VПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМСерия статей т. Карягина рассчитана на начинающих водителей, знакомых с устройством автомобиля, и имеет своей целью сообщение им необходимых сведений по технике управления и по поведению самого автомобиля при различных условиях езды. Те конкретные указания по технике управления, которые связаны с конструкцией автомобиля, ориентированы на автомобили Форд и ГАЗ модели Аи АА, а в остальной части касаются, конечно, автомобилей любых марок и систем.-»тО АТЬЯ ™УСКОРЕНИЕАВТОМОБИЛЯд) переведя рычаг 20, плавно включать сцепление с одновременным увеличением подачи газа; е) когда скорость движения достигла 18—20 км/час, включить тем же порядком третью передачу (пункты «г» и «д»); ж) после перехода на третью передачу давать ровный газ для поддержания равномерного движения автомобиля. Трогаться с места необходимо так, чтобы автомобиль приходил в движение постепенно, без резкого толчка. Это зависит от плавного включения сцепления и умеренной подачи газа, так как только при этих условиях уравнивание числа оборотов вала двигателя и карданного вала будет происходить постепенно. При езде в условиях интенсивного городского движения каблук левой ноги должен упираться в пол, а носок — находиться на педали сцепления, отнюдь не нажимая на нее. При езде по мало оживленным улицам или за городом левую ногу нужно вовсе снять с педали и поставить на пол рядом! с педалью. Правая же нога, опираясь для устойчивости на упор 19, во время езды всегда находится на акселераторе 18, нажимая на него в той мере, в какой это необходимо для поддержания нужной скорости. Для бесшумного включения шестерен нужно при переходе от низших передач к высшим на мгновение задерживать рычаг в нейтральном положении. Это необходимо для того, чтобы иа окружности этих шестерен получились одинаковые линейные скорости. Окружная же скорость каждой шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она сидит, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни, тем больше будет и ее окружная скорость (фиг. 1). При переходе, например!, с первой передачи на вторую нужно шестерню 12 разъединить с шестерней 7и привести в зацепление шестерню 13 с шестерней 8 (фиг. 2). Шестерни 13 и8 имеют в легковом автомобиле Форд и ГАЗ модель А почти одинаковый диаметр, но окружная их скорость будет различна: у шестерни 8 она будет больше. Это легко понять, если учесть, что на первой передаче вторичный вал 11 вращался со скоростью меньшей, нежели промежуточный вал 5, вследствие разницы в числе зубцов шестерен 7и 12. Если мы, выключив сцепление, разъединим шестерни 12 и7и ,вывсдем рычаг в нейтральное положение, то валы и шестерни коробки передач будут вращаться только силой инерции.Чтобы преодолеть инерцию находящегося в состоянии покоя автомобиля и сообщить ему некоторое ускорение, необходимо усилие значительно большее, чем то, которое требуется для поддержания уже установившегося движения. Это и понятно, потому что при установившемся движении сила тяги затрачивается только на преодоление сопротивлений качения колес и воздуха. Для того же, чтобы вывести автомобиль ,из неподвижного состояния, необходимо еще .преодолеть силу инерции массы автомобиля. Поэтому при трогании с места надо всегда -включать самую сильную передачу, т. е. первую. Процесс трогания с места и техника переключения передач от первой до прямой (автомобиль ФОРД и ГАЗ модель А) сводятся к следующему (см. статью 1, фиг. 2 в предыдущем номере .жури. «За рулем»). После заводки и прогрева двигателя нужно: а) отпустить рычаг 21 ручного тормоза, нажав предварительно кнопку рычага большим пальцем правой .руки; б) взяться рукой за рычаг 20 перемены передач, нажав левой ногой доотказа на педаль 15, выключить сцепление и, выждав, пока перестанут вращаться по инерции первичный и промежуточный валы коробки передач, включить первую передачу; в) переведя рычаг 20, надо плавно, но не .