11
12
13
14
Инж.Н.МЕНГЕЛКс тЯК КОЛХОЗУ, СОВХОЗУ и МТСПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ И СОДЕРЖАТЬ СВОИ ДОРОГИЛиквидация бездорожья в Советском союзе должна быть осуществлена в основном в течение второй пятилетки. Этого требует решение XVII партийного съезда. ЦС Автодора поставил перед своими организациями задачу: в 1934 г. не только активно участвовать в мобилизации трудового населения на дорожные работы, но и непосредственно, своими силами строить и ремонтировать дороги и мосты, а также постоянно наблюдать за содержанием отдельных участков. В помощь автодоровскому коллективу в колхозе, совхозе и МТС редакция печатает серию статей т. Менгел на тему о том, как правильно построить и содержать грунтовую дорогу.АТЬЯ8РЕМОНТНОЕ СОДЕРЖАНИЕГРУНТОВЫХ ДОРОГДо сих пор большинство дорог низовой сети было беспризорным. За дорогами никакого регулярного и правильно поставленного ухода не было. Частичные исправления без последующего регулярного ухода были недостаточны для поддержания дорог в хорошем состоянии. Весьма важное значение поэтому имеет решение IV" сессии ВЦИК, признавшее необходимым, в целях улучшения дорожного хозяйства и ликвидации бездорожья в промышленных и важнейших сельскохозяйственных районах, прикрепить для ремонта сельские дороги и дороги специального значения к соответствующим колхозам, совхозам, сельсозетам и т. д. Это решение имеет колоссальное практическое значение. Опыт передовой в дорожном отношении Чувашской АССР показал, в каком прекрасном состоянии находятся дороги, за которыми налажена постоянная забота заинтересованных колхозов, совхозов, МТС и т. д. Необходимо твердо помнить, что мало построить дорогу. Лучшая дорога очень скоро расстраивается, если тут же, вслед за постройкой, за ней не установлен регулярный уход и своевременный ремонт. Прежде чем приступить к приведению дорог в порядок, необходимо первым долгом выявить их состояние и точно наметить, где какие работы нужны. Для того, чтобы знать, в какое время года какие работы по ремонту и содержанию дорог выполнять, разберем описание этих работ по сезонам года.ЛЕТНИЕРАБОТЫРемонт и укрепление оплывших и поврежденных откосов Случайные повреждения откосов исправляются подсыпкой земли и тщательной ее утрамбовкой деревянными трамбовками. Для предупреждения дальнейших размывок откосов полезно летом окашивать траву, которая после этого усиленно пускает корни, укрепляя тем самым поверхность откоса. Если выявляется, что для сохранности огкоса одной лишь присыпкн грунта недостаточно, прибегают к укреплению откоса другими средствами. Наиболее распространенным видом укрепления откосов, является их дернование. Если вода к откосу непосредственно не подходит, то дернуют обычно в ленту (рис. 2), в противном случае надо дерновать сплошь (рис. 3). Каждую дернину прибивают четырьмя колышками длиною около 25 см так, чтобы колышек выступал над дерниной на 3 см. Размер дернины: длина 30—40 см, ширина 20^30 см, толщина 8—10 см.Как только полотно дороги просохнет от весенней распутицы, необходимо широко развернуть ремонтные работы, сводящиеся в основном к следующему: 1) прочистка канав от наносов, 2) ремонт и укрепление оплывших откосов, 3) подсыпка полотна в местах просадки или размыва весенней водой, 4) укрепление проезжей части утюжкой, 5) ремонт мостов и труб. Прочистка канав Выкопанная канава с течением времени засоряется. Время от времени ее необходимо очищать и углублять, иначе нарушается нормальный сток воды. Застаиваясь в канаве, вода насыщает полотно дороги и делает его очень чувствительным для проезда. Прочистку канав надо производить всегда с низовой стороны. Тогда, в случае дождя, воде будет обеспечен выход. При этом надо тщательно следить за тем, чтобы канаве был дан продольный уклон. Если при прочистке канав приходится иметь дело с наносным слабым грунтом, то на полотно класть его не следует, а лучше выбрасывать на сторону и там разравнять. собы этого укрепления те же, что и при постройке новой дороги. Однако при этом необходимо учесть имеющееся уже на дороге укрепление, всемерно используя его при новом улучшении. Если на улучшенную уже проезжую часть дороги нанесена грязь, то ее следует предварительно удалить лопатами или специальными скребками. В дальнейшем надо следить за тем, чтобы полотно дороги не теряло свою выпуклость и ровность, чтобы на нем не образовывались колеи и выбоины. Это достигается регулярным и своевременным выглаживанием дороги утюгом. БОКОВАЯ ИА НА ВАРис. I. Засорение канавы способствует застою воды и размягчению дорожного полотна, а—заплывшая канава, б—прочищенная канава^-1~—--Т\БО КОВАЯ УТЮГ КАНАВА Рис. 4. Последовательно:ть проходов утюга Выглаживание полотна необходимо производить периодически, в течение всего срока пользования дорогой. Но особенно важно делать это в первое время после постройки дороги, покуда она еще не окрепла. Для выглаживания могут быть применены как деревянные, так и механические утюги. Чтобы не дать образоваться на полотне глубоким колеям, очень важно производить утюжку возможно регулярнее. Лучше всего утюжить после дождя, однако тогда только, когда грунт уже несколько подсох, утратил свою липкость и хорошо скользит по ребру утюга. Совершенно высохший грунт утюжить бесполезно, так как он почти не поддается срезке. Начинать утюжку надо от краев дороги, постепенно передвигаясь к ее середине (рис. 4). Число проходов по месту, а также количество выездов с утюгом в течение сезона зависит от качества грунта полотна, от степени укрепления проезжей части, частоты езды по дороге, дождливости и т. д. Приблизительно можно считать, что в течение весны, лета и осени необходимо в среднем сделать 15—20 выездов с двукратным проходом по месту. Первый выезд надо сделать ранней весной, чтобы выравиять полотно и обеспечить лучший сток воды. Для этой цели хорошо применить легкий досчатый утюг. Летом потребуется 2—3 Еыезда в месяц. Последний выезд надо делать поздней осенью, перед заморозками, чтобы дорога ушла под снег без выбоин и колей. Благодаря этому она весной лучше просохнет. Для утюжки дороги следует разбить ее на участки длиной 8—10 км ик каждому такому участку прикрепить конные бригады с утюгом, установив для них очередность выездов. Если на дороге имеются ветхие и слабые мосты, надо или заменить их новыми или же сменить подгнившие и ветхие части (пастил, прогоны и т. д.). К работам по содержанию в исправности мостов и труб следует отнести очистку настила от грязи, мелкие исправления отдельных частей, подтягивание гаек, прочистку отверстий и т. д.Рис. 2. Дернование в :енту КОЛЫШКИГ. '•]• .ь*ЖРис. 3. Сплошное дернованиеДЕРНИНЫав± II1Подсыпка полотна в местах просадок и размывов Обнаруживающиеся в полотне просадки, выбоины, размывы и т. д. должны быть немедленно заделаны свеже-присыпапным грунтом. Для лучшей связи с местным грунтом хорошо в этом месте предварительно взрыхлить полотно на глубину около 10 см. Засыпаемый грунт нужно тщательно выравнивать и утрамбовывать слоями не более 30 см. Грунт для присыпок должен быть взят хороший. Укрепление иутюжка проезжей части JB тех местах, где грунт дорожного полотна <ся'а6ий и при езде дает колеи, необходимо улучшить и укрепить проезжую часть. Спо- ОСЕННИЕТак как осенью дождя Еыпадает больше всего,, необходимо особое внимание обращать на удаление воды от полотна, чтобы она не размягчала дорогу. Для этого надо почаще выглаживать полотно утюгом. Из отдельных выбоин нужно немедленно выпускать воду ровиками в канаву, а самую выбоину заделать свеже-присыпаниым прочным грунтом. Осень—самое лучшее время также для рубки кустарника, окашиваиия травы у канав и обочин и очистки их от зарослей бурьяна и других сорных трав. Это нужно для того, чтобы зимой из-за оставленной высокой растительностиРАБОТЫпредохранить дорогу от лишних заносов снегом. Выкашивание это можно производить обычной крестьянской косой. Осенью также удобнее всего вскрыть карьеры песка и гравия, из которых намечено зимой заготовлять материал на будущий год. В этих. карьерах необходимо убрать верхний негодный грунтовый слой, расчистить подходы, улучшить подъезд и т. д. Чтобы предохранить отверстия небольших труб (до 1 м) от снежных заносов зимой, надо при приближении зимы перекрыть их концы хвоей, соломой, хворостом и т. п.ЗИМНИЕТак как во многих районах нашего Союза зима длится до 5 месяцев и более, зимние работы приобретают важное практическое значение. При правильном содержании дороги зимой можно значительно увеличить нагрузку на лошадь, а также наладить беспрепятственное автомобильное движение. Основные зимние работы по грунтовым дорогам можно разбить на следующие виды: 1) обозначение дороги, 2) устройство заграждений отРАБОТЫснежных заносов, 3) расчистка дорожного полотна от излишнего снега, 4) ремонт и постройка мостов, 5) заготовка строительных материалов, 6)' ремонт и постройка дорожных снарядов. После большого снегопада обычно дорога теряется. Поэтому надо после первых же снегов обозначить полотно дороги воткнутыми в снег через каждые 50—100 м длинными ветками хвои, елки и т. д.