КАККОЛХОЗУ, СОВХОЗУ и МТСЛиквидация бездорожья в Советском союзе должна быть осуществлена в основном в течение второй пятилетки. Этого требует решение XVII партийного съезда. ЦС Автодора поставил перед своими организациями задачу: в 1934 г. не только активно участвовать в мобилизации трудового населения на дорожные работы, но и непосредственно, своими силами строить и ремонтировать дороги и мосты, а также постоянно наблюдать за содержанием отдельных участков. В помощь автодоровскому коллективу в колхозе, совхозе и МТС редакция печатает серию статей т. Менгел на тему о том, как правильно построить и содержать грунтовую дорогу. Инж. Н. МЕНГЕЛПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ И СОДЕРЖАТЬ СВОИ ДОРОГИС Т дТЬЯg •ПОСТРОЙКА ПРОСТЕЙШИХ МОСТОВ И ТРУБПри постройке дороги обязательно надо предусмотреть сооружение мостов и прокладку труб для пропуска воды из ручья и боковых и нагорных канав, а также для преодоления встречающихся по пути оврагов, рек и т. п. Для постройки моста надо правильно выбрать место, точно определить его размеры и заготовить для него доброкачественный материал. Выбор места для моста и трубы Мосты следует ставить преимущественно в следующих местах: 1) там, где речка имеет прямое русло (рис. 1), так как на изгибах реки во время половодья вода и лед будут ударяться в опоры моста сбоку, что может повлечь разрушение моста; месте. Установка моста ив данном случае должна исходить из соображений удобства и экономичности его расположения. Как установить высоту и длину моста Для того, чтобы знать, на какую высоту следует приподнять мост, чтобы его не затопило, и па какую ширину разливается в данном, месте река, надо на месте перехода определить самый высокий подъем воды, какой бывал в этом месте. Это можно определить по признакам, оставленным протекавшей водой, а также путем опроса местных старожилов. При малых речках высоту и длину моста приблизительно можно определить следующим путем. В ысоту моста (если по реке нет сплава) устанавливают так, чтобы низ балок или подбалок, перекрывающих пролеты моста, возвышался над самым высоким подъемом воды не менее, чем на 1м (в исключительных случаях—0,6 м). Д линой моста считается протяжение его по пастилу. Установление длины моста является ответственной задачей, требующей при больших реках серьезного изучения ряда обстоятельств. Чтобы установить длину небольших мостиков для дорог низовой сети, определяют сначала ширину реки при наивысшем подъеме воды. (Это определяется по обеим сторонам русла реки.) Найдя ширину потока воды и зная его наибольшую глубину, длину мостика можно подобрать, составив следующую таблицу.Ширина потока воды в период наивысшей воды (в метрах) 3 510 15 ^0Рис. 1 — Выбор места постройки моста. I — хороший вариант, 11 — плохой вариант 2) где берега реки достаточно высокие и не затопляются в половодье, а потому не требуют сооружения дорогостоящей насыпи (дамбы); 3) в местах, где ширина русла реки сравнительно небольшая и 4) где грунт берегов достаточно прочный и не требует значительных затрат на укрепление. Мост следует располагать не по диагонали течения, а прямо поперек, так чтобы ось моста совпала с осью дороги. Если перестраивается старый мост, то вовсе не обязательно восстанавливать его на прежнемНаибольшая глубина потока (в метрах)723/4123457 812810 12 16 10—14 18 20—16 18 22— —20 22— —20 24416 20— —— Поверх лежней кладут вдоль дорог горизонтально балки (прогоны) из 26-сантиметровых бревен, также отесанных на два канта. Эти прогоны в небольших мостиках для сельских дорог обычно располагаются в поперечном направлении че-~ рез 1,5 ми сопрягаются с лежнем врубкой в полдерева. По прогонам с небольшой притеской кладется настил из 14-см накатника, который для крепости бугель укрепляется по краям прижимными брусьями из 15 — 20-см бревен; в свою очередь эти бревна прижимаются к настилу врыПостройка балочных мостов тыми в землю тумбами. на лежнях и сваях Для этого на концах прижимных брусьев нарубаБ алочныймост на лежнях (рис. 2) деют шины, а в тумбах в лается в том случае, если надо устроить переезд соответственных местах через небольшой овражек шириной до 3м или против них делают гнезда. же через канаву. 