ДИЗЕПЬМОТОРЫНА МЕЖДУНАРОДНОМ КОНКУ!Автомобильный и тракторный парк Советского •союза растет из года в год. Параллельно растет и количество расходуемого им топливабензина и керосина. К концу второй пятилетки расход светлого топлива должен по плану достигнуть 16—18 млн. тонн. Современные быстроходные дизели, работающие на нефти и расходующие этого более дешевого топлива на 25—30 проц. по весу меньше, с успехом вытесняют с тракторов и грузовых автомобилей карбюраторные бензиновые и керосиновые моторы. .Предстоящий международный дизельный конкурс будет смотром достижений западноевропейской 'и американской дизельной техники. Одновременно он будет проверкой нашей технической зрелости на освоение современных, более совершенных машин. Основным условием участия в конкурсе иностранных фирм является установка дизелей ианашихсоветскихшасси ЗИС иЯ 5. Частично мы высылали иностранным заводам свои шасси, и они монтировали на них свои дизели у себя на месге. Частично же мы сами получали от них дизели и монтировали их здесь. Таким образом в пробеге грузовых автомобилей будут участвовать главным образом машины завода им. Сталина и Ярославского завода с дизелями иностранных фирм. Кроме того, ряд тракторов Харьковского и Челябинского заводов с 'монтированными на них иностранными дизелями будут подвергнуты, испытаниям в полевых условиях. После этих испытаний дизели будут проверены в лабораториях.В СССРРис.2. Камера сгораяия Рикардоздесь горячий сжатый воздух, самовоспламеняется от него и быстро сгорает. 2-я групп а—д изелисфоркаме ро п или с камерой предварительного сгорания; они характерны тем, что камера сгорания разделена на две части, соединенные небольшими отверстиями. Топливо впрыскивается в форкзмгру иРис. 1. Камера сгорания Кемпер (акрокамера) Быстроходные дизели автотракторного типа можно разделить на 4 группы. 1-я групп а—д изелинепосредствен н огораспыливани я—характеризую гея тем, что топливо впрыскивается из форсунки непосредственно в камеру сгорания и, встречая4Рис.3. Камера сгорания MWM воспламеняется в пей; повышающимся давлением горящая масса газа выбрасывается через огверстия в камеру над поршнем, где, встречая свежий воздух, быстро и полностью сгорает. 3-я групп а—д изелисакрокамеройискамеройзавихриванйя характеризуется тем, что камера сгорания разделена на две части, соединенные между собой горловиной. Топливо впрыскивается (иногда через горловину) в акрокамеру, воспламеняется и перемешивается в ней с воздухом. Повышающимся давлением горящая масса выбрасывается через горловину в камер)' над поршнем, где полностью сгорает.Рис. 5. Камера сгорания Обергензли 4-й группы Рис. 4. Камера сгорания Бкссинг 4-я группа — д изелистепловым акк умулятором характеризуются тем, что в камере сгорания помещен шарообразного вида тепловой аккумулятор, который в процессе сгорания воспринимает тепло ив процессе сжатия отдает его воздуху. В 4-ю группу отнесены также все другие двигатели, которые по своему устройству не могут быть отнесены ни к одной из первых трех групп. На рисунках представлены: Рис. 1. Камера сгорания Кемпер (акрокамера 3-й группы). Рис. 2. Камера сгорания Рикардо (завихривания—3-й группы). Рис. 3.' Камера сгорания MWM (акрокамера 3-й группы). Рис. 4. Камера сгорания Бюссинг (форкамера 2-й группы). Рис. 5. Камера сгорания Обергензлн (4-й группы с тепловым аккумулятором). Помимо приведенных