12
13
14
15
НОВЕЙШЕЕ АВТОРЕМОНТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕи УХОДЗАНИМС Т АТЬЯa« j 1Для изготовления в СССР необходимо авторемонтного оборудования на базе передовой техники ив количестве, достаточном для снабжения нашего автохозяйства, правительство выделило три действующих згвода и отпустило кредиты для постройки нового большого завода. Для управления заводами автдремонтного оборудования в системе Автэремснаба создан специальный трест ГАРО. Заводами треста уже освоена огромная часть из подлежащей выпуску продукции, готовое оборудование уже пошло в продажу через конторы Авторемснаба. Подавляющее большинство ремонтного оборудования является безусловно необходимым д гя каждого гаражного хозяйства, значительно удешевляя ремонт и сокращая его сроки. Для освоения на местах нового ремонтного оборудования аппаратов, приборов, приспособлений и инструментов, для точной установки оборудования в автопрофилакториях и ремонтных базах, для правильного ухода за этим оборудованием и, наконец, для выявления качества выпускаемой заводами треста ГАРО продукции редакция журнала „За рулем" начинает с этого номера печатание серии статей инж, С. П, Н ОТО ВА.УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТАНОК - АВТОМАТДЛЯ РЕМОНТА БЛОКА ДВИГАТЕЛЯ „ФОРД"Бежецким заводом изготовлен универсальный станок-автомат с соответствующими инструментами и приспособлениями для ремонта блока двигателя Форд (рис. 1). Небольшой габарит станка и отсутствие суппорта, шестерен и бабок уменьшают вес станка и удешезляют его стоимость па 80 проц. против других станков, применяемых для данных целей. На этом станке производится пять операций: расточка цилиндров блока, заливка, расточка, пришабривание (развертка) коренных подшипникоз и приработка подшипников. Приспособление к станку по расточке цилиндров Форд Площадка б (рис. 1), укрепленная к раме станка на петлях в, при расточке цилиндров устанавливается поперек рамы (рис. 2). На площадку укрепляется болтами блок цилиндров и устанавливается под специальный угольник л. Поскольку станок и приспособления сконструированы и изготовлены только для блока Форд и площадка к станине и блок всегда привертываются через кондукторов одними и теми же болтами через ранее точно размеченные на заводе и рассверленные отверстия при установке "блока для расточки цилиндра,—центр каждого цилиндра всегда и неизменно должен совпадать с центром шпинделя а. У пятки н головки обрабатываемого цилиндра укрепляются на болтах и шпильках направляющие детали К^ в подшипниках которых вращается резцеиоситель. Так как эти подшипники разрезные, то центрация резцепосигелыюго шпинделя в каждом цилиндре производится при помощи двух специальных конических установочных кондукторов г. Затяжка подшипников в направляющих деталях К должна производиться только в том случае, когда кондуктора г, охватывая резцсносительный шпиндель, находятся в подготовляемом к расточке цилиндре. Затяжка болтом разрезной части подшипников направляющей детали должна быть сделана так чтобы шпиндель (при обязательной смазке) провертывался туго рукой. После такой установки резцепосигелыюго шпинделя, кондуктора г сни-мРис. 1. Станок с приспособлениями и инструментами для расточки цилиндров, заливки, расточки и развертки коренных подшипников двигателей „Форд" маются. Для этого они и сделаны составными из двух половинок. В Америке такие станки продаются со специальным мерительным инструментом—микромет ром для установки резца по расточке цилиндров под поршни соответствующих ремонтных размеров и со шгикмусом для замера износа цилиндров. Но трест ГАРО, получивший вместе с импортными образцами станков эти мерительные инструменты, не имея возможности освоить производство их па своих заводах, не позаботился передать образцы на соответствующие заводы для изготовления их в нужном количестве. А между тем авторемонтные предприятия и даже такие мощные, как, например, 2-я автобаза МСПО, имея станки без этого инструмента, оказываются в затруднительном положении, что же касается периферии, то там положение еще хуже.Рис. 3. Установка радиуса резца по специальному микрометру для расточки цилиндров надо расточить цилиндры, по одному из поршней на конце, около днища, устанавливается микрометр. Диаметр цилиндра должен быть больше поршня на 0,002" (на обе стороны). Поэтому полученную на микрометре меру надо увеличить на 0,002", сумму разделить на два и по полученному частному установить резец на шпинделе. Пример: по третьему калиброванному отрезу определена расточка цилиндров под поршень плюс 0,020". Если принять диаметр основного поршня в 3,752", то на микрометре для установки резца должна быть взята следующая величина (3,752" + 0,020): 2 =1,886". Если ремонтная база не может быть снабжена микрометром, то надо сделать четыре калиброванные скобы и один щуп, которые должны заменить микрометр. Мы знаем, что поршни имеют следующие ремонтные припуска: 0,005" 0,010". 