СОВЕТСКИЕ МАНОМЕТРЫДля измерения давления воздуха в щинах завод «Манометр) выпустил специальные, так называемые автошинные манометры особой конструкции. Автошинный манометр представляет собой трубчатый манометр с концентрической шкалой диаметром 50 мм и изготовляется в настоя2 щее время с предельным давлением в 10 кг/см . Устройство автошинного манометра показано на чертежах 1, 2 и 3, где представлен манометр с снятым циферблатом, боковой ,вид. передаточточного механизма и схема приключения манометра к автовентилю. ' Особенность конструкции, как видно из чертежа 1, заключается в том, что поводок 3 передаточного механизма только зацеплен за переменное плечо сектора 4с одной стороны последнего и, таким образом, не наглухо соединяет конец пружины 1с сектором, как это имеет место у обычных манометров. Благодаря указанной конструкции, при движении конца пружины под действием давления, поводок ведет за собой сектор, а следовательно и стрелку, а при уменьшении давления пружина, возвращаясь в первоначальное положение, не зацепляет поводком за сектор. Поэтому стрелка манометра не изменяет того положения, которое она приняла при давлении. г Возвращение стрелки в нулевое положение^ производится особым арретировочным приспо-3 соблением 6.^ л ^ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХПри нажиме на кнопку арретира, кнопка опускается внутрь корпуса манометра и упирается в конец сектора 5, вследствие чего весь сектор, а следовательно и стрелка возвращаются, в первоначальное положение. Для движения стрелкиЧерт. 2. Боковой вид передаточного механизма. 2 — пружинка. 4 — переменное плечо сектора. 5 — сектор. 19 — верхняя планка. 20 — постоянное плечо сектора. 21—трибка. 22 — нижняя планка. 23 — тормоз. 24—ось сектора при арретировании концу сектора придана форма некоторой кривой, а во избежание сбивания стрелки на оси об- упорный штифт часть сектора, в которую упирается кнопка, связана с постоянным плечом сектора не наглухо, а через специальную пружину 2. При освобождении кнопки арретира от нажима она, под действием пружины, возвращается в обычное положение. Пружина укреплена в боку корпуса манометра и связана с кнопкой арретира. Самопроизвольное спадание сектора, из-за отсутствия глухой связи его с поводком, осуществляется тормозом 23,. представляющим собой стальной прутик, прижимающий ось сектора 24 и трибки 21. Этот тормоз показан только на чертеже 2. Так как автошинный манометр приключается к автовентилю шины только на момент замера давления, то присоединительная часть таких манометров тоже отлична от. обычных и выполняется двух видов. У манометров без шланга присоединительное приспособление выполняется, как показано на чертежах 1и 3. В корпус манометра вместе с пружиной - впаян коленообразный хвостовик 7, который имеет канал, соединяющий гнездо ниппеля 8с пружиной манометра. В этот канал ввернут винт 12, а гнездо ниппеля 8 имеет внутреннюю нарезку ив него ввертывается ниппель 9..''•"'.'•" i ШЗ.Черт. 1. Советский манометр со снятым циферблатом. 1 — трубка Бурдона." 2 — пружина 3 — поводок. 4—плечо сектора переменное. 5 — сектор. 6—арретир. 7 — коленообразный хвостовик. 8 — гнездо ниппеля. 9ниппель. 10 — стойка циферблата На дне гнезда проложена резиновая прокладка 11, так что ниппель может быть плотно соединен с гнездом. Внутри ниппеля 9 выточена цилиндрическая полость, на дне которой проложена резиновая прокладка 13, и в тело дна ввернута игла ниппеля 14. На поверхности этойЧерт. 3. Схема приключения манометра к автовентилю 7 — коленообразный хвостовик. 8 — гнездо ниппеля. » — ниппель. И—прокладка. 12 — БИНТ. 13 — прокладка. 14 — игла ниппеля. 15 — игла золотника. 16 — конус золотника. 17 — корпус автовентиля. 