Инж. Н. П. МЕНГЕЛПОСТРОЙКА ДОРОГ НА БОЛОТАХДля улучшения существующей дорожной сети весьма важное практическое значение приобретает правильная постройка дорог на болотах. При наших болотах, тянущихся зачастую сплошными массивами на сотни тысяч гектаров, мы ни в коем случае не можем держать курс на обход этих болотных пространств. При прокладке дорог от колхоза, совхоза, МТС и т. д. до станции железной дороги, административного центра, сырьевой базы часто приходится пересекать болота, так как обход их значительно удлинил бы путь, и постройка дороги обошлась бы на много дороже. нвппывинй При этом обследовании учитываются: 1) тип болота, место его положения (на склоне, в долине реки и т. д.). и строение его; 2) уровень грунтовых вод, направление стока воды с болота, источники питания его водой. В результате обследования намечается пример* ное направление и способ работ по прокладке дороги. Переход через болото должен отвечать следующим требованиям: а) дорога на болоте должна быть устойчивой, б) погружение насыпи дороги в болото должно быть минимальным и в) прохождение дороги по болоту должно быть по возможности кратчайшим. поверхн воаыХиакае торсрь* Рис. 1. Нарастание сплавины на озереч/ЩйЩР.остатки органических вешестб бессрорменной MacCbl/canponenumJПреобладающее большинство существующих болотных участков дорог представляет собой в лучшем случае оканавленную полосу болота с настилкой хвороста под слой положенного сверху торфа. Осенью такие участки становятся совершенно непроезжими и создают пробки в движении по всей дороге. Если до настоящего времени с этим кое-как мирились, то теперь, в связи с подъемом и механизацией реконструирующегося сельского хозяйства, мы должны ликвидировать эти пробки и построить через болота дороги, прочные и удобные для езды в любое время года. Это одна из боевых задач низового автодоровского коллектива. В помощь такому коллективу мы даем в настоящей статье основные указания, как строить дорогу через болота. Прежде чем приступить к постройке дороги надо тщательно обследовать участок будущего строительства и изыскать наилучший способ перехода через болото.'1\~- 9(ШЗРис. 2. Зонд-бур СытинаВ отношении устойчивости болота, как основания под дорогу, можно разделить на следующие группы. 1. Б олотаозерного происхождения (сплавинные), о бразовывавшие ­ ся путемнарастанияторфяного ков ра (сплавины)—рис. 1. Плавающий торфяной ковер имеет небольшую толщину; под ним находятся жидкие торфы и, бесформенная масса остатков органических веществ. Это наилучший вид болот, так как .они не выдерживают даже самых незначительных нагрузок. Такие болота при изыскании лучше обходить. Внешние признаки такого болота: поверхность покрыта моховым ковром, лишенным древесного покрова. На поверхности ковра встречаются; незаросшие места—окна. 2. Б олотаозерного происхождения, о бразовавшиесяпутем «заторфования» г лубоких впадин, заполненных водой. Верхний слой такого болота состоит из торфа, а нижние—из бесформенной массы остатков органических веществ. Если толщина верхнего слоя не свыше 2 м, то насыпь все же может осесть довольно глубоко, и поэтому такие места также лучше обойти. Если же толщина верхнего слоя достигает 4 м, то выдавливания жидкой массы из-под торфа трудно ожидать. На поверхности обычно растет кустарник.' 3. Б олота , о бразовавшиесяв результате зарастания прибрежных частейводоемови суши. Вся толщина таких болот от поверхности до дна заполнена торфом. Установление строения болота и линии наименьших глубин. Для установления глубины болота и его строения в разных точках производится бурение , (зондировка). • I I вариантП вариантщ вариант, Ьуровые скваусиныРи:. 3. Разбивка мест скважин для бурения Зондировку хорошо производить зондом-буром Сытина (рис. 2). Такой зонд-бур можно изготовить кустарным способом. Обычно для шланг применяются метровые отрезки водопроводных труб, соединенные муфтами, а челнок бура делают из подходящих' по размерам отрезков железных труб. Вместо челнока можно для зондировки дна приспособить также наконечник плотничьего бура, прикрепляя его к штангам муфтой. Бурение производят вдоль намеченного направления по 3—5 линиям. На каждой линии закладываются буровые скважины через 50—100 м (рис. 3). . Одновременно с бурением и измерением глубины болота в наиболее характерных местах необходимо брать образцы торфа, начиная с поверхности и до дна. Эти образцы нумеруют йв особой тетради (ведомости) записывают вид, примерное содержание воды и состав торфа. Если вынутый из болота челнок бура не содержит торфяной массы, а имеет хотя бы в небольшом количестве воду, то отмечают: «водяной слой». По окончании бурения выбирают для перехода наименее глубокое место с наиболее плотным строением. Определив тип болота и место перехода, можно установить способ прокладки дороги. Для дорог местного значения при сравнительно небольшом грузовом движении можно руководствоваться следующими указаниями: Дороги на сплавинных болотах (1-я группа) В лесистых местах возводят земляную насыпь на бревенчатых или жердевых настилах (рис. 4). Бревна-жерди берутся толщиной от 12 до 20 ей, а длиной — во всю ширину основания насыпи. Под бревенчатый настил в продольном направлении укладываются лежни из бревен 20—25 см на расстоянии около 1,5 м один от другого. Настил укладывается поперек дороги, комлями в разные стороны—с притескою бревен. Поверх уложенного настила по краям его кладут прижимные бревна, скрепляемые через 1—1,2 м деревянными нагелями с нижними лежнями. Таким образом получается,,, связанный плот, способный нести известную нагрузку. Сверх настила, для предупреждения просыпания грунта, укладывается травою вниз дерн, глина или торф, после чего насыпается слой грунта 10—15 см, чтобы езда происходила не по бревнам. Если имеется опасность перегрузки настила, то земляной насыпки не устраивается, а вместо этого верх, бревен для более спокойной езды слегка подтесывается. Боковых канав не прорывают, так как при слабой коре торфа они излишне ослабили бы ее. Для увеличения плавающей способности на особо опасных болотах бревенчатый настил располагается согласно рис. 5.поперечный видГргтгтгта^-н+т-н . 11"T" .'.'.'."""! ! !''"' ЁЕШ вир. сверх!/rrn, r ,fРис. 5. Дорога на бревенчатом настиле через особо топкие болота Для настила следует употреблять легкие породы леса: ель, сосну; береза не допускается. Дороги на болотах второй группы Так как эти болота значительно плотнее, то на них вместо бревенчатого настила можно укладывать связанные пучки хвороста (фашины) или просто хворост, располагая их также на продольных лежнях из бревен толщиной 15—20 см (рис. 6). На лежни плотно друг к другу поперек дороги на толщину около 30 см в плотном виде укладываются фашины. Поверх них вдоль краев кладутся жерди и туго притягиваются к нижним лежням. Для большей плотности уложенный ряд настила закрывается привознымгрунт со стороны поперечный вид дери или торср прижимное Ъревно дерев, пачельдерев, крючок. \ иногда заменяю\ш,ий пачель3>Рис. 4. Дорога облегченного типа на бревенчатом настиле через болото