0,5-0,6м. Б алочный мост на сваях (рис.3)отличается от лежневого тем, что опонастил прижимном UpijC рами для него служат деревянные стойки—сваи, коРис. 4. Заострение сваи тгЬспсххх торые забиваются в грунт и надевание бугеля на значительную глубину балка /прогон/ (3 — 4 м), причем опоры могут быть как береговые, так и промежуточные (в том числе и вводе) лезкень Такие мосты строятся протяжением значительно большим, чем лежневые, мосты. Работы по постройке балочного моста на сваях Рис. 2. Балочный мост на лежнях можно производить в следующей последовательности: а) отделка материала, б) заготовка свай, Для постройки такого мостика сначала выравв) забивка свай, г) срезка свай и укладка нанивают и утрамбовывают место для укладки лежсадок, д) устройство перекрытия пролетов. ней, каковое должно быть приведено в горизонОтделка материалов пролетного строения затальное положение. На приготовленную площад- ключается в кантовке и остружке бревен, в при/'<••'Цифра на месте пересечения соответственного горизонтального ряда с вертикальным рядом будет указывать необходимую длину моста. Так, например, если ширина реки 5,8 м, а глубина1,9 м, то длина моста (ближайшая .большая по величине) будет 14 пог. м. Для сельских и колхозных дорог строятся главным образом деревянные балочные мосты. Такие мосты состоят из опор, балок (прогонов), настила и перил. В зависимости от места устройства моста, а также типа опор, балочные мосты бывают на лежнях и сваях.-Эос 6/оАо vРис. 3. Прв--за.чый разрез балочного моста на сваях ку строго горизонтально по уровню кладут с каждой стороны овражка или канавы по лежню из отесанных на два канта бревен толщиной 22—25 см. Оба лежня должны быть на одном уровне. Чтобы лежень не мог поворачиваться, по краям его забивают в землю колья длиной до 1 м. пазовке бревен, предназначенных для прогонов, в притеске пастила и т. д. Заготовка свай На сваю следует брать прямой лес сосновой породы толщиной 22—26 см. Для облегчения забивки сваи низ ее следует заострить на 3—4 канта на высоту 50—60 см, а чтобы свая не кололась при забивке и шла отвесно, верх ее спиливается горизонтально по наугольнику и на нее надевается сваренное железное кольцо—б угел ь, сечением 2x5 см. (рис. 4). Заострять сваю кругло (конусом) нежелательно, так как при забойке она вращается. Забивка свайПри забивке надо следить за тем, чтобы свая шла отвесно; всякие отклонения ее надо своевременно выправлять. З абивка сваи при помощикопра применяется только при крупных работах, когда необходимо забить сван на большую глубину. Срезка свай и укладка насадокКогда сваи забиты, их срезают в один уровень в зависимости от принятой высоты моста. На От правильной забивки сваи в большой мере сваях нарезаются шипы и поверх них кладут зависит прочность и устойчивость моста. Сван насадку, в которой предварительно выдалблипогружаются в грунт ударами специального грувают против мест шипов сваи соответствующие за—б аб ы, которая падает на головку сваи с гнезда (рис. 7). определенной высоты. Забиваются сваи или ручной бабой или же с применением разных систем копров. гпелЪо бЫруЬленное. З абивкасвайручнойбабой приме6 насадке няется обычно при постройке мостов для легкого .движения, в этом случае сваи забиваются на шил, нарезанное глубину не более 2 м. Для ручной забойки прина свае меняется обычно деревянная баба весом около SO кг (рис. 5). Такую бабу можно сделать из <*-Ьк)1еПъРис. 5. Ручная деревянная баба.