16
17
Д ОРОЖНЫЙ КОМБАЙН ДЛЯ ПОСТРОЙКИ ГРУНТОВЫХ ДОРОГМеханизированный способ постройки дороги, как известно, заключается в том, что струг или грейдер (машина для срезания и выглаживания грунта) рядом последовательных проходов вырезает грунт с краев дороги, образуя канавы для стока воды. Грунт из канав этим же грейдером передвигается на полотно дороги и образует выпуклость, отводящую воду с полотна в боковые канавы. Таким образом получается профиль дороги, изображенный на рис. 1. цей имеют режущие ножи больше 4мв длину. Соответственно этому в дорожном строительстве требуются и мощные тракторы в 80—100 л. с. Теоретически рассуждая, наилучшим в смысле рационального использования мощности трактора был бы такой Грейдер, который сразу бы вырезал грунт в обеих канавах и одновременно за этот же проход перемещал бы его на полотно дороги. Действительно схематические проекты таких машин предлагались многими изобретателями и конструкторами. Но такие сверхмощные грейдеры были настолько громоздкими, тяжелыми и сложными, что о практическом их осуществлении не могло быть и речи. Кроме того, эти грейдеры потребовали бы тракторов с мощностью 500—-700 л. с. и весом в несколько десятков тонн. Следовательно, машина для профилирования дорог за один проход должна быть принципиально иной, чем грейдер, а не просто механическим увеличением существующего грейдера. За границей до настоящего времени нет, насколько известно, машины, профилирующей дорогу за один проход. Но над созданием такой машины, "профилирующей дорогу за один или два прохода, там работают. В 1932 г. автором этой статьи был разработан схематический проект машины для профилирования грунтовых дорог за один проход. Идея машины заключается в том, что 2 винта (рис. 3), наклоненные друг к другу и имеющие соответствующие утолщения по краям, враща-WkSt Э-MiРис. 1. Поперечное сечение грунтовой дороги, построенной с помощью грейдера Для того, чтобы получить профиль, подобный изображенному на рис. 1, тяжелый грейдер с мощным трактором 50—60 л. с. должен сделать 20—30 проходов по одному месту дороги. Так как грейдер с трактором весит до 14 т, то естественно, что только на перетаскивание и повороты такой тяжести до 30 раз по одному месту требуется большая работа. Эта работа на перетаскивание самой машины иногда бывает больше той работы, которая идет непосредственно на вырезание и перемещение грунта. Чем меньше грейдер по своей величине, тем больше он должен делать проходов по одному месту. Отсюда легко сделать вывод, что чем меньше грейдер, тем менее рационально используется мощность трактора. Поэтому при строительстве новых дорог все чаще применяются теперь более тяжелые грейдеры. Легкие же используются только для ремонта. Последние модели грейдеров за граниРее. 3. Схема винтов для передвижения грунта из боковых канав на полотно дороги в машине, системы инж. Наумец. ются и передвигаются поступательно вдоль дороги. Винт 1 (рис. 4) подвешивается на раму 2 машины и приводится во вращение от специального двигателя 3, установленного на раме 1. Передняя часть рамы опирается на тележку гусениц 4 ведущего трактора. Гусеница приводится в движение от тракторного двигателя 5. После принятия схематического проекта был составлен в 1933 г. проект модели приблизительно в 1/3 натуральной величины. Модель комбайна была изготовлена мастерскими Центрального научно-исследовательского института механизации дорожного строительства в Ленинграде. Модель передвигалась трактором Фордзон-П и от него же приводился во вращение винт с ножами (рис. 5 изображает винт модели). При испытании трактор работал на первой скорости. Ширина профиля дороги составлялаРис. 2. Машина для ремонта грунтовых дорог путем ^ _ возобновления профиля и выглаживания за два про1 0 хода (комбайн для ремонта грунтовых дорог) тольДОРОГИJ-Выгодность проектируемой машины будет заключаться в следуюшем: 1) она дает скорость профилировани я дороги до 10 км за смену, тогда как производительность самых мощных машинно-дорожных отрядов не больше 3—4 км в час; 2) для машинно-дорожного отряда такой же производительности потребовалось бы до 10 тракторов с общей мощностью в 600 л. с. (общая мощность моторов комбайна, напоминаем, 180 л. с); 3) вес равноценного машинно-дорожного отряда доходил бы до 70—90 т (вес комбайна 22 т); 4) для обслуживания отряда требуется несколько десятков человек—обслуживание комбайна предполагается производить 3 лицами. Наряду с этими преимуществами машина несомненно будет иметь и ряд недостатков. Главные из них: большой сравнительно вес (22 тпримерный вес небольшого экскаватора); сравнительная сложность машины, а отсюда высокая ее стоимость, необходимость иметь квалифицированный обслуживающий персонал. Окончательное суждение о достоинствах и недостатках можно будет иметь после испытаний и эксплоатации. Трудно, конечно, ожидать, что спроектированная машина сразу же будет безукоризненно работать. Вероятнее всего, что первый опытный экземпляр после испытаний потребует переделок, конструктивных изменений, исправлений ошибок, которых нельзя было избежать из-за полного отсутствия какого-либо опыта по проектированию таких машин. Впереди еще много упорной работы, и то, что сделано,—только начало в деле создания машины для постройки грунтовой дороги за один проход.Рис. 4. Схема машин для профилирования грунтовых дорог за один проход, системы инж. Наумец2 м. Модель была испытана на грунте, поросшем дерном, и на уплотненной площадке без дерна; в том и другом случае модель давала удовлетворительный профиль. Испытания производились комиссией с участием проф. А. И. Анохина, зам. директора Центрального института механизации дорожного строительства П. Д. Гуськова и других. Испытания подтвердили возможность создания машины .для профилирования дорог, действующей на принципе фрезерующих винтов, и частично подтвердили теоретические расчеты потребной мощности, производительности и пр. В настоящее время автором ведется работа по проектированию рабочих чертежей комбайна в натуральную величину. Машина будет иметь полный вес (вместе с трактором) приблизительно 22 т. Мощность двигателя для передвижения машины—90 л. с. Для вращения винтов служит двигатель также мощностью 90 л. с. Таким образом полная мощность машины 180 л. с. Скорость постройки дороги в нулевых местах—1,2 км в час. Скорость постройки с небольшими насыпями—0,5 км в час. Машина предназначена в основном для профилирования в равнинной местности, наибольший допускаемый косогор—4 проц. В проекте первого экземпляра предусматривается постановка опытов по профилированию с одновременным улучшением проезжей части дороги, перемешиванием грунта с бугиминозным материалом.Рис. 5. Общий вид винтов с ножами, изготовленных к модели машины для профилирования грунтовых дорог за один проход, системы инж. Наумец Проектирование машины должно закончиться приблизительно в октябре 1934 г., после чего чертежи будут переданы на завод, чтобы к весне построить первый опытный экземпляр. Аспирант НИС ЛАДИ. НаумецЛенинград.17