12
13
У ПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМСерия статей т.^Карягина рассчитана на начинающих водителей, знакомых с устройством автомобиля, и имеет своей целью сообщение им необходимых сведений по технике управления и по поведению самого автомобиля при различных условиях езды. vtсАТЬЯ4Те конкретные указания по технике управления, которые связаны с конструкцией автомобиля, ориентированы на автомобили Форд и ГАЗ модели Аи АА, а в~остальной части касаются, конечно, автомобилей любых марок и систем. Таблица не учитывает сопротивления воздуха и исходит из расчета, что нагрузка на задний мост составляет 3/в от полного веса.Тормоза на 2- колеса Тормоза на 4 колеса Путь (в м) Время (в сек.)Езда по горизонтальной прямой Горизонтальная прямая является идеальной дорогой дли автомобиля, но даже и на хорошей по состоянию своего верхнего покрова дороге ие следует развивать на длительный период предельных скоростей, так как яри этом: а) повышается риск и последствия аварий и катастроф; б) "увеличивается износ резины и двигателя; в) возрастает возможность поломок автомобиля (ходовая часть). Рассмотрим эти обстоятельства подробнее. а) Даже при относительно небольшой скорости движения в 50 км/ч (имеется в виду загородная езда) автомобиль проходит за 1 сек. расстояние в 14 м. Между тем, от момента, когда водитель заметил какую-нибудь опасность, до момента, когда он цринял 'соответствующие меры, проходит некоторый отрезок времени. Этот отрезок, в зависимости от обстоятельств и индивидуальности водителя, колеблется примерно в пределах от 0,5 до 1 сек. Очевидно, что при больших скоростях малейшая оплошность и растерянность водителя могут вызвать аварию или столкновение, которых можно было бы избежать при меньшей скорости движения. Независимо от быстроты реакции водителя, езда с повышенными скоростями представляет значительную опасность гакже и потому, что длина пути, проходимого автомобилем от начального ; момента торможения-до полной остановки, возрастает пропорционально квадрату скорости. Иначе говоря, при возрастании скорости вдвое дистанция торможения увеличивается примерно вчетверо, при возрастании втрое она увеличивается в девять раз и т. д. Ниже для" общей ориентировки приводится таблица, показывающая путь и время торможения при различных скоростях движения.Скорость в км/часПуть (в м)Время (в сек.)20 40 60 80 100 1204 16 36 64 121 1441,4 2,8 4,2 5,6 7,7 8,4'2,4 9,6 21,6 38,4 720 §6.40,64 1,29 1,9 2.59 3,36 3,9гИз сказанного о быстроте реакции и дистанции торможения^ ясно, что при больших скоростях надеяться на свой опыт и тормоза не приходится, так как даже при безошибочных и -быстрых действиях водителя автомобиль остановится лишь пройдя несколько десятков метров. \ В случае наезда или столкновения последствия их будут совершенно различны в зависимости от скорости, предшествовавшей аварии. При увеличении скорости разрушительная сила, проявляющаяся при аварии, резко возрастает, так как запас работы, накопленный в движущемся теле (живая сила), прямо пропорционален массе и квадрату, скорости. Если сравнить 2 автомобиля, например ГАЗ-А весом в1 200 кг и ЯЗ весом вв 000 кг, то при одинаковой скорости в 30 км/ч живая сила в первом случае будет составлять 3 904 кг/м, а во втором 26 112 кг/м, т. е. будет во столько же раз больше, во сколько раз масса первого автомобиля больше массы второго. При увеличении же скорости данного автомобиля втрое живая сила возрастет более чем в девять раз и для машины ГАЗ будет составлять 381<2б кг/м (против 3 904 кг/м при 30 км/ч). Этот запас работы при ударе тратится на деформацию и разрушение машины. Отсюда понятно, почему при столкновениях на больших скоростях происходят столь сильные ^повреждения автомобиля и тяжелые увечья людей. б) При повышенных- скоростях наблюдается ускоренный износ резины. Это происходит изза увеличения внутренних напряжений в шинах и сильного их нагревания. Чем быстрее вращаются колеса, тем большее число раз каждый участок шины будет12Фиг. 1. Горбатый могт Фиг. 2. Положение