насаЭка(В раъреае,обрубка дерева толщиной 30—40 см, снабдив его четырьмя деревянными ручками и опилив по наугольнику верхний и нижний конец его, а затем стянув оба конца железным кольцом (бугелем). Забивка свай производится с помоста, на котором располагаются рабочие. Иногда сваи забиваются с длинных накатин, уложенных на железный стержень, пропущенный сквозь сваю, накатины перекрываются сверху короткими поперечными досками (рис. 6).заъор ме^с<У(/ ишпом и посадкойРис. 7. Соединение насадки со сваей Перекрытие пролетов моста После укладки насадок, поверх их, в местах расположения свай укладывают прогоны. Для этого в насадке в этих местах нарубается гребень высотой 4 см и толщиной 7 см, а в прогоне делается соответствующее углубление.K0COU SQMOHС ЛУ60МРис'8 — Соединение прогонов При • .ачителыюй длине моста приходится смыкать прогоны по длине. В этом случае стык обязательно должен приходиться над опорой (сваей); под стыкаемым прогоном следует уложить подбалку (рис. 8). Длина соединения (замка) должна быть равной трем толщинам прогона (т. е. если толщина прогона 25 см, то длина стыка 75 см).Рис. 6. Ручная забивка свай Когда прогоны уложены, поверх их, поперек прогонов, укладывают настил, который притесывается к прогонам. Вслед за укладкой настила устраивают перила. Предохранение свайных опор от напора льда В тех случаях, когда приходится строить мост через реку, по которой проходит ледоход, и ставить при этом промежуточные опоры в воде, для предохранения этих опор от ударов льда необходимо применять соответствующие охранные устройства. Наиболее простым способом охраны моста от льда при сравнительно тихом ледоходе является устройство ледоотбойных кустов свай (рис. 9) в количестве 1,3,5 и более свай. Их забивают отдельно от свайных опор на расстоянии примерно около 2 м. Такой свайный куст обжимают двумя-тремя железными хомутами сечением 12 х 62 мм. Глубина их забивки должна быть не менее 3 м. При более сильном ледоходе следует устраивать специальные ледорезы. Простейшие приемы разбивки небольшого моста После выбора типа моста и составления для него чертежа, на котором отмечаются как основные размеры самого моста, так и отдельных его частей, необходимо на местах намеченной постройки моста сделать разбивку места с установлением оси, т. е.. линии, проходящей по середине моста, и мест забивки сваи.Рис. 10 — Разметка мест забивки свай После разметки места опор поперек моста, начиная от продольной оси, намечают положение каждой сваи данной опоры, а затем приступают к забивке свай ик остальным работам по постройке моста. Постройка простейших труб Трубы обычно применяются для пропуска воды через полотно с одной стороны ложбины в другую. Длиной трубы считается ее размер поперек дороги. Трубы делаются деревянные, каменные, бетонные и т. д. На сельских дорогах применяются деревянные трубы—треугольные или прямоугольные. Сверху они засыпаются довольно толстым слоем земли. Треугольная труба (рис. 11) делается из наклонно поставленных стоек (ног), для чего используются бревна толщиной в 22 см. Одним своим концом бревна зарываются в землю наРис. 9 — Свайный куст из семи свайРис. 11Деревянная треугольная труба — глубину ниже глубины промерзания грунта (1,5—2 м) и упираются на подложенные под них плоский камень или обрубок дерева. Верхний конец стоек связывается врубкой и скрепляется железной скобой. Одна пара стоек ставится от другой на расстоянии примерно через 1,3 м. Поверх стоек кладут с притеской накатник (16—20 см), который сверху обмазывают глиной и делают засыпку не менее 0,5 м. Инж. Н. МенгелДля этого (см. рис. 10) при помощи вешек и колышков намечают продольную ось моста, которая должна совпасть с осью дороги. Это положение оси по концам моста закрепляется крепкими кольями, прочно вбитыми в грунт. На продольной оси моста колышками обозначают середину моста (обычно середина русла). Вслед за этим, пользуясь теми же вешками и рулеткой, от середины моста откладывают в каждую сторону половину длины моста и все точки, через которые пройдут центры всех опор.