18
19
'АК КОЛХОЗУ, СОВХОЗУ иПРАВИЛЬНО ПОСТРОИТЬ И СОДЕРЖАТЬ СВОИ ДОРОГИ\ Ликвидация бездорожья в Советском союзе дЬлжна быть осуществлена в основном в течение второй пятилетки. Этого требует решение XVII партийного съезда. ЦС Автодора поставил перед своими организациями задачу: в 1934 г. не только активно участвовать в мобилизации трудового населения на дорожные работы, но и непосредственно, своими силами строить и ремонтировать дороги и мосты, а также постоянно наблюдать за содержанием отдельных участков. м-г/-> В помощь автодоровскому коллективу в колхозе, совхозе a Mil, редлкция печатает серию статей т. Менгел на тему о том, как правильно построить и содержать грунтовую дорогу.fj ^ АТЬЯЮ IUБУЛЫЖНАЯМОСТОВАЯНасыпанный в корыто песок одновременно кроме отвода воды служит также и для лучшей передачи давления от повозок на грунт корыта. Благодаря выпуклому очертанию дна корыта просачивающаяся через песок вода будет скапливаться у края корыта. Для вывода ее в боковые канавы в обочинах прокапываются с укло-По мере роста движения по данной магистрали грунтовая дорога оказывается не в состоянии справиться с возросшей нагрузкой. Возникает необходимость перейти к более усиленным типам дорог. Если вблизи имеется подхо.дящий материал, весьма целесообразно покрыть грунтовую дорогу более прочной одеждой. Широкое распространение получила булы жн ая мостовая. Строится она из камня булыжника неодинакового размера и качества и требует поэтому осо-бого внимания. Лишь тщательное знание и со-блюдеиие правил постройки дает возможность с наименьшими затратами создать булыжную мостовую с продолжительным сроком службы. В настоящей статье в помощь низовому дорожному работнику в колхозах даются правила постройки таких дорог. 1. П одготовкаоснования Булыжная мостовая (рис. 1) обычно устраивается не на полную ширину полотна, а только по ширине проезжей части в. По бокам ее остается обычно ничем не укрепленная часть полотна, называемая обочинами а, служащими упором для проезжей части. Подготовка земляного полотна должна вестись -так, чтобы на нем образовалось углубление (корыто), в которое затем укладывается каменная одежда (рис. 2). Дно корыта делается двускатным с выпуклостью 0,04 к оси дороги (т. е. подъем1 на 4 см на каждый метр ширины дороги) и тщательно выравнивается и уплотняется или с помощью •трамбовки весом в 20—25 кг или, что лучше, укаткой-катком весом 4—6 т. В корыте будет скапливаться вода, просачивающаяся через одежду. Для отвода ее требуется укладка на дно корыта (под камень) слоя водопроводящего материала—песка, толщиною 18—25 см, в зависимости от грунта полотна .-(чем жирнее грунт, тем больше требуется песка).. посчаные еоронни. «BteW№ * 'а -• •0.06Рис.2. Устройство корыта для мостовойном 0,06—0,07 поперечные воронки шириною 20 см (рис. 2), которые заполняются на глубину 15 см каким-нибудь материалом, хорошо проводящим воду (песок, щебень, гравий й т. п.). Поверх воронки засыпается местный грунт и выравнивается заподлицо с обочинами. Воронки располагаются в шахматном порядке вдоль обочины на. расстоянии 5—10 м одна от другой. \ II. М атериалы а) Камень для мощения должен быть крепких пород. Не допускается камень с разрушившейся поверхностью, подвергавшийся нагреву, с трещинами и т. д. Размеры его должны быть: по высоте 13—20 см, по толщине не менее 9 см.верста / 9£5w-y-sJyy^yb^^SNV^'Рис. 1. Поперечный разрез булыжной мостовой б) Песок должен быть чистый и по возможности крупнозернистый (размер зерен 0,252 мм). Примесь глины допускается не более 5 проц. III. П роизводстворабот Перед мощением камень .сортируется по качеству и по размерам. Мощение начинается с того, что по подготовленному песчаному основанию, по краям; корыта, вплотную к обочинам укладывается строго по шнуру верста (краевые камни) из более крупных булыг высотою около 25 см. Укладка версты должна итти впереди самого мощения на 10—20 м. Стешку мостовой следует вести вдоль дороги, начиная сразу по всей ее ширине с небольшим опережением середины. При продольном уклоне дороги следует вести мощение снизу вверхПо окончании трамбования следует посыпать мостовую слоем крупного чистого песка в количестве 1 куб. м на 70—100 кв. м мостовой. Расход камня ка' 1 кв. м мостовой 0,2 куб. м, песка 0,2—0,26 куб. м. г'Щ'Ш^Щ^), щщ$$$щ&•'М'^ё$^.'щф'ф.Рис. 4 и 5. Неправильная (слева) и правильная (справа) посадка камня в песок Основные требования, предъявляемые к булыжному мощению, следующие: 1. Камни должны быть подобраны так, чтобы че было резких переходов между размерами со1 седних камней, причем более крупные камни подбираются к тем местам, на которых сосредоточивается движение при ширине мощения до 4,5 .м к середине и при двухпутном) движении с шириною мощения более 4,4 м—к краям. 2. Укладку камня в песок следует производить тычком1, отвесно, суженным концом вниз, а не в навалку, как часто делают плохие мостовщики (рис. 4 и 5). 3. Камни всаживаются в песок на глубину 26 см с тем, однако, чтобы под камнем осталось не менее 2/3 толщины песчаного слоя. 4. Камни должны быть выложены по возможности плотнее друг к другу, с наименьшим количеством промежутков, т.. е. камень должен соприкасаться с камнем не менее чем в трех точках. 5. Камни должны быть выложены с перевязкой швов с соблюдением треугольных зазоров (рис. 6); четырехугольные зазоры недопустимы, так как они создают отрицательное влияние на устойчивость мостовой (рис. 7)Рис. 3. Кельма Камни укладываются рукой, причем мостовщик слегка вбивает их молотком в песок, предварительно делая кельмой небольшое углубление в песке (рис. 3). Камни должны быть уложены настолько плотно, чтобы их нельзя было до расклинивания щебнем вытащить усилием руки человека. При этом строго должны быть выдержаны требуемые поперечный и продольный уклоны дороги. По мере замощения участка длиной примерно 20—25 м мостовая трамбуется в первый раз, причем камни осаживаются и выравниваются легкими ударами трамбовок весом 20 кг. В случаях, когда мощение ведется колотым камнем, то до первой трамбовки щели следует заполнять осколками камня с приколачиванием их молоткам. После первого трамбования пустоты между камнями заделываются мелким щебнем (расщебенка) размером 10—25 мм с- последующим повторным трамбованием. Трамбование надо производить от краев мостовой к середине: Для второго раза желательно применять трамбовку тяжелее, весом около 30 кг.Рис. 6. Укладка камней с, треугольными зазорамиРис. 7. Укладка камней с четырехугольными зазорами недопустима6. Если камень не имеет пяты, а оканчивается острием или имеет острый выступ на боковой грани, этот выступ должен быть сколот. 7. Камень ставится своей более длинной стороной поперек дороги. Инж. Н. П. МенгелКАЖДЫЙ АВТ0Д0Р0ВЕЦ ДОЛЖЕН ЧИТАТЬ И ВЫПИСЫВАТЬ ЖУРНАЛ „ЗА РУЛЕЕЯ», БИБЛИОТЕКУ „ЗА РУЛЕК8" т ГАЗЕТУ „АВТОДОР"