слишком медленно, отпускать педаль 15 сцепления и одновременно увеличивать подачу газа, постепенно нажимая носком правой ноги на акселератор 18. г) доведя скорость движения до 8—12 км/час, нужно взяться за рычаг 20 перемены передач, после чего одновременно: выключить сцепление, •уменьшить подачу газа, вывести шестерни первой передачи из зацепления, продвинув рычаг 20 вперед до нейтрального положения, и перевести сего на вторую передачу;4»иг. 1. При повороте двух шестерен на одинаковый угол любая точка, лежащая на окружности шестерни большего диаметра, пройдет больший путь, чем точка, лежащая на окружности шестерни меньшего диаметра Фиг. 2. Положение шестерен автомобилей Форд и ГАЗ модель А при включении 1и2 передачТак как масса диска сцепления, первичного вала 2и промежуточного вала 5 гораздо меньше массы автомобиля, с ведущими колесами которого связан вторичный вал 11, то число оборотов шестерни 8будетпадатьбыстрее , ч емушестерни 1з. Поэтому, задержав на мгновение рычаг в нейтральном положении, можно так уравнять окружные скорости сцепляемых шестерен, что переключение произойдет без ударной нагрузки на зубцы и, следовательно, бесшумно. Величина паузы, которую нужно делать при переходе от низших передач на высшие, задерживая рычаг в нейтральном положении, зависит, главным образом, от разгона автомобиля и густоты смазки в коробке передач и определяется поэтому только опытным путем. Внешним показателем правильности переключения передач является, как уже было сказано, бесшумность переключения. При движении автомобиля ведущие колеса,Фиг. 3. Скручивание заднего мо;та помимо приходящейся на них нагрузки от веса автомобиля, дополнительно нагружаются передаваемым им от двигателя усилием. Это увеличение нагрузки вызывается давлением зубцов ведущей шестерни главной передачи иа зубцы ведомой (коронной), связанной через сателитовую коробку, крестовину, сателиты, полуосевые шестерни и полуоси с ведущими колесами. При этом насколько задние колеса загружаются, настолько же передние разгружаются. Разгрузка передней оси объясняется законом действия и противодействия: если зубцы ведущей шестерни давят с известной силой на зубцы ведомой, то с такой же силой, но направленно/! в противоположную сторону, давят и зубцы ведомой шестерни па зубцы ведущей. В результате реакции ведомой шестерни возникают скручивающие усилия, которые стремятся поднять кверху карданный вал. Через подшипники карданного вала скручивающие усилия передаются заднему мосту, стремясь повернуть его в направлении, обратном вращению карданного вала (фиг. 3). Как известно, эти усилия поглощаются, в зависимости от конструкции автомобиля, или жесткой трубой, в которой вращается карданный вал, или рессорами, передние концы и средняя часть которых крепятся в этом случае наглухо к раме автомобиля и заднему мосту. Через толкающую трубу или рессоры скручивающие усилия, возникающие в заднем мосту, передаются на раму, передний конец которой стремится вследствие этого приподняться. Разгрузкой передних колес при движении автомобиля и объясняется тот известный каждому водителю факт, что передние колеса при помощи рулевого управления легчеповернутьна ходу, чем унеподвижностоящегоавтомобиля . Чем больше усилие, передаваемое на ведущие колеса, и чем короче база автомобиля, тем больше будет величина, на которую разгружается передняя ось. Небольшая нагрузка передней оси получается па первой передаче, а. также, когда автомобиль идет по хорошей дороге на большой подъем. Эта величина может доходить до 25—30 проц. Автомобили с короткой базой и слабо нагруженной передней осью в случае значительной разгрузки передних колес могут из-за малого давления этих колес на полотно дороги потерять управление, а в случае высокого расположения центра тяжести могут на крутом подъеме даже опрокинуться. Что же касается задней оси, то наибольшую нагрузку она будет иметь при движении на горизонтальных участках тяжелой дороги. При ускорении движения передняя ось дополнительно разгружается, а задняя нагружается еще и силой инерции массы автомобиля.. приложенной к центр}- его тяжести и направленной в сторону, противоположную ускорению (фиг. 4). При большом ускорении, например, при резком троганин с места большой, тяжело нагруженной машины легко заметить, как под действием силы инерции массы автомобиля задние рессоры сжимаются, а передние, наоборот, ослабляются. Поэтому для того, чтобы уменьшить нагрузку на ведущие колеса, н еобходимо трогаться сместапостепе нио и плав ноувеличиватьподачугаза для возможного уменьшения нагрузки на ведущие колеса и их шины. При быстром ускорении, в особенности при резком троганни с места, шины ведущих колес будут сильно изнашиваться, и от возникающих19