АВТОМАТИЧЕСКАЯКОРОБКА СКОРОСТЕЙ БАНКЕРжения автомобиля. Переключение с первой скорости на вторую происходит, как только скорость машины превысит 8, а со второй на третью—15 км в час. Можно и сразу перейти с первой скорости на третью. Для этого необходимо несколько дольше удерживать педаль акселлератора в отжатом состоянии.Из всех механизмов автомобиля наибольшее развитие за последние годы получили коробки скоростей. Объясняется это стремлением конструкторов как можно больше упростить систему управления автомобилем. Мировая статистика показывает, что 20 проц. ©сех автомобильных катастроф происходит от невнимательности водителей, а степень невнимательности в свою очередь зависит от их утомляемости. В условиях городского движения шоферам приходится очень часто переключать скорости и работать различными рычагами, и педалями. Все это быстро утомляет шоферов и понижает их внимательность. Отсюда и возникла потребность в автоматических коробках скоростей (Даймлер, Спонтан, Генрио и др.), но они пока не получили широкого распространения из-за высокой стоимости и сложности конструкции. Работа над созданием более простых и дешевых автоматических коробок скоростей еще продолжается. Недавно американской фирмой Могул выпущена новая автоматическая коробка скоростей по патенту инженера Банкер. Действие ее зависит от положения педали акселлератора и устраняет необходимость в управлении механизмом сцепления. При переключении передач в нормальных коробках скоростей шофер должен кроме скоростного рычага пользоваться еще тормозной и акселлераторнои педалями, чтобы примерно ура-, зиять числа оборотов ведущего и ведомого валов. Неопытность и небрежность шоферов вызь.вают быстрый износ и даже поломку шестерен. Коробка скоростей Банкер — трехступенчатая. Автоматическое переключение с первой скорости• а вторую и далее со второй на третью происн ходит при определенном положении педали акселлератора, отвечающем определенной степени открытия дроссельного клапана и скорости двиСипа* селкт/чРис. 1. Общий вид и продольный разрез автоматической коробки скоростей Банкер Переход с (высшей скорости на низшую происходит тоже автоматически по мере освобождения педали акселлератора и падения скорости движения автомобиля, независимо от того, выключено ли сцепление или нет. Педаль сцепления здесь выключается лишь в случаях перехода с высшей скорости на низшую при движении автомобиля на подъем со скоростью более 15 км/час. В других же случаях педалью сцепления не пользуются. По своей конструкции коробка скоростей Банкер может быть отнесена кэпициклич е-Рис. 2. Схема включения первой (низшей) скорости 3. Схема'включения второй скорости скому типу механизмов, так как прямая и вторая передачи в ней образуются при помощи отдельных групп планетарных шестерен и центробежных дисков сцепления. • К коленчатому валу А двигателя (рис. 1) прикрепляется маховик А1 с двумя центробежными дисками сцепления ВИР . ДИСК В через обойму свободного хода с связан с ведущим валом D, а диск Р — С пустотелым валом 0. 'Обойма свободного хода С служит для расцепления ведущего вала от двигателя, когда скорость трансмиссии автомобиля превышает скорость коленчатого вала двигателя. Свободный ход способствует экономии топлива, является теперь стандартной принадлежностью многих автомобилей и особого описания не требует. Пустотелый вал 0 заканчивается солнечной шестерней N. Вал D заканчивается второй солнечной шестерней Е. Третья, главная солнечная шестерня Н насажена на ведомый вал J. Все три солнечных шестерни обкатываются двумя группами планетарных шестерен M,F,G, которые вращаются свободно на коротких осях, укрепленных в массивном фланце Vи обойме К. Обойма К имеет снаружи винтовую нарезку и находится в зацеплении с шестерней поперечного вала L. Последний служит для торможения планетарных шестерен и их кожуха Wв случае необходимости скорейшего прогрева двигателя и разгона автомобиля. Передний фланец V эпициклических шестерен опирается на шарикоподшипник Т. Сзади фланца К имеется коробка с пружинным сцеплением Qи скользящая втулка Rс действующим от педали рычагом. Эта коробка служит для перехода со второй скорости на третью(прямую) в момент движения автомобиля по ровному пути с большой скоростью или на подъем со скоростью выше 15 км/час, а также для принудительного перехода с высшей скорости на вторую. Для включения обратного хода служит шлифованная втулка Sи шестерня U, действующие от педали с рычагом. На рисунках 2, 3, 4 и- 5 показаны схемы сцепления первой, второй и третьей скоростей и обратного хода. Детали, не участвующие в отдельных передачах, для простоты на рисунках опущены. Первая (низшая) скорость включается при начальном небольшом отлсатии педали акселлера1 тора, когда маховик А (рис. 2) делает разбег. или уже