности, снежных заносов почти не бывает. Того же эффекта можно достигнуть ив безлесных местностях путем создания снегозащитных лесных полос. Укрепление с помощью растительности песков, прилегающих к полотну дороги, устраняет песчаные заносы обширнейших пустынь Средней Азии. Это ярко выразилось в известных работах лесовода Палецкого на Среднеазиатской железной дороге от Красноводска до Ташкента. Участники субботника по загототовке посадочного материала для озеленения тракта Чебоксары — КанашИ з фотоальбома Чувашдортранса Сортировочный склад посадочного материала по озеленению тракта ЧебоксарыКанашИз фотоальбома ЧувашдортрансаОтсюда напрашивается прямой вывод, что подготовки кадров, привлечения широкой общеплановое озеленение путей сообщения соответственности и т. д. В настоящее время работы по живой защите ствующими культурами древесной и травянистой растительности является самым действипутей находятся в зачаточном состоянии и огрательным, длительным и дешевым средством ничиваются отдельными и притом разрозненными начинаниями, главным образом, на далеборьбы с вредными природными влияниями на ких окраинах—Восточной Сибири, Бурято-Мондорожное полотно (сила ветра и воды). Применение «живой защиты» от вредных влиягольской республики, Западной Сибири и Чувашии. Органы дортранса, научные учреждения ний на железнодорожных путях практикуется и общественность до сих пор не уделяли должсвыше полустолетия, и это дало возможность ного внимания вопросам широкого и планомервыработать вполне проверенные методы борьбы и создать на ряде железных дорог образцоного озеленения дорог. В заключение следует заметить, что зеленые вые древесные культуры, весьма ценные не только по своему защитному, но и по прозащитные насаждения на огромном протяжении дорог помимо своей прямой задачи—обеспечения изводственному значению. В борьбе с размывами необходимо применять бесперебойности движения—будут в дальнейшем источником ценной продукции—поделочной, топприемы, разработанные и проверенные более чем 30-летней практикой нашей мелиорации. ливной, технической и даже пищевой при услоЗдесь иногда приходится распространять кульвиях правильного внедрения в полосы разнотуры древесных и травянистых пород далеко образных плодовых пород. Яркий пример этого мы видим на дорогах Германии. от полотна к начальным точкам размыва, как Маскировочные свойства зеленых насаждений это наблюдается в борьбе с оврагами и потообщеизвестны и пояснений не требуют. При исками. Такое же распространение защитных кульпользовании быстрорастущих пород, как-то: ивы, тур за пределы полос отчуждения необходимо в борьбе с крупными песчаными массивами. Все тополя, березы и некоторых травянистых растеэто потребует дополнительной прирезки к доний, можно разрешить в короткий срок задачу рогам значительных площадей и неудобных зеснабжения пути разнообразным материалом для мель, могущих составить с примыкающими поремонта полотна, мостов, разных ограждений лосами отчуждения достаточно крупные отводы, в виде хвороста, кольев, брусьев и т. п. Слекоторые наиболее целесообразно называть «подует особо подчеркнуть при этом дешевизну указанных материалов, легкость их заготовки лосами живой защиты путей сообщения». Организуя зеленую защиту при гужевых дои огромное снижение расходов по подвозу, обычно дорогому и трудному в безлесных районах. рогах в масштабе СССР, необходимо учесть и Не следует также забывать, что зеленые наиспользовать богатый опыт железных дорог в саждения на шоссейных дорогах, помимо узко борьбе со снежными и песчаными заносами и размывами, применяя его основные установки. защитных и производственных целей, должны сыграть немалую роль в создании той сети Однако, учитывая специфику автодорожного защитных сельскохозяйственных полос, которые дела, иные профили и уклоны, иной характер в настоящее время признаны одним из мощных и размер полотна, иную тяговую силу и поди действительных средств в борьбе за урожай вижной состав и т. д., нельзя ограничиться простым копированием. Поэтому необходимо запутем улучшения природных условий наших степных районов. няться разработкой вопроса соответствующей методики организации территории, вопросами В. Борткевич, А. ЛохвицкийКоллектив Сталинградского тракторного завода под непосредственным руководством ис помощью Центрального комитета партии во главе с т. Сталиным осуществил мечту В. И. Ленина: 12 апрелясконвейера СТЗ сошел стотысячный трактор. g,3а рулем" № 8