Дороги из осиновой шашкиЗа последние годы в ряде мест СССР были произведены опыты применения различных дешевых материалов в качестве дорожного покрытия. Поиски новых материалов диктуются необходимостью найти какую-нибудь дешевую замену дорогостоящим каменному- и асфальтовому покрытиям дорог. Многие районы в нашей стране лишены возможности строить новые 'и поддерживать в должном состоянии старые дороги единственно из-за того, ч<> нет близко тз соответствующих материалов. Между тем все возрастающее движение на дорогах низовой сети настоятельно требует изыскания приемлемых на местах материалов.. , Одним из лучших видов материала этого рода, как показали опыты, -является осиновая шашка, 'испытания которой дали вполне благоприятные результаты. Осина принимает очень много влаги. Благодаря этому в ней прекращается действие грибков, вызывающих загнивание дерева. Это значительно увеличивает долговечность осины . в качестве дорожного материала. Укладка же ее на земляное полотно, в котором всегда остается известная доля влаги, предохраняет осину от быстрого высыхания и растрескивания. и распилить на кряжи длиною 2,2 м. Кряжи потом надо сложить в штабеля на лежнях, укрыть их ветками от солнечных лучей ив таком виде дать пролежать не менее 14 дней. После этого надо развезти заготовленные кряжи на места укладки вдоль линии предстоящих работ и там вновь уложить в штабеля. За день до распиловки кряжей осина ошкуряется и затем распиливается на шашки высотой 15 см; (рис. 1). Основная масса шашки должна иметь толщину от 12—17 см. ,, Производство работ Прежде чем приступить к замощению дороги осиновой шашкой необходимо вырыть на ширину проезжей части «ящик» глубиною около 27 см (рис. 2). Дно ящика должно быть выпук-Песчаиоы Ворониншиишшо.оз есок 12смОсинобые шашни*Рис. 3. Поперечный вид дороги из осиновой шашки. лым, сохраняя подъем от краев к середине на каждый метр 3 см; оно должно быть тщательно выравнено и утрамбовано. Для отвода воды из ящика в канавы в обочинах устраивают через каждые 5—10 м воронки- шириною в 25 см, которые на 15 см заполняют песком, а на остальную часть—местным грунтом. Затем в ящик наносят песок слоем около 12 см. Песок надо выравнять и утрамбовать в влажном состоянии. Чтобы придать мостовой упор, вплотную к обочинам укладывают строго по шнуру непосредственно на песок деревянный осиновый брус, высотою 15 см и шириною 15—20 см, обтесанный с двух смежных сторон. Неотесанными сторонами брус укладывается: одной на песчаное основание, а другой—к обочине '(рис. 3). Соединяются брусья по длине врубкой в полдерева со скреплением нагелем из прочных по-, род дерева. Самое мощение шашкой ведется от края к середине проезжей части косыми рядами, причем к краю укладываются более крупные шашки. Для плотной пригонки шашек к брусьям шашки крайнего ряда, примыкающие к брусьям, окалываются на 4—6 см. Шашку при мощении ставят отвесно и деревянным молотком пристукивают ее .сверху и сбоку. Замощенную часть расклинивают осиновыми же клиньями из отходов и мелкой шашки. Клинья заколачивают до уровня поверхности мостовой (рис. 4).- После этого мостовая утрамбовывается от краев к середине трамбовками весом около 25 кг с поддоном, толщиной около 20—25 см и затем засыпается гравелистым песком ич снова трамбуется. Когда мостовая достаточно уплотнена, ее посыпают сверху тонким, 2-сантимсровым слоем песка, и дорога готова для движения.Рис. 1. Осиновая шашкаДорога из осиновой шашки вполне удовлетворительно выдерживает движение грузов ежедневно до 700 т как в форме конной езды, так и автогрузовиков до 6 т. Благодаря этому такая дорога может быть с успехом применена для подъездных путей, обслуживающих колхозы, МТС, а также и местную промышленность, всюду, где вблизи имеется достаточное количество осины. Заготовка осиновой шашки Осину следует выбирать с прямым стволом и по возможности с наиболее правильной окружностью ствола толщиною в 22 см. Древесина должна- быть здоровая, цельная, тонкослойная и плотная. Лучшее время для заготовки—апрель, май, т. е. то время, когда осина еще в соку. Спиленное дерево следует тщательно очистить от сучьев (без снятия коры)Рис. 2. Выкопанный ящик и воронка для мощения осиновой шашки