водителя при движении вперед (слева) и назад (справа)изгибаться, тем больше будет трение в тканях покрышки, а, следовательно, и нагревание шин. Кроме того, при большом числе оборотов колес <пл>иходится считаться ис действием центробежной силы, которая стремится оторвать покрышку от обода или протектор от каркаса, и вызывает добавочные напряжения в тканях покрышки. Особенно вредна для шин езда с повышенными скоростями по неровной дороге. Такая езда вызывает быстрые вертикальные колебания колес и заставляет шины прогибаться при каждом ударе о препятствие и при падении обратно на полотно дороги. При очень высоких скоростях инерция возвратно движущихся' масс кривошипного механизма (поршень, поршневой палец и верхняя часть шатуна) значительно увеличивает нагрузку на подшипники двигателя. Сила инерции возрастает' пропорционально числу оборотов коленчатого вала. У быстроходных двигателей инерционная нагрузка иногда превосходит нагрузку от вспышек. в) При езде с повышенными скоростями увеличивается и число поломок автомобиля, преимущественно ходовой части рессоры, амортизаторов, рамы, оси. Достаточно попасть при большой скорости^ в сколько-нибудь значительную выбоину или пройти иной горбатый мост (фиг. 1), чтобы сломать рессору, амортизаторы или разбить картер диференциада при ударе его о траверс рамы. ' Все эти причины заставляют избегать скоростей выше 60—70 км/ч даже дри езде по хорошим и открытым участкам сухой загородной дороги. Для грузовых автомобилей скорости должны быть соответственно понижены до 35—45 км/ч. Только при испытаниях автомобилей позволительно развивать скорость до максимальной, допускаемой акселератором, и то лишь на протяжении 1—3 км. При этом следует иметь в виду, что и указанные выше предельные скорости допустимы лишь в том случае, если автомобиль прошел после выпуска с завода (или после капитального ремонта двигателя) не менее 800—1000 км. Первое же время, пока детали двигателя не приработались (поршневые кольца, подшипники) скорость движения не должна превышать 40—45 км/ч для легкового и 20—30 км/ч для грузового автомобиля.Прохождение подъемов и спусков Для того чтобы взять крутой подъем на прямой передаче, необходимо, если только позволяет состояние пути, дать разгон автомобилю, увеличив подачу газа. Если сопротивление движению слишком велико, и скорость падает, то, как только она уменьшится до средней скорости движения на второй передаче, надо перейти на эту передачу. Переход нужно сделать быстро и четко, чтобы не вызвать остановки автомобиля, так как трогание с места на подъеме представляет некоторые трудности. Чтобы тронуться с места на подъеме, нужно, удерживая ручным тормозом автомобиль на месте, включить обычным порядком первую передачу и одновременно отпускать педаль сцепления и рычаг ручного тормоза, увеличивая в то же время подачу газа, с таким расчетом, чтобы тормоза перестали держать колеса как раз в тот момент, когда вал двигателя окажется соединенным через сцепление и коробку передач с карданным валом, передающим вращение задним колесам. Если сцепление будет включено раньше, чем будут отпущены тормоза, заглохнет двигатель. Если же, наоборот, тормоза будут отпущены раньше, чем включено сцепление, автомобиль покатится назад. Зная заранее, что на прямой передаче автомобиль подъема не возьмет, водитель может использовать инерцию движения. Прежде чем машина потеряла разгон, он должен включить вторую передачу. Для этого надо: а) взяться рукой за рычаг перемены передач и после этого одновременно выключить сцепление, уменьшить подачу газа и вывести рычаУ в нейтральное положение; б) поставив рычаг в нейтральное положение, включить на мгновение сцепление с одновременным увеличением подачи газа для искусственного увеличения числа оборотов промежуточного вала; в) снова выключить сцепление с одновременным уменьшением подачи газа и включить вторую передачу; г) включив .вторую передачу, вторично включить сцепление с одновременным увеличением подачи газа так, чтобы плавное движение автомобиля не нарушалось.13