Г. Д еминС Т АТЬЯВ мастерских совхозов и МТС нашего Союза, занятых капитальным ремонтом тракторного парка, работает большое количество малоквалифицированных рабочих, главным образом из состава трактористов. В целях повышения их квалификации, а следовательно улучшения качества ремонта и ускорения его, редакция журнала „За рулем" помещает серию статей т. Демона „Ремонт тракторов". В этих статьях автор уделяет основное внимание вопросам выполнения отдельных ремонтных операций, опуская все монтажные работы, с которыми рабочие более знакомы. РЕДАКЦИЯРЕМОНТ ПЕРЕДАТОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ ТРАКТОРОВР емонтмуфтысцепленияв основном сводится к удалению старого изношенного фрикционного материала ик установке нового. Кроме этого приходится также ремонтировать и другие изношенные или поломанные части муфты сцепления. Для замены фрикционного материала старые накладки удаляются. Для удаления старых накладок высверливаются медные заклепки, которыми приклепываются накладки диском. Чтобы удалить заклепки, можно пользоваться бородком. Для этого нужно поместить диск между двух брусков так, чтобы удаляемая заклепка не касалась ни одного из этих брусков. В центр заклепки нужно поставить острый конец бородка и по тупому концу его нанести несколько резких Эти куски должны быть совершенно одинаковыми по. своей форме и по размерам. Для сшивки кусков нужно применять тонкую мягкую латунную проволоку. Сшивать куски материала нужно так, как это показано на рис. 1.Рис. 2. а—вставка трех зубьев; б—вставка одного зуба Вставляя новые заклепки в устанавливаемый материал, нужно убедиться в том, соответствуют ли отверстия в диске отверстиям в накладках. Если эти отверстия почему-либо не совпадают, нужно насверлить новые, расположив их, примерно, так же, как и старые. Точно также надо убедиться в наличии и правильности резинковки отверстий. Если старые отверстия не отрезинкованы или резинковка произведена на недостаточную глубину, следует проделать эту операцию снова. Для резинковки отверстий нужно применять сверло диаметром в два раза большим, чем диаметр насверленных отверстий. Это сверло следует заточить под углом 95°. В отверстия, сделанные в диске и фрикционном материале, вставляются заклепки, после чего12Рис. 1. Сшивка фрикционного материала Ш ударов. Обыкновенно после 3—4 ударов старая заклепка вылетает. Может оказаться, что старая заклепка слишком сильно расклепана и при выбивании охватывает своей головкой конец бородка, тем самым не давая ему проходить через отверстие, насверленное в диске. Тогда нужно взять более тонкий бородок и произвести высверливание с помощью его или же высверлить заклепку. Удалив все заклепки, нетрудно снять фрикционный материал. Наклепка новых накладок на диски должна производиться следующим образом. Прежде всего накладки по своим формам и размерам должны строго соответствовать размеру и формам заводских накладок. Если мастерская не имеет в своем распоряжении целых кусков материала, из которых можно было бы вырезать накладки, то следует вырезать части накладок, а затем сшить их. Можно считать вполне допустимым изготовление прокладки путем сшивки из трех кусков.Рис. 3. Заварка трещины на шестерне концы их расклепываются с помощью ручного молотка и пробойника или! с помощью специаль ной клепальной машины.Рис. 4. Ремонт треснувшей шестерни путем установки накладок Приклепка фрикционного материала требует большого внимания. Надо быть очень осторожным для того, чтобы наносить удары молотком только по заклепке и не портить поверхности накладки. Все другие части муфты при износе заменяются новыми, хотя также не исключается возможность их ремонта. Ослабевшие пружины муфты могут быть усилены путем подкладки под них шайб. Треснувшие кожуха, износившиеся хомуты, вилки и рычаги могут быть восстановлены путем за» варки и наплавки на них материала. Вследствие перекоса ведомого диска муфты сцепления может произойти его прогорание и образование в этом месте трещины. Треснувший ведомый диск также может быть восстановлен путем сварки. За отсутствием сварочного аппарата в ремонтной мастерской можно рекомендовать восстановление диска путем установки накладки на место трещины. Для этого трещина расширяется путем фрезеровки. Далее в нее помещается заготовленная накладка. Накладки приклепывают двумя заклепками. После того как муфта отремонтирована, производят ее регулировку, которая состоит в установке зазора между упорным подшипником и головкой отжимного рычага. Этот зазор должен быть равен 5 мм. Изменение величины зазора производится путем подтяжки гайки, имеющейся на рычаге педали. У трактора ЧТЗ муфта сцепления регулируется с помощью регулировочного-паучка. При регулировке этот паучок устанавливается н такое положение, которое исключает возможность пробуксовки муфты сцепления при полной нагрузке трактора. Р емонткоробкискоростейи диф еренциала сводится к устранению неисправностей в шестернях, валах и кожухах. Кроме этого, производится замена изношенных и поломанных подшипников, болтов, прокладок и других частей. Перед ремонтом шестерни осматриваются и производится промер их зубьев. Если зубья шестерен изношены больше, чем на 1/5 их толщины, то в этом случае необходимо шестерни заменить новыми или произвести наплавку материала на зубья. Наплавка материала в этих случаях производится а (помощью автогенного аппарата. После наплавки зубья шестерен профрезеровываются и подвергаются цементации.При осмотре шестерен также может оказаться^ что один или несколько зубьев выкрошились, в то время как остальные почти не сработались. Тогда на место изношенных зубьев надо поставить новые, не меняя всей шестерни. Делается это так. В шестерне на месте выкрошившихся зубьев производят углубление в форме «ласточкиного хвоста». Далее изготовляется зубчатая реечка, основание которой делается в форме углубления в шестерне. После этого зубчатая реечка приваривается к шестерне. Установка трех зубьев показана на рис. 2 вверху. На этом же рисунке внизу представлена установка одного зуба. У ремонтируемых шестерен могут быть сильно разработаны шлицевые канавки. В этом случае рекомендовать какой-либо способ ремонта чрезвычайно трудно, так как единственный способнаплавка материала—усложняется v тем, что после этой операции приходится производить обработку шлицевых канавок вручную. Обыкновенно износ шлицевых канавок шестерен обусловливается износом шлиц на валах коробки скоростей. Поэтому во время ремонта коробки скоростей шестерни можно оставить такими, как они есть, и отремонтировать лишь шлицевые валы.Рис. 5. Регулировка конической шестерни короб ки скоростей Наплавка материала на шлицы валов производится так же, как и на зубья шестерен спо мощью автогенного аппарата. После того, как материал наплавлен, валы могут быть обработаны путем фрезеровки. В шестернях передач, в частности коронной шестерне диференциала, может образоваться трещина между втулкой шестерни и зубьями. Ремонт треснувшей шестерни может быть произведен путем заварки трещины (рис. 3) или путем установки сдвух сторон ее стальных накладок (рис. 4). Необходимо предупредить, что при заварке трещины надо быть очень осторожным, так как от неравномерного нагрева шестерню может повести, а, следовательно, не исключается возможность образования новой трещины. Поэтому заварку трещины лучше производить, предварительно нагрев ее до красного каления в горне. Ремонтируя шестерню по второму способу, не следует стремиться к установке большого коли-