0,020" и 0,030". Нам также известно, что диаметр цилиндров должен быть больше поршня на 0,002". Поэтому, изготовляя скобы для установки резцов при расточке цилиндров под вышеприведенные четыре размера поршней, зевы скоб надо найти так: разделить диаметр поршня на 2ик Полученному частному прибавить 0,9С1". По данному точному размеру ;еза ско5 и ус анавливаются резцы при расточке цилиндров под тот или иной поршень.Рис. 2. Установка блока цилиндров во время расточки Для избежания простоя оборудования или брака продукции из-за отсутствия мерительного инструмента, можно рекомендовать в качестве временной меры использование обыкновенных микрометров, допускающих измерения круглых тел диаметром до 100 мм, при установке регулирующегося с помощью отвертки резца в шпинделе. Производится это так: от стального прутка круглого сечения диаметром 12 мм нужно от. резать -1 куска: первый—длиною плюс 0,005" к диаметру неподработанпых цилиндров двигателя Форд, второй—длиннее первого тоже на 0,005", третий—длиннее второго на 0,010" и четвертый—длиннее третьего еще на 0,010". У каждого отреза оба конца должны быть тщательно закруглены, замерены и подогнаны по микрометру (мы берем дюймовые меры потому, что ГАЗ им. Молотова все детали автомобиля продолжает выпускать по чертежам с дюймовыми измерениями). Чтобы определить под какой ремонтный размер поршня должны быть расточены цилиндры блока, калиброванными отрезами, заменяющими штикмус, надо произвести замеры цилиндров у камеры сжатия по диаметру перевала поршня, где износ всегда наибольший. Подобрав поршни по тому калиброванному отрезу, под которыйМикрометр, употребляемый при расточке цилиндровМикрометр и пользование им при регулировании радиуса резца в шпинделе под соответствующий размер подлежащего расточке цилиндра можно видеть на рис. 3. За нуль здесь принята постоянная величина в 3,75". Следовательно, для того чтобы отложить на этом микрометре требуемый радиус, надо взять половину только той величины, которая превышает 3,75 '. Пример: диаметр поршня 3,85" + 0,002" зазора, что в общем составит 3,852" или 3,852"— 3,75"= =0,102" лишка. Отсюда—микрометр нужно установить на 0,102 : 2=0,051 ". Радиус резца устанавливается по микрометру при помощи регулирующего винта, имеющегося в державке резца на шпинделе.Заливка коренных подшипников ФордДля этой цели применяется приспособление (рис. 1). Обработанными на специальном валу тремя частями П оно устанавливается над тремя подшипниками, удерживаясь на валу двумя калибровыми державками. Рис. 4. Расточка трех коренных подшипников одновременно На каждой перегородке верхней части картера помещаются по два литника, через которые заливается баббит одновременно двумя ковшами. Баббит плавится на специальном, дающем высокую температуру, примусе в тигле у. После заливки приспособление быстро снимается и баббит немедленно уплотняется так называемым уплотнителем (рис. 1 и 5, литера ф). Баббит при уплотнении вытягивается, поэтому во избежаниеРасточка залитых торенных подшипников гроизводится приспособлением X (рис. 1). К блоку, установленному на станок картером под углом 90° (как указано под литерой а рис. 4), привертывается направляющая рамка х. Резценоситель ц, имеющий три резца, соединяясь квадратом ч через муфту у оо шпинделем станка а, получает вращение и производит одновременно расточку всех трех подшипников. Для ускорения процесса затяжки растачиваемых подшипников имеются особые болты е, которые удерживаются от провертывания ла шейки специальными ключами жи затягиваются коловоротным ключом. Технологический процесс расточки подшипников состоит из следующих 11 операций: 1) укрепить блок к плите, установленной на раме станка (крышки подшипников должны быть сняты); 2) привернуть направляющую рамку к блоку (болты не затягивать); 3) вставить в блок на месте кулачкового вала специальный установочный валик д; 4) подвертывать регулирующий винт рамки до тех пор, пока лапы рамки не упрутся в установочный валик; 5) затянуть болты, крепящие направляющую рамку к блоку; 6) вынуть установочный валик; 7) вставить вал с резцами в направляющие отверстия рамки так, чтобы резцы встали у торцов подшипников; 8) привернуть верхние крышки подшипников; 91 конец вала соединить муфтой со шпинделемРис. 