Устройство заграждений от снежных заносов Во время метелей снег ложится неравномерно, образуя местами большие заносы и сугробы. Особенно подвержены заносам мелкие выемки. В защищенных от ветров лесных местах заноХВОЯпоследние выдернуть и переставить на гребень образовавшегося вала. Так как часть веток безусловно погибнет, нужно иметь в запасе новые, Если приходится возить хвою слишком далеко, можно ограничиться нагреванием на месте защиты более высоких снежных валов, высотою 1—1,5 м.0,5ОК 20м: сов образуется меньше. С насыпей снег ветром обычно сдувается. Не заносятся также выемки, глубиною более 6 м, так как снег переносится через них. В особенно неблагоприятном положении находятся дороги, пролегающие поперек движению ветров. Чтобы задержать во время метелей основные массы снега и не допускать их к дороге, надо в самом начале зимы выставить вдоль дороги, в местах, опасных для задува, снеговую защиту. Простейшая снеговая защита—это стена из хвойных веток (рис. 5). Гораздо лучшая—из ели. Ветки заготовляются еще с осени и укладываются в кучи вдоль мест укладки, где под давлением, какой-либо тяжести, например бревна, они выравниваются и становятся плоскими. Длина веток—1,5—2 м. Защиту ставят на расстоянии 20 м от оси дороги. Для установки заграждения вдоль дороги нагребают снеговой валик высотой около полуметра и потом втыкают в него плотно друг к другу ветви. На 1 км такой защиты потребуется около 3 200 веток. После первых метелей ветки надо осмотреть и выправить. Когда у защиты образуются снежьые валы, достигающие вершины веток, надо **СНЕЖНЫи ВАЛИК /Рис- 5 - Снеговая защита из хвоиРасчистка дорожного полотна от излишнего снега Снеговая защита предохранит дорогу от основной массы снега, но все же его скопится на дороге довольно много, и, если время от времени не убирать его, появятся ухабы.Рис. 6. Деревянный треугольник-снегоочиститель Для уборки этого снега на участках дорог с сильным движением хорошо применять треугольник-снегоочиститель (рис. 6). Он состоит из двух поставленных на ребро досок (лучше однореза), соединенных по углам. Самый угол оковывается железом. В другом конце доски распираются распоркой. Низ ребер следует оковать полосовым железом, чтобы они лучше врезывались в снег. В зависимости от ширины такого треугольника в него запрягаются от 5 до 8 лошадей. Сдвинутый с проезжей части дороги снег в виде валиков надо разгребать, иначе при первых же метелях проезд вновь будет занесен снегом. Возку такого треугольника надо производитьрегулярно. К этой работе нужно прикреплять отдельные бригады с лошадьми. Число выездов за зиму зависит от снежности, обычно оно колеблется в пределах от 3 до 15 раз. Выезд лучше всего делать непосредственно после метели, когда снег еще не уплотнен ездою. На рис. 7 показано состояние дороги зимой при отсутствии ремонта, а на рис. 8—тот же участок дороги при налаженном зимнем ремонте.>;:,• ••£»•Рис. 7. В такое состояние приходит дорога зимой при отсутствии ухода Зимний период необходимо использовать так же для ремонта и постройки мостов. Это избавляет от постройки больших подмостей, так как зимою работы можно вести со льда.СВАЯ_~Рис. 9. Околка льда у свай мостов Рис. 8. Дороги зимой при налаженном уходеВЕСЕННИЕВесна—период иаиботее ответственных дорожных работ. В этот период необходимо подготовить дорогу к пропуску весенних вод. Если этого не сделать, произойдут большие разрушения. Основными работами весеннего периода являются: подготовка к пропуску весенних вод, охрана мостов! во время ледохода и прохода весенних вод и ликвидация повреждений от половодья. С наступлением весны следует открыть и прочистить отверстия труб, околоть лед у устоев и опор мостов и ледорезов, прокопать в снегу нагорные и боковые канавы. Если лед не околоть, будут создаваться заторы льда, и при подъеме воды лед может приподнять мост. Чтобы избежать этого, вокруг свай во льду прорезают борозды шириной 0,5 ми на всю толщину льда (рис. 9). Околку можно производить ломами, кирками или лучше всего пешнями.РАБОТЫВ снегу, в канавах, подводящих и выводящих воду к трубам, надо в период таяния прорывать канавки длиною до 53 ми шириною около 0,3 м. Это делается для того, чтобы дать направление воде. Прорываются эти канавки обычно деревянными лопатами. В момент прохождения льда необходимо на мостах с ледоходом установить круглосуточное дежурство бригад, снабженных необходимым инструментом для проталкивания задерживающихся у моста льдин и крупных предметов (бревна иТ.Д.).Особенно надо следить, чтобы веда не шла вдоль по полотну, так как это усиленно размывает его. Необходимо эту виду отвести в боковую канаву. В местах, где па полотне скопилось за зиму много снега и где он плохо тает, для быстрейшей осушки дороги надо накопившийся снег разгрести и перебросить на сторону. Инж. td. Менгел