18отверстие для воздуха иглы, почти во всю ее длину, сделана проточка, которая дает возможность воздуху свободно проходить го внутреннюю полость гнезда. Для того чтобы воздух дальше из гнезда мог попасть через винт 12 в трубку манометра, вдоль оси винта по нарезке сделана мелкая проточка, служащая маленьким отверстием, через которое должен проходить воздух. Это ^уменьшение входного •тверстия необходимо для того, чтобы уменьшить скорость поступления воздуха в трубку Бурдона, что, в свою очередь, позволяет повышать давление постепенно, а не рывком. Мгновенное поступление воздуха в трубку не только вредно отражается на ее работе, но кроме того заставляет стрелку манометра показывать большее давление, чем оно есть на самом деле, так как трубка в этом случае испытает не только статическое давление, но и динамическое. Кроме дросселирования, винт 12 служит еще для открывания автовентиля при замере давления, о чем подробнее будет сказано ниже. У манометров со шлангом присоединительное' приспособление выполняется аналогично, но только там вместе» коленообразного хвостика впаян штуцер, имеющий наружную нарезку. Этот штуцер ввертывается в гайку, которая наглухо соединена с одним из концов резинового шланга. Во второй конец шланга вставлено «гнездо», и в него, как обычно, ввертывается ниппель. В таких манометрах вместо того, чтобы делать отверстие в винте 12, кладут между штуцером манометра и гайкой шланга войлочную прокладку. Эта прокладка оказывает то же самое действие, что и сужение отверстия. В самом деле, воздух должен пройти эту •лотную прокладку, прежде чем оказать давление на стенки пружины. Когда разность между 7 давлением до и после прокладки велика (начало приключения манометра), воздух проходит сравнительно быстра, когда же разность давлений постепенно уменьшается, воздух проходит все медленнее, и, следовательно, нарастание давления тоже идет постепенно и не оказывает вредного влияния на показания манометра. Манометры, у которых проложена такая прокладка или уменьшена входное отверстие, характеризуются тем, что чем ближе стрелка манометра подходит к показанию полного давления, тем медленнее становится ее движение. Это обстоятельство чрезвычайно важно для определения качества манометра, а потому на него должно быть обращено особое внимание. Быстрое, без замедления, движение стрелки манометра показывает на отсутствие «дросселирующего» приспособления. Показания такого манометра будут неверными и непостоянными. Как указывалось, выше, автошинные манометры назначаются для периодической (1—2 раза в день) проверки давления воздуха внутри камеры шины. Для производства этих измерений каждая шина снабжается автовентилем, общий вид которого (советский образец) показан на рис. 4, а схематическое устройство видно из чертежа 3. В дне корпуса автовентиля 17 сделаны два отверстия 18, через которые проходит воздух из камеры шины. Сам корпус герметически соединен с камерой. Внутри вентиля расположена втулка, имеющая коническую выточку. Эта выточка запирается золотником, который состоит из иглы 15 и резинового конуса 16. Воздух давит на основание конуса, и последний закрывает отверстие, так что воздух не может выйти из камеры. Надвигая присоединительный ниппель манометра 9 на втулку вентиля, иглой ниппеля надавливают на иглу золотника. Золотник благодаря этому опускается, конусное отверстие несколько открывается, и воздух, пройдя ниппель и гнездо, по каналу попадает в трубку манометра. Такое приключение можно производить двояко, первое «резкое», когда золотник открывается мгновенно, и второе «плавное», когда он открывается постепенно. Оба эти приключения дают возможность определить наличие и качество дросселя, устройство которого должно быть таким, чтобы сглаживать резкие толчки ив то же время правильно показывать давление, когда воздух будет поступать очень медленно.Рис. 4 Общий вид автовентиля советского образца Для удобства приключения манометра к автовентилю на шине манометры делаются со шлангами. Это позволяет без особых усилий произвести замер, когда автовентиль установлен на внутренней стороне колеса. При всех приключениях манометра должно быть соблюдаемо условие, чтобы воздух не выходил наружу, так как16