5. Ф — уплотнитель баббита; а — пресс, зажимающий бортики 3-го подшипника; б — уплотнение баббита в 3-м подшипнике того, чтобы бортики, получающиеся на 3-м подшипнике, не отстали, при уплотнении этого подшипника применяется пресс а (рис. 5). Операции по заливке трех подшипников блока с установкой и снятием приспособления занимают 9 чел./мин.; уплотнение—3 чел./мин. Расточка коренных подшипников Форд Вся операция по расточке трех коренных подшипников с установкой и снятием приспособления продолжается 15 мин. стайка; 10) включить мотор и 11) включить самоход. После прохода резцов вдоль всех подшипников самоход автоматически останавливается. Обточка бортиков третьего подшипника производится особым приспособлением, показанным под литерой ш (рис. 1). Оно же в действии видно под литерой а на рис. 6, где контрольное приспособление б установлено для проверки длины подшипника во время обточки. Установка контрольного приспособления производится по установочному приспособлению в. Операция обточкиРис. 6. Установка, замеры и обточка галтелей третьего коренного подшипника производится ключом с трещеткой или коловоротом, как это видно под литерой г. Для определения точной длины подшипника шгикмусом д замеряется длина шейки коленчатого вала и, будучи перенесена со штикмуса на микрометр, проверяется им (рис. 6, литера е). Перечисленные операции занимают 34 чел./мин. и производятся в следующем порядке: 1) снять крышку подшипника; 2) вставить в отверстия болтов подшипника установочное приспособление; 3) привернуть к картеру контрольное приспособление; 4) отрегулировать контрприспособлепие так, чтобы пятка стержня прикасалась к выступу установочного приспособления; 5) затянуть болты, крепящие контрприспособление к картеру; 6) снять установочное приспособление; 7) надеть и затянуть болтами крышку подшипника; 8) отвернуть рифленую рукоятку режущего прибора; 9) вставить режущий прибор в отверстие подшипника с того конца, где установлено контрольное приспособление; 10) завернуть на место рифленую рукоятку, регулирующую подачу, и 11) на гайку шпинделя прибора надеть ключ. После того, как все эти операции проделаны. надо при помощи ключа вращать резцы в направлении часовой стрелки ив зависимости от снимаемой стружки увеличивать подачу. Обработка считается законченной, когда пятка контрольного приспособления имеет зазор в 0,001", с торцом подшипника. Обработка остальных подшипников производится также с той лишь разницей, что применяется направляющая деталь втулки короткого размера. Контрольное приспособление не применяется..Рис. 7. Развертка коренных подшипниковленчатый вал на подшипники блока; 2) подшипники блока и шейки вала смазать автолом; 3) поставить на место верхние крышки коренных подшипников и затянуть их так же, как при монтаже двигателя; 4) установить блок на плиту станка; 5) соединить коленчатый вал со шпинделем станка квадратной муфтой и включить мотор. После приработки подшипники готовы и мотор подлежит сборке. Приработка занимает 45 чел./мин. Переходя к оценке выполнения продукции заводами треста ГАРО, судя по выполнению вышеописанного объекта, надо сказать, что качество их оставляет желать лучшего. Не говоря о качественности отливок, производящихся на Савеловском заводе, и о тщательности обработки деталей и сборки, производимых на Бежецком заводе, в станке имеются существенные недостатки. 1. Рамка Xс подшипниками, в которых покоится резцепосительный шпиндель Ц (рис. 1), не имеет необходимой точности. Поэтому при расточке коренных подшипников получается децентрация коленчатого вала относительно первичного валика коробки скоростей. 2. Установочная площадка б, принимающая на себя блок при расточке цилиндров, не выверена и направляющие ее не соответствуют пазам. 3. Бабка станка установлена выше, вследствие чего центр самоходного шпинделя а не соответствует центрам цилиндров при расточке их. Надо полагать, что в следующей партии выпуска продукции отмеченные недостатки улсе не будут иметь места. Инж. С. НотовПришабривание—развертка коренных подшипников Имеющееся при станке приспособление в виде развертки щ (рис. 1) заменяет пришабривание. Операция производится так: приспособление х снимается с блока и во все три подшипника зажимается развертка щ. Будучи соединена универсальным квадратом у со шпинделем станка а, развертка, получая соответствующее вращение и движение вперед, развертывает подшипники под диаметр на 0,001" больше, чем коренные шейки коленчатого вала. Операция занимает 12 чел./мин. Эта работа аналогична расточке, но без применения направляющей рамки. После прохода такой разверткой подшипники не требуют шабровки. Если коленчатый вал ставится новыйподшипники не требуют и прижига. Операция по развертке подшипника показана на рис. 7.Приработка коренных подшипников Последней операцией для коренных подшипников является приработка. Эта операция производится следующим образом: 1) положить ко-