выше дизельмоторов в конкурсе, возможно, примут участие: Лейлапд с камерой Рикардо (завихрнваиия); Обергензли-Фомаг с тепловым аккумулятором; Тэнгис с тепловым аккумулятором; Магирус с форкамерой; Геркулес с акрокамерой и горловиной переменного сечения перекрываемой поршнем в конце хода сжатия; Гарднер—непосредственного распыливания (см. табл. 1 на стр. 6). Уточнение приведенных данных может быть сделано после прибытия всех машин и прогерки их основных показателей. СсЕетскге дизели Быстроходные дизели советского производства могут быть представлены следующими моделями: 1. Первый советский автодизель НАТИ-1-60 для _ грузового автомобиля завода им. Сталина запроектирован автором этой статьи в науч-Рис. 6. Камера сгорания первого советског оавтодизеля Таблица 1 ИНОСТРАННЫЕ ДИЗЕЛИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ НА КОНКУРС:о. о со с2Фирма•СтранаМощность двигателяЧисло оборотов в минутуm о а.о Система смесеобразования Вес дизеля в кг Установка на шассио в5 ниbО 53 i гаш| 3й 123456789 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31V § Германия•I it itMANяIIИталияиПО 80,90 80/90 70 75 л. с.«о „ иФранцияяЛилуаз . . . . Бердмор . . . Горникрофт . .11» АнглияI*Кросслей . „ Перкинс . Националь Заурер . . » MWM . .II. .пtt» . . . . я . . Швейцарияя. .Германия »пКемпер. . . .Венгрия „ Ганц ЕндрассикГ)я пIIКрупп . . . . Вюссинг . . . » Катерпиллер . БофорсГерманияя„. . . .» США „ Швеция60 48 70 100 62 100 67 100 ^" 36 75 100 40 95 38 55 85 42 70 50 60 95 60 60 40„ „ „ . . „ , „ » . „ „ „ . . „ „ „ „ „ , „ „ „ .„ . . „ . „ » . » . , . . „ „ „ „ „ ., . . „ . „ „1450 1800 1800 1800 1600 1600 1600 2000 1500 2000 1700 2000 1700 1700 3000 1250 1800 1800 1200 1750 1250 2000 2000 1450 1450 2000 2200 2200 650 650 6506 666664436464643464644646446442непоср. наддув, кам.1 Я-5 720 Я-5 550 1 ЗИС 550 1 » • ЗИС — 1 П )) непоср. Я-5 760" 2 ЗИС 760 — » ЗИС 550 2 ЗИС 450 2 ЗИС 650 21 » Я-5 вихр. кам. 650 1 ЗИС 550 1 I* it Я-5 650 1 ЗИС 710 2 • II Я-5 760 2 * И ГАЗ 295 1 1) я НеПОСр. ХТЗ 650 2 ЗИС акрокамера 500 2 Я-5 650 2 ХТЗ 650 2 Я-5 930 1 ХТЗ 600 1 II ЗИС форкамера 400 2 Я-5 620 2 ЗИС 460 2 Я-5 640 22 — — I ЗИС 490 2 Я5 645 2 ЧТЗ 1315 1 оригин. шасси „ 1300 полудизе; ib на оригинал, тракторе1 2-тактный по лициензям Юнкере. 2 Воздушное охлаждение.ном автотракторном институте. На рис. 6 представлена камера сгорания первого советского автодизеля. Дизель испытан в лабораторных условиях ив пробеге Москва—Ярославль—Москва. 2. Дизель Коджу для грузового автомобиля Я-5, запроектированный в ОКБ под руководствомпроф. Н. Р. Бриллинга. Дизель испытан в лабораторных условиях ив пробеге ЯрославльМосква. 3. Дизель НАТИ-ЧТЗ под трактор Челябинского завода запроектирован инж. С. А. Лебедевым из лигроинового мотора, построен и испытан в лабораторных и полевых условиях. Таблица 2СОВЕТСКИЕ БЫСТРОХОДНЫЕ ДИЗЕЛИ с. о аосю > о о а: "OS 3" о шНаименование дизеляо о.Размер дизеля Диаметр Ход цил. поршня D мм 5 ммчI60 90 60 50 40 70 105 60 л. . , „ . „ „ . с.кСистема смесеобразованияПримечаниега «гаНАТИ-1-60 Коджу . . НАТИ-ЧТЗ М-7 . . . М-10 . . . М-12 . . . М-6 . . . М-13 . . . 1800 1600 650 1350 1100 2000 2200 650 110 115 165 105 105 101,6 110 165 160 160 216 152 152 120 152 216 вихр. крек. кам ЗИС постр. и испыт. Я-5 специальн. ЧТЗ форкамера СТЗ ХТЗ ЗИС в производстве Я-5 акрокамера ЧТЗ форкамера»it„ "