замедляет число оборотов в случае торможения автомобиля. Маховик увлекает центробежный диск Вс обоймой свободного хода Си валом D. Вал D вращается вместе с шестерней Е, которая находится в зацеплении с планетарной шестерней F. В^результате начинает вращаться вся планетарная группа шестерен (вер-Рис. 5. Схема включения обратной передачи в коробке скоростей Банкер нее обе группы) и через малую шестерню Q приводит во вращение главную солнечную шестерню Ни ведомый вал J. Реактивное участие планетарных шестерен в данном случае воспринимается винтовыми шестернями К, L, поэтому обе планетарные группы шестерен быстро перестают вращаться относительно ведущего вала и силы реакции поглощаются корпусом коробки скоростей. Вторая скорость (рис. 3) включается при дальнейшем отжатии педали акселлератора и скорости движения автомобиля свыше 8 км/час. Число оборотов маховика достигает большого значения, поэтому возросшая центробежная сила увлекает второй ди1ск Рс пустотелым валом 0и .шестерен N. Шестерня N находится в зацеплении со средней (по размеру) планетарной шестерней Ми приводит во вращение всю группу планетарных шестерен и через шестерни G, Н — ведомый вал J. «« Диск Р сцепляется с маховиком постепенно по мере увеличения скорости движения от 8 до 15 км/час. Диск В расцепляется с маховиком благодаря обойме свободного хода С. Реактивное усиление планетарных шестерен попрежнему будет восприниматься винтовыми обоймой Ки .шестерней L на поперечном валу автомобиля.Рис. 4. Схема включения высшей скорости (прямой передачи) в коробке скоростей Банкер шшмш."••'': . -••:'•.:«11/ Щхшil«$Ш-?$М$&'' ''•' щ&&ш?шmm.^шШ?^ЭЯ */. ..HIF МQРис. 6. Вид важнейших деталей коробки скоростей Банкер Третья скорость (прямая передача) включается при полном разгона автомобиля на ровном участке, когда нагрузка на двигатель не увеличивается, и педаль акселлератора несколько освобождена, но число оборотов маховика' возрастает. Оба диска ВиР :(рис. 4) вращается вместе с обоймой свободного хода Си валами—ведущим DИ Пустотелым 0. Вращающиеся на концах этих валов шестерни N, Е стремятся привестипланетарные группы шестерен и главную солнечную шестерню Н. Шестерня Н через коробку с пружинным зацеплением Q начинает вращать обойму Ки кожух планетарных шестерен W. Обойма Ки кожух W вращаются в одинаковом направлении с шестерней Н, но с большей скоростью. Планетарные группы шестерен составляют одно целое с коробкой пружинного сцепления Qи приводят ведомый вал J. Получается прямая передача. В случае необходимости быстрого перехода с прямой передачи на вторую скорость можно при помощи рычага и скользящей втулки R выключить коробку пружинного сцепления Qи тогда передача будет осуществляться по рисунку 3. Задний ход включается тоже вручную при помощи шлифовальной втулки S (рис. 5) и шестерни U. Пустотелый вал 0с шестерней N делаются неподвижными. Шестерня М планетарной группы вращается вокруг неподвижной шестерни N. Силы реакции воспринимаются коробкой планетарных шестерен и их осями. На рис. 6 отдельно показаны валики: ведущие D, 0 и ведомый Jс планетарными группами шестерен М F, G, коробкой пружинного сцепле, ния Qи обоймой К. Инж.-мех. Д. КоростелинКАК УСТРАНИТЬ ЧАСТУЮ ПОЛОМКУ ПОДРЕССОРНИКОВ АМО-3Предложение шофера Полякова Я. О. (Киев, гараж Заготзарно) На полученной мною новой машине АМО-3 часто ломались первые листы подрессорников. Изучая цричину поломок, я внес небольшое изменение в конструкцию рессоры, и поломки прекратились. Изменение заключается в следующем: На верхний лист подрессорника накладывается короткий и прямой лист (рис. 1) с такими штамконцы оттянуты на нет .ПОД.УШ-КЛ,быпукласти. Рис. 1. Прямой добавочный листок пованными выступами, как на первом листе рессоры. Ввиду того, что подрессорник имеет полуэллиптический изгиб, а наложенный лист—пряРис. 2. Установка добавочного листа на подрессорнике мой, вначале между листом и подрессорником получается зазор, который при затягивании стремянок исчезает. При этом прямой лист получает обратный изгиб и разгружает середину верхнего листа подрессорника, предохраняя его от поломок.КАК СОХРАНИТЬ ВИДИМОСТЬ СКВОЗЬ СТЕКЛО В ДОЖДЛИВУЮ ПОГОДУПредложение т. Шевердинского Н. Я. (Ленинград) Мое предложение относится к тем машинам, у которых нет стеклоочистителя. Для предохранения переднего стекла от капель в дождливую погоду, сильно мешающих видимости дороги, я предлагаю покрывать стекло с внешней стороны тонким слоем машинного Масла. Для избежания полосок на стекле слой мас ларазравнивается куском резины, которым нужно водить по намасленной поверхности сверху вниз, с небольшим нажимом. Результат получается вполне удовлетворительный: капли дождя, попадая на стекло, не удерживаются на намасленной поверхности, а моментально скатываются, и видимость остается достаточной.